Библиографическое описание:

Кравцова Д. Л. Европейская социальная хартия как источник российского трудового права // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 283-286.

Европейскую социальную хартию принято называть аналогом Европейской конвенции о правах человека в сфере экономических и социальных прав. Подписанная в 1961 г. в Турине и вдохновленная рядом конвенций Международной Организации Труда, хартия стала первым международным соглашением, включившим в единый текст широкой круг экономических и социальных прав.

Из-за отсутствия процедуры индивидуальных петиций, гарантии, предоставляемые Социальной хартией индивидам, даже при самом поверхностном рассмотрении представляются намного слабее, чем гарантии Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в области гражданских и политических прав. Поэтому неудивительно, что хартия всегда находилась в тени конвенции. Тем не менее, в течение девяностых, в системе хартии были проведены основательные реформы, давшие ей "новый толчок" и существенно усилившие ее. Внезапно возникший интерес Совета Европы к практически забытой хартии можно объяснить двумя основными факторами. Первый связан с развитием трудового и социального права ЕС, а также принятием в 1989 хартии фундаментальных социальных прав трудящихся Сообществ - декларативного инструмента, "имеющего только политические последствия и никакой юридической силы". Тем не менее, в определенных кругах Совета Европы хартия Сообществ породила опасения, что она может сделать его собственную хартию "лишней". Вторым же фактором стало вступление в Совет Европы значительного числа новых членов, и организация, таким образом, решила приобщить бывшие социалистические страны к европейской социальной модели посредством Социальной хартии. Однако, для этого, надо было сначала усовершенствовать ее контрольную систему, а также модернизировать ее материальное содержание. В итоге, были устранены определенные недостатки системы докладов, создана система коллективных жалоб по примеру аналогичных процедур МОТ, и, наконец, в 1996 был принят новый, обновленный вариант договора - Пересмотренная европейская социальная хартия.

Европейская социальная хартия защищает социальные и экономические права граждан и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Постановлением №150 от 24 февраля 2009 г. Правительство РФ одобрило хартию и представило ее Президенту РФ, для того, чтобы он внес ее на ратификацию в Государственную думу РФ. На основании подпункта «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996г. была ратифицирована 03 июня 2009 года, поскольку её предметом являются основные права и свободы человека.

При этом ратификация хартии является выполнением одного из обязательств Российской Федерации, взятых при вступлении в Совет Европы в феврале 1996г., и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере.

Сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям хартии показывает, что существующие в России институциональные и правовые основы социальных и экономических гарантий прав граждан в основном соответствуют положениям хартии. Вместе с тем уровень реально предоставляемых гарантий для отдельных групп населения определяется экономическими возможностями государства. Повышение этого уровня до стандартов, установленных хартией, связано с дальнейшим экономическим развитием страны.

Для достижения провозглашенной в хартии цели укрепления евро­пейского единства в социальной области путем принятия общего для всех Договаривающихся Сторон свода основных обязательств предус­матривается, что Договаривающиеся Стороны должны принять в пол­ном объеме обязательства в отношении по крайней мере шести из девяти конкретно указанных в хартии статей. Этими статьями являются:

статья 1: Право на труд;

статья 5: Право на объединение;

статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

статья 7: Право детей и молодёжи на защиту;

статья 12: Право на социальное обеспечение;

статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь;

статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь

Статья 20: Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола.

Эти статьи были выбраны не потому, что они защищают девять наи­более важных прав,-

Европейская социальная хартия дополняет Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая при всех своих бесспорных достоинствах не содержит гарантии экономических и социальных прав человека, и направлена на повышение благосостояния граждан государств-участников. Нормы хартии мало, чем отличаются от норм конвенций Международной организации труда (МОТ) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантии которых касаются социальных прав.

Хартия содержит действенный механизм контроля за соблюдением социально-экономических прав человека, способствует выравниванию уровней социальной защищенности лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников, позволяет стимулировать развитие и совершенствование их законодательств.

14 сентября 2000 г. Российское правительство подписало Европейскую социальную хартию в новой редакции. На очереди встал вопрос о ее ратификации.
Это послужило толчком к скорейшему приведению норм российского законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

Были приняты десятки тематических законов, касающихся различных вопросов социальных и трудовых отношений, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство, обеспечивающее защиту экономических и социальных прав человека.

Однако при ратификации Европейской социальной хартии (в редакции 1996 г.) могут возникнуть определенные трудности в отношении обязательств по отдельным пронумерованным пунктам. Например, по п.2 ст.12 (поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере, достаточной для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения 1964 г.), п.4 ст.13 (применять положения статьи о праве на социальную и медицинскую помощь на равных началах к своим гражданам и гражданам других государств-участников Хартии, которые законно находятся на территории соответствующего государства с учетом обязательств, вытекающих из Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 г.).
Эти трудности обусловлены тем, что уровень обеспечения социальных гарантий в России не соответствует обязательствам, которые предусмотрены европейскими конвенциями. Так, некоторые статьи Европейского кодекса социального обеспечения устанавливают для государства тот минимальный уровень социальной помощи (соответствует стандартам МОТ), который оно должно предоставить своим гражданам по старости, по материнству, на содержание детей, в случае болезни, безработицы, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидности, потери кормильца в других случаях. А статьи Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи включают обязательства государства предоставлять гражданам других сторон соглашения, находящихся на законных основаниях на его территории и не имеющих достаточных средств, социальную и медицинскую помощь на таком уровне и на тех же условиях, что и своим гражданам.

Очевидно, что в настоящее время стандарты Европы трудно выполнимы, прежде всего, в силу экономических причин, наиболее востребованные российским обществом социальные гарантии, касающиеся повышения уровня жизни граждан и условий труда и уровня его оплаты, требующие значительных финансовых вливаний.
Реализация некоторых статей и пунктов хартии на территории России потребуют существенного изменения российского законодательства, что повлечет значительные дополнительные расходы из федерального бюджета.

В статье 22 хартии закреплено право участия работников в улучшении условий труда. В частности, в ней говорится "для обеспечения эффективной реализации права работников на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды на предприятии Стороны обязуются принять меры, предоставляющие работникам или их представителям в соответствии с национальным законодательством и практикой участвовать:

а) в определении и улучшении условий труда, организации труда и производственной среды;

б) в обеспечении безопасности и гигиены труда на предприятии;

в) в организации социально-бытового обслуживания работников на предприятии;

г) в надзоре за соблюдением указанных правил".

Нынешний статус инспекторов по труду, положение этих служб, общее состояние экономики не дают особых надежд на реализацию данных положений. Наблюдаются трудности и в реализации требований статей 24 (право на защиту при увольнениях), 29 (право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях).

Не достаточно эффективны и механизмы охраны и защиты прав работников. Суды общей юрисдикции перегружены, а формирование трудовых арбитражей или судов пока еще проблематично. К сожалению, Трудовой кодекс, конституционность норм которого подтвердил Конституционный Суд РФ, ужесточил требования к работницам с малолетними детьми и детьми-инвалидами, профсоюзным активистам.

Расхождение между нормами Европейской социальной хартии и российского законодательства обнаруживаются при анализе содержания статьи 23 хартии, в которой определяются права пожилых людей на социальную защиту. Стороны обязуются принять самостоятельно или в сотрудничестве с государственными и частными организациями необходимые меры, направленные на то, чтобы дать возможность пожилым людям оставаться полноценными членами общества посредством предоставления:

а) адекватных ресурсов, позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни;

б) информации о социальных службах, созданных для удовлетворения нужд пожилых и инвалидов.

Все это должно дать возможность пожилым людям свободно избирать стиль жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке. Значительные сложности наблюдаются и при реализации статей 30 (право на защиту от бедности и социального остракизма) и 31 (право на жилье) хартии, потому что для обеспечения эффективной реализации права на защиту от бедности и социального остракизма Европейская социальная хартия обязывает подписавших её:

а) принять меры в рамках всеобъемлющей и скоординированной программы к приобщению лиц, живущих в условиях бедности и социального неравенства, к занятости, обеспечению их жильем, медицинской помощью, культурными ценностями, организацией для них обучения;

б) в случае необходимости дополнительной социальной адаптации принимать дополнительные меры к меняющимся, условиям. Для обеспечения эффективной реализации права на жилье государства-участники Хартии обязуются принимать меры, направленные на:

1. предоставление жилья в соответствии с европейскими стандартами;

2. предотвращение бездомности и сокращение числа бездомных;

3. достижение цены на жилье до величины, доступной для граждан, не имеющих достаточных средств на его приобретение. Но эти задачи при настоящем состоянии экономики страны невыполнимы.

Реализация принимаемых в стране мер по дальнейшему развитию социально-трудовой сферы позволяет приблизиться к стандартам, провозглашённым в хартии, что даёт возможность выполнения обязательств, принимаемых при её ратификации.

Учитывая существующие различия между социальными и экономическими структурами европейских государств, хартия не предусматривает, что государство, её ратифицирующее, должно обязательно и немедленно принять все статьи, содержащиеся в ней. Существует гибкая система, позволяющая государствам отбирать статьи, приемлемые для них, но обязывающая при этом согласиться с «основными статьями» по обязательствам, которые считаются основополагающими. Таким образом, государствам предоставляется возможность в дальнейшем расширять круг своих обязательств.

Следует отметить, что в период подготовки к ратификации хартии российское законодательство в социально-трудовой сфере развивалось в направлении соответствия нормам и положениям Хартии. Реализуемый ряд приоритетных национальных проектов, направленных на повышение качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе в области здравоохранения, образования, приобретения жилья, позволяет Российской Федерации приблизиться к стандартам, провозглашенным в хартии и это дает возможность выполнения обязательств, принимаемых при ее ратификации.

Предусмотренные мероприятия по улучшению демографической ситуации: увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, увеличение стоимости родового сертификата, увеличение размеров выплат на содержание ребенка в семье опекуна, приемной семье и заработной платы приемному родителю, а также установление единовременного пособия при передаче детей на воспитание в семью и компенсации затрат родителей на детское дошкольное воспитание позволили включить в перечень ратифицируемых статей статью 16 «Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту», в отношении которой были определенные сомнения.

Приняты обязательства от имени Российской Федерации в отношении 19 статей из 31 статьи Хартии, в том числе 6 статей (1, 5, 6, 7, 16 и 20) из 9 обязательных (это статьи о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодежи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола).

Положения хартии, обязательства по которым приняла Российская Федерация, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Принятие этих положений возможно без внесения изменений в действующее законодательство, а их реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

Ратификация хартии обеспечила гражданам дополнительные гарантии защиты социальных и экономических прав, а также послужит ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере.


Литература:
  1. Европейская социальная хартия от 18.10.61 г., с изм. и доп. от 03.05.96 г.
  2. Федеральный закон от 03.06.2009 N 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.66 г.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ по состоянию на 15 января 2010 г.
  5. Европейский кодекс социального обеспечения от 16.04.64 г.
  6. Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи от 11.12.53 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle