Библиографическое описание:

Токарев А. А., Спиридонова Е. П., Токарева Е. А., Ульянова Т. А. Образовательная программа по консультативному пункту детского сада №659 // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 465-468.


Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения. Различные специалисты ДОУ (заведующая, воспитатели, методисты, педагоги-психологи, учителя-логопеды, медсестры) постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

Сегодня социальный институт семья оказался в эпицентре многих кризисных процессов общества, и поэтому нуждается в особом внимании со стороны других институтов, призванных формировать новые, адекватные времени, подходы к интеграции с семьей в воспитании детей. Большие сложности в воспитании детей испытывают семьи, в которых дети по различным причинам не посещают дошкольные образовательные учреждения. Это связано, прежде всего, с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Для оказания помощи таким семьям на базе нашего детского образовательного учреждения «Детский сад № 659» создан консультативный пункт.

В работе консультативный пункт опирается на Приказ Департамента образования города Москвы от 10 марта 2006 года №116 «О реализации постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года № 104 – ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве».

Учитывая образовательные запросы родителей, специалисты консультативного пункта (старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, старшая медсестра) ставят приоритетом функций сотрудничества нашего дошкольного учреждения и семьи приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирование их о задачах, содержании и методах в воспитания детей в детском саду и семье.

1. В консультативном пункте занимаются дети от 3 до 7 лет.

2. Занятия проводятся 3 раза в неделю по индивидуальному графику.

2.1 Цели – психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по проблемам воспитания и развития детей, не посещающих детский сад.

Основными задачами консультативного пункта являются:

  1. Оказание медико-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям 3 -7 лет, не посещающим образовательные учреждения;

  2. Поддержка всестороннего развития личности детей;

  3. Обеспечение детей стартовыми возможностями при поступлении в школу;

  4. Оказание содействия в социализации ребенка.

2. 2 Контингент детей.

В консультативный пункт принимаются дети в возрасте от 3 года до 7 лет, не посещающие государственное образовательное учреждение.

2.3 Порядок зачисления ребенка и работы с родителями консультативного пункта.

Помощь оказывается бесплатно. Родители получают консультацию при первом телефонном звонке в консультационный пункт, также они могут договориться о встрече с конкретным специалистом. Обращения родителей фиксируются в тетради предварительной записи звонков родителей. Родители, пришедшие на прием без предварительной записи, заполняют регистрационный лист. Родители, пришедшие на прием в консультативный пункт с ребенком, заполняют помимо регистрационного листа анкету для родителей. На основании полученных сведений специалист подбирает наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендует необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка, проводит обучение коррекционным и развивающим технологиям. В случае необходимости долгосрочной работы с родителями заключается специальный договор, проводится беседа о правилах работы консультативного пункта о взаимных правах и обязанностях и заключается типовой договор.

3. Организация деятельности консультативного пункта.

Работа консультативного пункта строится на основе интеграции деятельности специалистов различных профилей: старшего воспитателя, педагога – психолога, логопеда, медсестры.

Консультативный пункт функционирует 3 раза в неделю по индивидуальному графику. Формы работы: лекции, семинары, коррекционно – развивающие занятия, консультации.

3.1. Количество занятий в неделю.

Для детей – 3 раза в неделю;

Для родителей – 1 раз в неделю.

3.2. Актуальность программы.

Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми и семьями. Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. В настоящее время существует группа детей дошкольного возраста, не посещающая детское образовательное учреждение. В консультативном пункте детям окажут помощь в социализации для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Данная программа предусматривает консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.

3.3 Цели и задачи программы

Цели: оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях семьи, в вопросах воспитания, обучения и развития. Педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

  1. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

  2. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

  3. Оказание помощи в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

  4. Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

  5. Повышение социально – педагогической компетенции родителей.

Стратегии:

  1. Составление плана работы консультативного центра.
  2. Изучение потребностей родителей.

  3. Определение эффективных форм и методов работы с родителями детьми.

  4. Разработка документации и обеспечение нормативной документацией.

  5. Взаимодействие специалистов различных профилей: старшего воспитателя, педагога – психолога, логопеда, старшей медсестры.

  6. Сочетание диагностической, коррекционной, образовательной, воспитательной деятельности.

  7. Создание атмосферы гуманности и благожелательности.

  8. Обеспечение равных стартовых возможностей для всестороннего развития детей.

  9. Использование средств современной психолого-педагогической науки и практики.

3.4 Комплекс программ, используемых для работы с детьми в консультативном пункте

ГОУ Д/с № 659 работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, допущенной Министерством образования и науки РФ в 2005 году.

Наряду с базисной программой в ГОУ используются парциальные программы, получившие гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации» для работы с детьми дошкольного возраста.

Для познавательного развития детей старшего возраста используется программа О. А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду». Цель программы – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование начал экологической культуры. В обучении детей грамоте помогает методическое пособие группы авторов: Л. Е. Журовой, Н. С. Варенцовой, Н. В. Дуровой и Л. Н. Невской «Обучение дошкольников грамоте». В нем представлены методы и приемы обучения детей доступными для их понимания средствами: от звукового анализа слова (со среднего возраста) до слогового и слитного чтения (старший дошкольный возраст).

При формировании математических представлений у дошкольников используется методическое пособие В. П. Новиковой, которое определяет содержание работы по данному вопросу и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей развития на математическом материале, разработанном с учетом возрастных особенностей детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Вопросы развития речи детей решает программа доктора педагогических наук О. С. Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». Цель данной программы: развитие связной речи на основе фонетической и грамматической стороны речевого развития дошкольника. В группе раннего возраста используются педагогические методики В. Гербовой «Занятия по развитию речи».

Не менее важной для физического развития и здоровья детей является программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности для детей дошкольного возраста». Цель данной программы звучит в названии: научить ребенка-дошкольника основам безопасности жизни.

В детском саду работает психолог, который проводит занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе «Ступеньки» под редакцией Н. В. Серебряковой для детей раннего и старшего дошкольного возраста используется методическое пособие В.Л. Шорохтной «Коррекционно-развивающие занятия с детьми».

Нравственно – трудовое воспитание осуществляется по программно – методическому пособию Л.В. Куцковой, где предоставлена методика работы с детьми по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста.

Все эти программы и технологии плавно вписываются в единый комплекс и используются для разностороннего развития ребенка – дошкольника.

Коллектив ДОУ работает по подбору технологий для использования в работе по всем направлениям деятельности ребенка – дошкольника.

3.5 Содержание деятельности специалистов.

Старший воспитатель

  • Осуществляет методическое руководство над воспитательно-образовательной деятельностью специалистов консультативного пункта

  • Организует лектории, семинары

  • Ведет контроль и учет работы педагогического персонала консультативного пункта

Педагог – психолог

  • способствует адаптации дошкольника к обстановке образовательного учреждения

  • проводит диагностику психического развития

  • осуществляет психологическое консультирование и просвещение

  • проводит коррекционно-развивающие занятия (групповые и индивидуальные)

Учитель – логопед

  • выявляет уровень речевого развития ребенка

  • помогает ребенку избавиться от речевых недостатков

  • проводит речевые игры и упражнения

Старшая медицинская сестра

  • консультирует родителей по вопросам правильного питания ребенка

  • составляет для ребенка оптимальный режим дня

  • дает рекомендации по профилактике различных заболеваний

  • учит родителей, проводит закаливающие мероприятия

3.6 Тематическое планирование

Исходя из индивидуальных и возрастных особенностей детей, посещающих консультативный пункт, разработать универсальный тематический план занятий по программе консультативного пункта невозможно. Для каждого ребенка или группы детей составляется индивидуальный тематический план.

3.7 Разработка индивидуальной программы работы с ребенком

Специалисты консультативного пункта разрабатывают индивидуальную программу развития ребенка в соответствии с заключениями специалистов: старшего воспитателя, педагога - психолога, учителя – логопеда, старшей медсестры на основе первичной консультации и психолого-педагогической диагностики развития ребенка и составляется график работы с данным ребенком. Рассматривается вопрос о возможном участии ребенка в групповых игровых сеансах. Это отражается в плане работы специалиста.

3.8 Проведение игровых сеансов (групповых, индивидуальных)

Работа с ребенком продолжается после заключения договора с родителями. Работа с детьми заканчивается по результатам освоения ребенком индивидуальной программы. Родителям даются рекомендации.

4. Условия реализации программы

В материально – техническом плане: работа консультативного пункта осуществляется в кабинете психолога, который оснащен техническими средствами, коррекционными играми и игрушками для детей.

В методическом плане: психолого-педагогическая литература, диагностический материал, документация по консультативному пункту.

Основные психолого-педагогические условия: благоприятный психологический микроклимат, уголок уединения для детей, игровые зоны, рабочая зона для специалистов.

  1. Работа с родителями

В рамках данной программы специалисты обеспечивают:

- консультирование родителей;

- проведение родительских собраний;

- ознакомление с современными игровыми средствами;

- проведение тренингов и семинаров;

5. 1. Формы и методы работы с родителями и детьми

Групповые:

- коррекционные развивающие занятия

- обучающие семинары

- консультации для родителей

- психолого-педагогические тренинги

- деловые игры

Индивидуальные:

- психолого-педагогическая диагностика ребенка

- деловые игры

- консультации

- коррекционные - развивающие занятия

6. Формы проведения итогов реализации программы

По итогам реализации программы предполагается оформление письменных отчетов специалистами консультативного пункта с выводами и предложениями по совершенствованию работы консультативного пункта, с предложениями по совершенствованию работы консультативного пункта; возможна организация «круглого стола» по обмену опытом со специалистами других детских образовательных учреждений.

  1. 1. Способы взаимодействия специалистов

В работу с ребенком и семьей в рамках программы были вовлечены от одного до нескольких специалистов. В каждом конкретном случае определялся ведущий специалист, т.е. тот специалист, который отвечает за составление индивидуального плана работы с ребенком, семьей. Каждый специалист мог привлечь в свою работу других специалистов. В групповых формах работы с несколькими детьми или семьями могли участвовать от одного до двух специалистов разного профиля.

  1. Методы и средства контроля эффективности программы

Эффективность программы консультативного пункта проверяется практическими способами: отслеживание регистрации звонков родителей, проверка журнала приема специалистов консультативного пункта и рабочего журнала специалистов, отзывами родителей о работе консультативного пункта. Работа консультативного пункта контролируется заведующей и старшим воспитателем данного детского сада.

  1. Ожидаемые результаты и способы проверки

В результате комплексной работы специалистов консультационного пункта дети, не посещающие детские образовательные учреждения, должны быть обеспечены равными стартовыми возможностями для поступления в школу. Специалисты содействуют повышению социально – педагогической компетенции родителей.


Литература:
  1. Попова Л.В. Организация работы консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования / Ответ. ред. Л. Е. Курнешова. – М., 2007, №1.

  2. Стручкова Г.И. Основные направления социально – педагогической работы с детьми в условиях консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования: преемственность семейного и общественного воспитания / Отв. ред. – М., 2008, № 2.

  3. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978 г.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle