Библиографическое описание:

Максименко Е. В. Урок – это бесконечное творчество // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 530-532.

Георг Фридрих Гегель справедливо утверждал, что «ничто великое в мире не совершается без страсти». Человеческая мысль, энергия, личные ощущения аккумулировались в произведениях искусства. Таким образом, наряду с реальным миром создавался иной – художественный мир.

Сейчас учитель музыки должен быть универсальным специалистом, чтобы не только раскрыть ребёнку музыку в её целостности и отдельно взятых частях, но ещё и для того, чтобы ребёнок смог увидеть, почувствовать неразрывную гармонию музыки и литературы, музыки и живописи, архитектуры, скульптуры, а порой и всей палитры искусств одновременно.

Любой урок — это активная и серьёзно организованная деятельность детей. Нужно планировать, чем и как будут заниматься на уроке дети, планировать вопросы /и разные способы задать один и тот же вопрос/ и проблемы, подлежащие обсуждению, методические подходы, процессы обучения с точки зрения активного включения в них детей. Вот тогда на уроке возникнут разные мнения, диалоги, дискуссии.

С первого урока в 1-м классе мы размышляем о месте музыки в жизни людей, её способности отразить самые неуловимые состояния человеческой души. В 3-м классе дети гораздо глубже воспринимают мир музыки. В 5-м классе у них назревает потребность в передаче музыкальной идеи через другие виды искусства. У некоторых ребят порой получаются настоящие шедевры: стихи, рассказы, картины.

Я считаю, что главное на уроке музыки – не умение «разобрать по запчастям» оперу, симфонию…, а уметь найти то главное зерно, стержень, которые составляют любое произведение /не только музыкальное/. Вот это и есть самое сложное, т.к. такая возможность появляется только тогда, когда ребёнок научился видеть и слышать не только глазами и ушами, но и душой. Приведу небольшой пример из урока в 1-м классе. Ребёнку предлагается простучать двумя карандашами так, чтобы создалось впечатление, будто бежит лошадка. Ребёнок стучит…, а лошадка не бежит. Дети показывают серую карточку, т.е. они «не верят», что лошадка бежит. Вызываю другого ребёнка. И тут, как по команде, дети показывают красную карточку, т.е. они верят абсолютно. /Есть ещё жёлтая карточка, означающая «верю, но не очень»/. Постепенно переходим к сложным музыкальным образам. Причём это не «серенький котик», а сложные, глубокие произведения, которые, как не странно, этим «несмышлёным деткам» более интересны для понимания этого мира, чем произведение, в котором автоматически вырисовывается образ какого-нибудь «серенького козлика». Встаёт вопрос, как те же идеи осуществить в 7-8 классах? Начну с того, что всякий учитель должен помнить: любая информация воспринимается так, как мы её преподносим. Например, прошу ребят сравнить внутреннее мироощущение двух абсолютно разных композиторов /предположим, Шнитке и Вивальди/, тем самым отвечая на вопросы:

  • В какое время жил каждый из них?

  • Что из себя представляет композитор как человек?

  • Какова главная идея каждого из слушаемых музыкальных произведений?

Подобные задания поневоле заставляют внимательнейшим образом вслушиваться в каждое произведение. При правильной организации восприятия, при точной постановке вопроса негативные явления, связанные с нежеланием слушать и слышать то, что предлагает учитель, снимаются, т.к. через музыку они начинают видеть человека и тот мир, в котором он живёт. В такие моменты нужно использовать весь арсенал знаний учителя и учеников в области искусства, тем самым активизируя более яркое представление о жизни той или иной эпохи.

Одна из довольно сложных сторон – отметки по музыке. Они совсем не такие, как по другим предметам. Здесь каждая отметка корректируется нравственно-эстетической шкалой. Ученика нужно слушать по-толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос. Нужно попытаться понять, о чём думает ученик, когда отвечает на тот или иной вопрос. Говорит ли что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки. Высоким баллом должна оцениваться даже робкая попытка что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить – уже результат! Отсюда «пятёрки» по музыке у ребят, которые слабо успевают по другим предметам. И наоборот.

Говоря о том, что музыка – универсальный язык общения, никто не делает открытия, потому что так было всегда, начиная с появления людей на Земле. Причём музыка выступает как средство общения не только между людьми, но и всем сущим на нашей планете. Об этом нужно всегда помнить, создавая свой урок.

На фоне выше сказанного парадоксально звучат слова многих учителей музыки: «Я дам обыкновенный рабочий урок». И тут же мы говорим, что урок музыки – это урок искусства. Может ли искусство быть «обыкновенным»? В этой связи не понятно, как можно говорить об уроке музыки словами «обыкновенный…», если любое творение в искусстве неповторимо? Остаётся сделать вывод, что говоря об «обыкновенном, рабочем» уроке, учитель не до конца понимает суть того, что он делает.

Т.о., можно перейти к тому, что я считаю одним из важных условий проведения урока музыки – это умение задействовать ассоциативность мышления. Обосную. Принцип ассоциации – один из ключевых в работе сознания. Чем больше у человека жизненного опыта, знаний, тем обширнее мир ассоциаций. Именно ассоциативное воображение является одним из самых главных, пожалуй, условий восприятия звука, музыки. Следовательно, идёт воздействие на ту часть нашего сознания, интенсивное развитие которой будет способствовать успеху привития интереса, любви к музыке, а также развитию жизненно необходимых навыков.

Есть очень простой способ проверить, насколько богата ассоциативная память у человека, независимо от возраста. Спрашивается, зачем лезть в эти дебри? Всё дело в том, что зная некоторые особенности психики человека, можно гораздо проще, а порой и менее болезненно разрешать многие проблемы и общения, и обучения. Итак, способ проверки ассоциативной памяти – игра в слова. Кстати, в 1919 году К.Г. Юнг составил благодаря ней тест. Он состоит в следующем: участнику игры предлагаются слова, на которые тот, как можно быстрее, придумывает и отвечает первым пришедшим на ум другим словом-ассоциацией. Всё это желательно записывать. В этой игре заключён глубокий психологический смысл: развитие ассоциативной памяти, образного мышления, воображения, речи…

Всё выше сказанное имеет прямое отношение к уроку музыки. Заканчивая краткий экскурс в психофизиологию, чтобы затем обратиться непосредственно к музыке в заданном ключе, можно сформулировать 3 пункта, практическое внедрение которых поможет в некоторых жизненных ситуациях, связанных с нашей педагогической деятельностью.

1. Обращать внимание на то, что хочется запомнить. Не нужно удерживать в памяти всё. Обращаться с особым вниманием к тем темам, которые впоследствии нужно будет воскресить в памяти.

2. Материал, который нужно запомнить, организовывается в строго определённую структуру, фокусируя внимание на смысле и контексте.

3. Использовать очерёдность, которая поможет запомнить материал. Заставлять работать воображение, придумывать истории, связанные с тем, что должен запомнить. Это поможет надёжнее закрепить информацию в долгосрочной памяти и т.д.

А теперь перейду к ассоциациям, ассоциативным играм на уроке музыки. Музыка – это тот вид искусства, который при наличии изобразительных возможностей помогает найти способ неповторимого самовыражения, воздействуя на органы чувств, причём косвенно, например, во время игры. Что же при этом необходимо учитывать:

  • Должна быть соответствующая эмоциональная установка, которая обеспечит активизацию мыслительных процессов, а, следовательно, воображения.

  • Постановка задач должна происходить с учётом возраста ребёнка, а также с учётом прогнозируемого его развития. При этом необходима последовательность в постановке этих задач для точной и правильной организации действий.

  • Таким образом, появляется особое эмоциональное состояние, которое предполагает настрой на то или иное отношение к действительности.

  • И, конечно, результат, прогнозируемый результат:

  • наглядно-практический, т.е. в итоге получаем сочинённую или исполненную музыкальную пьесу;

  • перспективно-заинтересованный, т.е. в данный момент практический результат ещё не получен, но есть желание создать и показать результат;

  • отдалённо-перспективный, т.е. через некоторое время благодаря поискам индивидуального психоаналитического подхода появляется интерес, переходящий в практическую деятельность.

Какой же вид деятельности наиболее ярко раскрывает ассоциативный мир? Это, конечно, игра, которая может иметь различные транскрипции в зависимости от возраста учеников, целей, задач. И главное здесь – создать атмосферу комфорта и доверия. Учитель должен помнить, что он в данном случае выступает как одно из действующих лиц игры, при этом не забывая оценивать, поощрять, поддерживать, направлять, предлагать, но не навязывать, советовать, но не требовать.

Хочу привести для примера несколько ассоциативных игр, которые часто использую в своей практике.

  • « Я слышу солнце »

Учитель: - Какими звуками наполнен наш мир? Ответ на вопрос можно нарисовать,

описать словами, озвучить…

- Может ли звучать солнце? / ответы/

- Как оно звучит рано утром? / описать словами, изобразить, озвучить/

- Какое звучание будет днём, если при этом представить тяжёлые облака,

стремящиеся закрыть солнце?

- Как звучат лучи солнца, отражающиеся в воде?

/ На каждый вопрос следует ответ ребят / и т.д.

Конечно, подобные игры можно приводить до бесконечности. Но к чему же в итоге приводит использование таких игр?

1. К оживлению и увлечённости, повышению интереса к музыке.

2. Пробуждению внутренней активности, умению создать новые идеи и образы.

3. Развитию индивидуального творчества.

4. Попыткам анализировать результаты коллективного творчества.

В заключение этой части хочу отметить, что одно дело, когда ребёнок просто слушает музыку, не слыша её по-настоящему, а другое дело – когда он создаёт музыку сам, пусть даже примитивную, опираясь на то, что ему ближе, на то, что он знает. Р.Шуману принадлежат слова: «Лучший способ говорить о музыке – молчать о ней». Это, конечно, бесспорно, но лишь тогда, когда за этим молчанием стоит осознанное восприятие музыкального произведения, когда идёт духовно-творческая обработка музыкального материала. Но это крайне редко даётся кому-то с рождения. А вот направить, научить, подсказать на первых порах обучения – это возможно лишь при использовании вербальных, тактильных, художественных, пластических возможностях ребёнка. Когда ребята перейдут из младшего звена в среднее и старшее, необходимость специально искать ассоциации отпадает, т.к. они этому уже научены. Вот тогда и можно слушать музыку по-шумановски.

Глубина восприятия искусства обусловлена художественным опытом воспринимающего и наличием собственных жизненных впечатлений, уровнем образованности и расположенностью к анализу, эмоциональной отзывчивостью и подготовленностью. Идеал, к которому нужно стремиться, на мой взгляд, - воспитать умение чувствовать искусство через один из его самых невербальных видов – музыку, научить трудиться душу ребёнка.

«Искусство наполняет жизнь значением и смыслом… и делает это мощно и красиво, как ничто другое». [Генри Джеймс. Письмо Г.Уэллсу. 1915]



Литература:
  1. Д.К.Кирнарская – «Музыкальные способности». М.: Таланты-XXI век, 2004.

  2. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон. 1994.

  3. Журнал «Музыка в школе». 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle