Библиографическое описание:

Амонов Б. А. Корни модернизации общества // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 311-312.

Корни модернизации общества восходят к взглядам древних мыслителей о создании добродетельного общества. Теоретические взгляды о государстве и обществе, политике и государстве совершенствовались в процессе исторического развития обществ, начиная с создания первых общин до настоящего времени. Изучая историю, мы сталкиваемся с тем, что эти политические процессы и опыт создания благоразумного общества впервые появились в Китае. Известно, что первые исследования о справедливом обществе в Китае были проведены древним ученым Конфуцием (Кун-цзи, 551-479 гг. до н.э.). В то время китайское общество переживало период упадка. Конфуций пытался разработать правила нравственных норм, призванных оказать безмерное влияние на укрепление, восстановление, реформирование этой системы, создание новых, последовательных структур общества.
Исходя из правила, что восстановление общества, которое переживало в то время период упадка, зависит от соблюдения правителями и должностными лицами критериев справедливости в управлении, Конфуций стремился создать образец нравственных норм, символ совершенного человека и достиг этой цели. Этот символ - “цзюнь-цзы” (“цзюнь” – господин, правитель; “цзы” - сын) означал в его трактате понятие, близкое значению слов “благородный”, “великодушный”. Вместе с тем Конфуций расскрыл сущность символа человека, способного претворить в жизнь общественный порядок, осознавшего свои права и обязанности на уровне нравственного образца, чтов конечном итоге является залогом прочности и незыблемости общества. Именно в этом он видел путь к спасению пришедшего упадок общества. Конфуций, который выдвигал лозунг “Правитель должен оставаться правителем, подданый - поданным, отец - отцом, сын - сыном”, считал, что добиться устойчивости общества можно лишь посредством конкретных общественных разграничений. В центре политической части его мировоззрения превоочередной задачей стояло благосостояние народа.

По мнению Конфуция “управление – значит придерживаться верного пути”. В частности, он говорил должностному лицу царства Чу: “Лишь когда близкие будут удовлетворены тобой, тогда и далекие тебе люди будут стремиться сблизиться с тобой, захотят приблизиться к тебе”. Один из самых значительных назиданий Конфуция заключены в его словах, сказанных своему ученику Цзи-гуну: “Важно обеспечить людей пищей, оружием и обрести их доверие. Можно отказаться от оружия, можно отвратить лицо от пищи (в конце концов рано или поздно все уйдут из жизни), но нет основы у государства, которому не верят”. Философ указывал, что долг хорошего чиновника давать правителю мудрые советы, даже вопреки его воле: “Не обманывайте его (т.е. правителя)! Возражайте ему!”.

Конфуций высоко возносит роль духовности и нравственности в государственном управлении, в организации стабильного функционирования общества. Он пишет: “Если общество управляется с помощью законов и порядок обеспечивается посредством наказаний, люди стремятся избежать наказаний, не чувствуют угрызений совести, если же управление осуществляется с помощью дэ (духовно-нравственныхсредств), порядок обеспечивается с помощью духовных ценностей, люди будут будут следовать совести, будут честными и добросовестными”.
Хотя и трудно провести границу между древним китайским обществом и государством, однако в исследованиях, в которых рассматриваются вопросы формирования идеального для человечества общества, ученыене случайно снова и снова обращаются к творчеству Конфуция. Учение великого философа о совершенствовании общественного устройства, обогащении норм человеческой морали духовными ценностями служит первоисточником для всех ученых общественных и политических наук. В современном Китае конфуцианство стало духовной и религиозной ценностью всего народа.
Мы думаем, что ценность наставления философа бессмертна, потребность в оставленном им духовном и научном наследии вечна. К тому же конфуцианство в каком бы обществе ни было, не теряет своего значения в качестве фактора и источника сохранения и дальнейшего развития общечеловеческих ценностей в этом обществе. В современном гражданском обществе в реформах, направленных на поддержание баланса и гуманизацию взаимоотношений гражданин-общество-государство, изучение наследия Конфуция несомненно принесет свою определенную пользу.
Согласно основному принципу нравственной философии Сократа, хорошо то правление, которое основано на законотворчество ученых мужей, управленческое волеизъявление и государственные законы, правление же, направленное против воли народа, основанное не на законы, а на самоуправство правителя есть правление изуверское. Если законы управления осуществляются лицами, обеспечивающими их исполнение, это – аристократия; если управление проистекает из богатства, то это – плутократия, а если основано на волеизъявление масс, то это – демократия.
Если исходить из трактата Платона “Критий”, Сократ первым в истории политико-правовой мысли Европы выдвинул мысль о необходимости договорных отношений между государством и его членами (гражданами). [2,с.68]

Еще одним философом, который внес большой вклад в формирование элементов гражданского общества, является Платон, ближайший ученик Сократа (427-347 гг. до н.э.). Исследования и учение Платона о государственном устройстве в полной мере отражены в его трактатах “Государство”, “Критий” и “Каноны”. Однако, поскольку в античный период различия между государством и обществом не были пока слишком острыми, то в этих произведениях частично можно встретить научные изыскания в области взаимоотношений между обществом и гражданами. Например, Платон в своем трактате “Государство” определяет полис как единицу совместного проживания, приспособленного к потребностям общества, и в качестве наилучшего пути удовлетворения этих потребностей выдвигает идею разделения труда между государством и его гражданами.

Взгляды Платона на элементы гражданского общества более всего нашли свое отражение в его трактате “Каноны”. Во главе его “государства” стоят 37 управленцев, избранных путем многоступенчатых выборов.Платон, помимо упомянутых высших органов государства, предлагает создать еще одну управленческую структуру. Это по сути своей - специальный орган, стоящий над государством. Этот орган, именуемый “Ночным собранием, должен состоять из 10 наиболее мудрых и уважаемых лиц, в руки которых должна быть вручена судьба государства.

Необходимо отметить,что Платон высоко вознес значение свободы – одного из важнейших элементов гражданского общества для существования устойчивого справедливого государства. Особое внимание ученый обращал поиску решений проблем государства, которые могут породить опастность для существования справедливого общества. Он предлагал вырвать из сердца должностных лиц государства два корня эгоизма. Это – любовь к собственности и любовь к семье. Поэтому он ратовал за то, чтобы ставить государство выше родителей и семьи. Во времена, когда не было возможности контролировать деятельность государства со стороны широких народных масс, такое отношекние было жизненной необходимостью.

Велика роль произведений Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) в упорядочении первоначальных представлений о гражданском обществе. В своих произведениях, таких, как “Политика”, “Этика”, “Риторика” выдвигал идеи совершенствования общества. По сей день не потеряли своего значения исследования Аристотеля по развитию принципов уравнивания равенства и справедливости в области политики и права. По-мнению ученого-мыслителя, политическая свобода может существовать только среди свободных и равноправных людей, принадлежащих к единому сообществу, преследующих цель удовлетворения своих потребностей.

Ученый даёт следующее определение демократической форме правления, при котором высшее правление принадлежит не закону, а народу. Исходя из этих слов, мы убежденно говорим, что Аристотель уже более 23 веков назад сравнительно изучил характерные черты тоталитарного социалистического общества и гражданского общества и дал им точные и четкие определения.
Фактором модернизации общественного развития является межкультурная коммуникация. Межкультурный диалог, полилог предполагают равноправность, партнёрство субъектов-коммуникантов; выступают основой и эффективным средством обмена духовными ценностями и обогащения культур. В данных условиях необходимо выработать стратегию ненасилия (B.C. Стёпин), основанную на взаимопонимании, толерантности, которая заключается в поиске способов коэволюции социальных и геополитических систем. Подлинная социальная интеграция осуществляется на путях коммуникационного понимания (Ю. Хабермас). Необходимо найти новые способы социализации человека, воспитания его в духе уважения к достижениям самых различных культур, социоморфности и культурного релятивизма.

Литература:
  1. История политических и правовых учений. Древний мир. – М.:Наука,1985, с.170.

  2. Платон. Собр. Соч. в 4-х т. т.1. –М.: Мысль.1990, с.68

  3. Коулмен Дж. Модернизация и социальное устроение общества // Модернизация
    // Международная энциклопедия социальных наук, 1968.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle