Библиографическое описание:

Эсмаили С. М., Мохаммад-заде Ш. Г. Взаимосвязь между цивилизованным и массовым обществом в Иране // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 323-326.

Движения протеста в разных обществах имеют разную форму, с одной стороны можно наблюдать восстания, общественные протесты, а также революции, которые имеют корни в массовом обществе. В подобных обществах члены общества действуют автомотически (atomizer) и эта общественная автоматизация становится причиной выявления многочисленных кризисов, в том числе личных и общественных, в результате чего в таких обществах появляются каризматические лидеры. С другой стороны, протесты в цивилизованном обществе проявляются в цивилизованной форме. Подобного рода протесты являются прямой противоположностью массовым протестам массового общества. Цивилизованные протесты не преследуют своей целью полного свержения государства, а выступают за проведение реформ, что полностью противостоит массовым протестам, имеющим свергающий и резкий характер.

Необходимо отметить, что проведение исследований в области общественных кризисов и протестов является весьма сложным и обширным. Эти протесты в каждом обществе имеют разные особенности и меняются в зависимости от общества. В данной статье будет изучена взаимосвязь между цивилизованным и массовым обществами в Иране.

Ключевые слова: цивилизованное общество, массовое общество, модернизм, традиционизм.

Взаимосвязь между цивилизованным и массовым обществами в Иране может быть разделена и описана в разные периоды: а) до президентских выборов 1997 года в Иране б) после президентских выборов 1997 года.

В этой связи необходимо указать на особую роль иранской интеллигенции, в том числе литераторов, деятелей кино и театра в просвещении иранского цивилизованного общества. Согласно этому разделению на периоды можно более подробно проанализировать взаимосвязь цивилизованного и массового обществ в Иране:

  1. Диалог в цивилизованном обществе

Основные атрибуты цивилизованного общества в основном были представлены бывшим президентом Ирана Мохаммадом Хатеми, который имел особый подход к этому вопросу. Идеи Хатеми и стиль их представления заменили в обществе политический подход культурным подходом. Он в отличие от прежних политических деятелей, которые в основном выступали за экономическое развитие, уделял особое внимание политическому и культурному развитию общества. Необходимо отметить, что политика прежних руководителей, сосредоточенная на экономическое развитие, не пользовалась особой поддержкой иранского народа.

В то же время противоположная сторона, то есть массовое общество в Иране в период президентских выборов 1997 года, а также в 2001 году никогда не затрагивали тему цивилизованного общества. Также необходимо отметить, что народ и даже самые рьяные сторонники цивилизованного общества не имели ясного представления и точной формулировки основопологающих понятий цивилизованного общества. В этом же свете известные теоретики реформаторского движения в Иране стремились удовлетворить культурную потребность иранского общества и заполнить существующий пробел. Эти усилия, которые предпринимались в рамках существующих ранее в стране диалогов можно коротко сформулировать слудующим образом:

1-1) С начала конституционного периода 1906 года в Иране сформировался демократический диалог.

1-2) Результатом диалога массового общества в Иране является: диалог идеологического традиционизма + абсолютный модернизм династии Пехлеви + традиционная наследственность (patrimonial).

1-3) Диалог традиционной наследственности в Иране состоит из трех разных теорий: теория иранского королевства, теория халифата, теория племенного патриархата.

1-4) Идеологический принцип демократического диалога состоит: 1- законность, 2- ограниченность и конституционность власти, в особенности политической власти, 3- необходимость политического участия, 4- конкуренция, толлерантность и умеренность, 5- нововведения, 6- свободная интерпретация текстов, в особенности религиозных текстов (ислама, шиизма и т.д.).

В Иране диалог цивилизованного общества сформировался после Исламской Революции вслед за президентскими выборами 1997 года и начала реформаторского движения в стране.

Основной политический принцип цивилизованного общества в Иране полностью противоречит убеждениям и принципам массового общества и традиционных лидеров в Иране. Именно поэтому в иранском обществе два вида диалога противостоят друг другу. Каждый из них имеет свои принципы и, настойчиво настаивая на них, стремятся внедрить в иранское общество.

  1. Основные принципы цивилизованного и массового общества

Основные принципы цивилизованного общества Ирана состоят:

2-1 законность подобная конституционному движению в Иране 1906 года

2-2 борьба с гегемонизмом подобная движению за национализацию нефти в Иране 1943 года

2-3 демократическая интерпретация ислама и шиизма подобная религиозной интеллигенции 1978 года

Необходимо отметить, эти принципы диалога цивилизованного общества являются также идеологическими принципами демократического диалога. То есть диалог цивилизованного общества в Иране полностью совпадается с демократической идеологией. Теоретики реформаторского движения в Иране и сторонники цивилизованного общества отмечают: Диалог цивилизованного общества основывается на народовластии и демократии и в основном политические реформы были своего рода реакцией. Известный иранский теоретик Баширие называет диалог цивилизованного общества реакцией на глубокий идеологический кризис, который возник в политическом строе иранского общества (Баширие, 2002,71).

Об общественной роли диалога массового общества, который он называет традиционнным диалогом, пишет: «Конечно, диалог идеологического традиционизма, который распространился и господствует после в Иране после Исламской Революции, породил закрытое массовое общество, которое полностью противоречит идеологической конкуренции и другим проявлениям демократии» (Там же. 78).

Необходимо отметить, что диалог идеологического традиционизма в Иране, который является идеологической базой массового общества и имеет две важные особенности:

а) создание неофициальных фракций, групп давления и военных и безопасных полуформирований.

б) создание формирований политического ополчений и миллионных группировок в Иране.

3) Диалог политического развития, политических реформ, свободы и законности

Мохаммад Хатеми в своем первом предвыборном выступлении высказал новые идеи свободы и в частности отметил: «В Конституции Исламской Республики Иран государство принадлежит Богу и народ представляют Его волю, и наш народ свободно признал это. В Конституции ясно говорится о праве народа выбирать и тем самым наша Конституция закрывает путь наихудшему виду диктатуры, когда особая группа, ссылаясь на Бога, пренебрегает волей народа и его желанием.» (Бюллетень избирательного штаба, 1996).

Особенность диалога, предложенного Мохаммадом Хатеми, было обеспечение свободы прессе, невмешательство в дела прессы, законность в обществе, цивилизованное общество, проведение реформ в рамках Конституции, пресечение всякого рода диктатуры и идеологизма. В рамках диалога, предложенного Хатеми, предусматривалось полное уважение всех членов общества в независимости от политических и идеологических убеждений. (Там же).

4)Диалог религиозного народовластия и уделение особого внимания молодежи и женщинам.

Демократия в диалоге цивилизованнгого общества, принимая во внимание национальные особенности, время и расположение Ирана воедину соединилась с понятием религиозного народовластия и интерпретируется именно с этого угла зрения. В то же время молодежь играет в ней решающую роль. Диалог цивилизованного общества в отличие от традиционного общества считает необходимым активное участие женщин и молодежи во всех сферах политической и общественной жизни страны. То есть в цивилизованном обществе молодежь призывается самостоятельно решать проблемы и участвовать во всех программах. Подобный подход привел к тому, что молодежь приняла активное участие в выборах 1997 года (Пиран, 1997,31). В то же время уделение особого внимания женщинам в качестве представителей половины иранского общества, был важным девизом цивилизованного общества. Сторонникам диалога цивилизованного общества таким образом удалось привлечь к себе внимание женщин, которым они обещали активное участие в политической, общественной и культурной жизни страны. Цивилизованное общество Ирана отмечает, что женщины как и мужчины способны играть важную роль в обществе и несут большую ответственость в ней. Они могут занимать ключевые посты и нельзя пренебрегать их ролью и изолировать их.

Подобный подход иранского цивилизованного общества, с одной стороны привлек внимание женщин и их активное участие , а также поощрил их продемонстрировать свои способности занимать важные посты и принимать важные решения (Кавияни, 218). Такие лозунги цивилизованного общества, как «Да здраствуют мои противники» оказали огромное влияние на народные массы и свидетельствовали о толерантности лидеров цивилизованного общества. В общем можно сказать, что диалог цивилизованного общества в период с 1997 по 2002 годы имел огромный успех среди общества и прогрессировал.

Но вслед за этим периодом цивилизованному обществу не удалось внедрить в жизнь свои лозунги. О неудачливости цивилизованного общества было высказано множество мнений, как со стороны тех, кто является его сторонниками, как и со стороны тех, кто покинул это движение, а также представители массового общества. Большая часть критики была направлена в адрес бывшего президента Мохаммада Хатеми. Было сказано, что Хатеми не захотел и не смог стать лидером реформ, истинным реформатором, так как был убежден в том, что президент не имеет права возглавлять оппозицию в самой системе. (Хатеми, газета Хамшахри, 2004:3481).

Конечно, с точки зрения некоторых специалистов по вопросам цивилизованного общества Ирана, даже сам Хатеми во второй президентский период стал антиреформистом и шел против своих же убеждений. Дошло до того, что его близкие соратники и другие реформаторы подвергали его резкой критике, так как он отказался возглавить реформаторское движение и не проявил нужной стойкости и твердости перед массовым обществом. Они убеждены в том, что Хатеми не смог в ногу с остальным реформаторами внедрить в жизнь стратегию «покорения окопы за окопой». По убеждению этой группы Хатеми не использовал все существующие ресурсы, потенциалы и реформаторские способы и тем самым привел к ослаблению цивилизованного общества и обрек их на полное поражение.

Сторонники массового общества и его аналитики убеждены в том, что во второй президентский период Хатеми (2001-2005 гг) несмотря на желание президента он вел неверную политику, что, в свою очередь, привело к расколу в рядах реформаторского движения.

5) Средства массовой информации цивилизованного и массового общества

Средства массовой информации являются самыми важными столпами политического развтия каждой страны. В этой связи можно указать на важную деятельность цивилизованного общества в создании газеты Салам. Эта газета с самого начала была важным печатным органом для всех левых сил. Редакцию этой газеты возглавили бывшие сотрудники журнала Культурный Куйхан. Но вскоре уже в июле 1997 году такие группы как революционные религиозные деятели, руководители движения созидания и организация борцов исламской революции возглавиди СМИ цивилизованного общества в Иране. После формирования этой группы реформаторское движение шло по верному курсу и более прочными шагами. В первые месяцы работы президента Хатеми, заместитель министра культуры и исламской ориентации Ахмад Бургани подписал разрешение на создание множества газет и журналов. И каждый раз, когда по какой-то причине органы контроля закрывали газету или журнал, на следующий же день открывались новые газеты и журналы. Рост СМИ после июля 1997 года был весьма значительным. Ранее в стране издавалось 550 наименований газет и журналов тиражом 5.1 млн., это число возросло до 1000 наименований каждый тиражом 3 млн. (Джирани, газета Шарг, номер 221:2004).

Данная политика проводилась с целью установить свободу в прессе, общественной сфере, а также разрешить гражданам выражать свое мнение. Но в то же время некоторые представители СМИ стали идти против установленных традиций, а иногда не уделяли должного внимания религиозным убеждениям народа, что приводило к реакции религиозных органов, традиционного общества и религиозных лидеров страны.

Уделение особого внимания работе СМИ было важной обязанностью руководителей цивилизованного общества. Джалаи Пур – один из лидеров цивилизованного общества Ирана в связи с началом работы газеты Джамее и назначением Шамсоль Ваэзин на пост главного редактора, Мохсена Сазегара, исполнительным директором и основной целью данной газеты пишет: «Были приняты во внимание способности этих людей, а также их единомыслие и согласованность. Во-первых, все они были учениками Суруша (известный теоретик реформ Ирана) и все были единомышленниками. Во-вторых, все они верили в свободу и уважали ее. В-третьих, с политической точки зрения были умеренными, в убеждениях и культуре верили в плюрализм, во внутренней политики в демократию, во внешней политики в мирное международное сосуществование и в экономике в конкуренцию на мировом рунке. В-четвертых, все они были убеждены в цивилизованном обществе и не верили в политическую диктатуру». (Джалаи Пур 1999:44).

Можно сказать, что пресса стремилась играть роль политических партий в государстве. И, таким образом, этот общественный орган постепенно внедрялся в политическую структуру страны. Поэтому они начали создавать цепочную прессу.

Тактика создания цепочной прессы заключалась в том, что вместо каждой закрытой газеты открывалась новая газета и они как бы заменяли друг друга. Этому способствовали многочисленные разрешения, данные министерством культуры и исламской ориентации в тот период. Если такие газеты, как Джамее, Хордад, Нешат закрывались официальными органами традиционного общества из-за каких-либо нарушений сразу вместо этих газет открывались такие, как Тус, Фатх и Азадеган с теми же кадрами и ред.коллегией.

Представители массового общества, которые придерживаются традиционных убеждений считают, что нельзя доверять реформаторам, так как их движение и идеи основываются на человеческом разуме и не могут спасти общество. И иранское общество должно опираться на более устойчивую базу. Но важным фактом является то, что оба общества массовое и цивилизованное выступают за коренные изменения в политической структуре страны.

Основные термины: цивилизованного общества, массового общества, диалог цивилизованного общества, цивилизованного общества Ирана, иранского цивилизованного общества, диалога цивилизованного общества, сторонники цивилизованного общества, Диалог цивилизованного общества, лидеров цивилизованного общества, иранского общества, диалога массового общества, традиционного общества, цивилизованного общества реакцией, атрибуты цивилизованного общества, понятий цивилизованного общества, тему цивилизованного общества, принципы цивилизованного общества, принцип цивилизованного общества, Иране диалог цивилизованного, вопросам цивилизованного общества

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle