Библиографическое описание:

Кузнецова О. Н. Тенденции в управлении отраслевыми рисками в промышленности // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 170-174.

Внешнеторговый оборот, по оценке Минэкономразвития, в январе-декабре 2011 года увеличился по сравнению с январем-декабрем 2010 года на 30,1% и составил 844,7 млрд. долларов США.

Динамика экспорта и импорта обусловила ускорение роста положительного внешнеторгового сальдо, которое в течение 2011 года поддерживалось экспортом нефти и природного газа, рост составил 30,6% относительно 2010 года. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,7%, импорта – 38,3 процента.

Значительный рост стоимостного объема российских экспортных поставок по-прежнему обусловлен ценовым фактором. В отличие от экспорта рост импорта определялся в основном увеличением его физических объемов, в то время как средние цены импорта росли медленнее.

В структуре экспорта России в январе-ноябре 2011 г. увеличился удельный вес топливно-энергетических товаров, снизилась доля металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продукции химической промышленности, продовольственных товаров и сырья для их производства.

Экспорт наиболее значимой группы – топливно-энергетические товары – вырос на 34,9 процента. В январе-ноябре 2011 г. по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. стоимостной объем в целом по нефти увеличился на 35,0% за счет ценовой конъюнктуры, физические объемы экспорта нефти снизились на 3,6 процента.

Стоимость экспорта металлов и изделий из них в январе-ноябре 2011 г. увеличилась на 10,3% по отношению к январю-ноябрю 2010 г., за счет повышения средних контрактных цен, несмотря на снижение физических объемов почти всех основных товаров. Экспорт черных металлов вырос (по стоимости) на 16,2 %, за счет роста цен на 28,3% при сокращении физических объемов на 9,4 процента. Следует отметить существенное сокращение физических объемов поставок меди рафинированной (на 66,0%) и никеля необработанного (на 29,5%), физические объемы алюминия необработанного выросли на 3,8 процента.

Доля машин, оборудования и транспортных средств в стоимостных объемах экспорта в январе-ноябре 2011 г. снизилась до 4,2% (в январе-ноябре 2010 г. – 5,3 процента). Начиная со второго полугодия 2011 г. наблюдается замедление темпов роста стоимости экспорта этой группы, так в январе-июне стоимостные объемы экспорта увеличились на 22,5%, а в январе-ноябре - лишь на 3,2 процента. Замедление темпов роста стоимости машин, оборудования и транспортных средств вызвано существенным снижением роста стоимостных объемов экспорта летательных аппаратов и средств наземного транспорта.

Импорт товаров в январе-ноябре 2011 г. составил 276,9 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. на 35,7 процента. К росту импорта привело увеличение внутреннего спроса на товары зарубежного производства и повышение цен на ввозимые в страну товары.

В товарной структуре импорта в январе-ноябре 2011 г. продолжала увеличиваться доля машин, оборудования и транспортных средств, доли других товарных групп снизились.

Опережающими по сравнению с импортом в целом были темпы прироста ввоза машин, оборудования и транспортных средств (47,4%), их доля в стоимости совокупного импорта увеличилась с 44,0% до 47,8%, в том числе с 10,5% до 13,4% вырос удельный вес средств наземного транспорта. Стоимость импорта легковых автомобилей увеличилась в 1,7 раза, а физические объемы возросли в 1,5 раза, импорт грузовых автомобилей увеличился в 2 раза, физические объемы – в 1,9 раза. [1]

Классификация отраслей и термин отрасль промышленности

Отрасль промышленности – это совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. 

Отраслевая классификация в России до 1 января 2003 г. определялась Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Ему на смену пришел Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). По характеру воздействия на предмет отрасли делятся на две группы: добывающие и обрабатывающие.

Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве. Таким образом, к добывающей промышленности относят горнодобывающие предприятия - по добыче руд цветных и черных металлов и нерудного сырья для металлургии, горнохимического сырья, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, а также гидроэлектростанции, предприятия по лесоэксплуатации, по улову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относят предприятия по производству черных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов легкой и пищевой промышленности, а также теплоэлектростанций и предприятий по ремонту промышленных изделий.

Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Под отраслевой структурой промышленности понимается состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:

  • доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

  • доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

  • коэффициент опережения;

  • соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.

К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

Коэффициент опережения [2] выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Тотр к темпу роста всей промышленности Тпром:

Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в экономике в страны.

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы.

Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг). В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью - удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии.

Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой.

Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.

Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны.

Для иллюстрации применения оценки отраслевых рисков и выявления тенденций в управлении отраслевыми рисками, из значимых отраслей промышленности или промышленных комплексов выберем промышленность ориентированную на экспорт и промышленность ориентированную на внутренний рынок. В данном случае нашим критериям будут удовлетворять нефтяная промышленность, являющаяся крупнейшим экспортером страны и отрасль машиностроения, как отрасль, ориентированная в силу ряда причин, на внутренний рынок или даже импортоориентированная отрасль промышленности, при всем при том являющаяся наиболее значимой с точки зрения здоровой структуры развития экономики.

Управление риском строится на нескольких основных этапах, таких как выделение факторов риска и их классификации, оценки факторов риска и выбором метода воздействия на риск. Подход к анализу и оценке отраслевых рисков основывается на разработанной автором классификации отраслевых рисков.

Схема 1. Классификация отраслевых рисков







Структурный риск – возникающий в отрасли как таковой. Структурный риск отражает детальное описание уровня риска отрасли через измерение семи ключевых показателей. Ключевыми показателями являются: барьеры вхождения в отрасль, внутриотраслевая конкуренция, экспорт и импорт в отрасли, уровень государственной поддержки, жизненный цикл, в котором находится отрасль, волатильность отрасли. Риск чувствительности к внешней среде, а именно к внешним влияниям на отрасль. Примером внешних факторов чувствительности могут быть, например, курсы валют, процентная ставка, цены на сырьевые товары. Систематический риск, т.е. уровень колебаний или отклонения, в результатах деятельности отрасли по отношению к результатам деятельности рынка или всей экономики.

В современной предпринимательской и инвестиционной действительности наиболее распространенным является оценка риска перспективы или роста. Многие аналитические и рейтинговые агентства и аналитики основываются именно на оценке данного типа отраслевого риска.

Значение риска перспективы или роста рассчитывается на основе прогнознах данных о росте оборотов отрасли, основанных на предыдущем уровне роста отрасли и в сравнении с другими отраслями. Высокий уровень прогнозируемого роста отрасли свидетельствует о низком уровне риска для предприятий данной отрасли, так как общество любой страны стремится к экономическому росту, а также полной занятости и устойчивому уровню цен. Технический прогресс, быстрое увеличение производственных мощностей и жизненного уровня являются главным направлением развития экономики в любой стране.

Прогнозные данные роста рассчитываются на основе так называемого «драйвера роста», свойственного для той или иной отрасли промышленности. Драйвер роста – это основной ресурс, показатель, влияющий на рост отрасли промышленности. Как правило, драйверами роста отраслей является объем производства по отношению к предыдущему периоду, уровень цен на товары или сырье, спрос на мировых рынках.

По данным экспертов «РИА-Аналитика» [3] промышленность оказалась одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики в 2010 году – рост промышленного производства составил 8.2%. Это один из самых высоких результатов в новейшей истории России. Более высокий результат был отмечен только в 2000 и 2003 годах. Такой существенный прирост в 2010 году во многом обусловлен фактором низкой базы после кризиса, но промышленности удалось в большей степени восстановить докризисный уровень, чем это наблюдалось в отношении ВВП, инвестиций, строительства и ряда других экономических показателей.

В то же время динамика промышленного производства в отраслевом разрезе была неоднородной. Если одни отрасли показали очень существенный рост, то динамика других была относительно скромной. Так, например, если производство транспортных средств и оборудования выросло на 32.2%, то добыча полезных ископаемых – лишь на 3.6%. Данные объемы производства противоположны показателям по отраслям в структуре внешнеторгового оборота России. Какие же показатели учитывать и на каких драйверах роста строить инвестиционную политику и есть ли на текущий момент драйвера роста в российской промышленности?

В том же рейтинге «РИА-Аналитика» по группе «финансовая устойчивость» первую позицию в рейтинге занимает отрасль "производство кокса и нефтепродуктов", которая была лидером рейтинга и в 2009 году. Наибольшее влияние на отраслевые результаты в данном случае оказала нефтепереработка, которая имеет наибольший вес в отрасли (в суммарном сальдированном финансовом результате отрасли на долю производства нефтепродуктов приходится 98.9%). По объемам производства нефтепереработка в 2010 году вышла на рекордный уровень по всем группам продукции (первичная переработка, производство бензина, дизельного топлива и топочного мазута). Рост производства в отрасли в 2010 году был обусловлен увеличением спроса на внешнем рынке, а также существенным увеличением экспорта российского мазута и дизельного топлива. Высокие цены на топливо обусловили высокий уровень выручки и прибыли отрасли, что нашло отражение в высоких показателях рентабельности и самой высокой в рейтинге производительности труда.

Отрасль "производство машин и оборудования", которую можно считать зеркалом процессов модернизации и инноваций, занимает в рейтинге скромное 12 место, сдав две позиции по сравнению с 2009 годом. Несмотря на сравнительно высокий темп роста (12.2%), объем производства в этой отрасли существенно отставал от докризисного уровня. При этом в отдельных секторах отрасли ситуация еще более ухудшилась. В частности, в сельскохозяйственном машиностроении спад по сравнению с 2009 годом составил 20%, а по сравнению с 2008 годом – 40%. Также отмечены очень низкие объемы производства строительной и дорожно-строительной техники, металлургического оборудования.

В 2010 году отрасль "производство транспортных средств и оборудования" продемонстрировала высокие темпы роста (индекс промышленного производства в отрасли составил 132.2% к уровню предыдущего года). Большой вклад в позитивную динамику отрасли внесли автопроизводители – производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось на 70.4%, а в числе лидеров были производители легковых автомобилей (рост – в 2 раза). Немаловажную роль здесь сыграли стимулирующие меры правительства. Как пример – это растущий спрос на автомобили АВТОВАЗа. Утилизационная программа позволила существенно разогреть потребительский спрос и повысить объемы продаж автомобилестроительных заводов. В то же время сам по себе такой высокий рост является не чем иным, как результатом эффекта низкой базы 2009 года, а по абсолютному объему производства отрасль пока не вышла на докризисный уровень. Поэтому говорить о том, что это привело к существенному улучшению финансовых показателей автомобилестроительных заводов не приходится. Речь, скорее, идет о частичном восстановлении существенно пошатнувшихся позиций в кризис. Рентабельность в отрасли остается на низком уровне, а уровень долговой нагрузки (отношение заемных средств к обороту) самый высокий среди отраслей промышленности.

Таким образом, при построении прогнозов относительно уровня риска, основываясь на драйверах роста - объем производства по отношению к предыдущему периоду, уровень цен на товары или сырье, спрос на мировых рынках – необходимо учитывать базу, от которой ведется отсчет. Драйвер роста основывается на фактических данных за предыдущие периоды, а не на прогнозных значениях и специфике отрасли промышленности.

Отраслевой риск перспективы или роста следует оценивать с учетом теории циклов, кроме того, необходимо принимать во внимание вероятность отраслевого кризиса. Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих эмигрантов, дешевый импорт и др.

Отраслевые риски значительно более сложное и многогранное явление, требующее комплексных способов оценки, основанных не только и не столько на оценке риска перспективы или роста, но с учетом структурного риска, риска чувствительности к внешней среде (например, изменение курса валют) и системном риске.

Только определив полную карту риска отрасли промышленности и оценив вероятность риска, можно использовать общепринятые способы воздействия на риск: избегание, сохранение, передача или снижение риска.


Литература:

  1. Министерство экономического развития Российской Федерации. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году. [официальный сайт] URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 29.02.2012).

  2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  3. Центр экономических исследований "РИА-Аналитика". Экономические итоги 2011 года – аналитический обзор. [официальный сайт] URL: http://www.ria.ru (дата обращения 29.02.2012).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle