Библиографическое описание:

Неделяева Н. Н. Ценностные представления о здоровье в массовом сознании // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 219-222.

В настоящее время в ряде стран мирового сообщества намечается тенденция снижения уровня здоровья населения на фоне научно-технического прогресса медицины. Связано это не только с повсеместной коммерциализацией институтов здравоохранения и дороговизной предоставляемых ими услуг, но также и с другими факторами, определяющими повседневную жизнь людей. Одним из ведущих является широкое распространение ложных представлений о здоровье и болезни в массовом сознании. Это еще больше затягивает социальное здоровье в кризис, несмотря на то, что глубина теоретических исследований достигла субклеточного уровня. В отношении медицины современное общество находится в противоречивом положении. С одной стороны это проявляется в возрастании инструментальной ценности здоровья как условия нормального течения производства, а с другой — в том, что медицинский и фармацевтический рынки постоянно провоцируют рост числа потребителей своих услуг.

В современном обществе назрел кризис доверия к официальной медицине, что привело к падению престижа профессиональной медицинской деятельности. Как правило, представления о здоровье, болезнях, здоровом образе жизни человек получает, в основном, не от лечащего врача, а из средств массовой информации. Отсюда возникает реальная опасность манипулирования ценностным смыслом здоровья в массовом сознании, что усугубляется коммерческими интересами фармацевтических и медицинских предприятий. Последнее обстоятельство требует глубокого переосмысления аксиологического аспекта понятия «здоровье» в срезе социальной реальности, что актуализирует проблему ценностной ориентации здоровья в современном социогуманитарном знании. В социальной философии назрела необходимость выявить основные факторы формирования общественного мнения относительно здоровья как одной из жизнеполагающих ценностей и условий жизнедеятельности личности с учетом того, что трансформация самого общества вызвала существенные изменения в структуре массового сознания.

Здоровье в эпоху информационного общества становится значимым объектом манипулирования, что заставляет обращаться к соответствующим исследованиям. Одним из первых исследователей манипулирования массовым сознанием был Г. Франк, который в своей работе «Манипулируемый человек» дал анализ этого феномена. Г. Шиллер разработал основные аспекты концепции влияния средств массовой информации на сознание общества и индивида. Основные положения исследований С. Кара-Мурзы, К. Фарбера, Е.А. Доценко, К.Х. Каландарова, Ф. Клозе, Д.Ф. Энджела также раскрывают механизм манипулирования в отношении различных субъектов общественного сознания. Влияние масс-медиа на формирование ценности здоровья хорошо отражается и в работе таких зарубежных авторов, как Клив Сил, Нэнси Синьорелли, Мартин Кинг, Кэтрин Ватсон, Джон Брайтон и других.

Определим роль ценностей массового сознания для построения его образов. Четкость и правильность образа будет зависеть от характера ценностных представлений. Искаженные ценности называются квази- и псевдоценности. Они обусловлены способностью массового сознания к порождению заблуждений, иллюзий, мифов, предрассудков, которые иногда сами по себе могут представлять ценности. В любом случае, в рациональном объяснении квази- и псевдоценностей всегда есть большая степень недоговоренности, дезинформации и полуправды. Подобного рода ценности имеют под собой фундаментальную идеалистическую основу. Следует отметить, что многие исследователи поддаются идеализации, называя здоровье одной из самых больших и жизненных ценностей. Они пишут, что здоровье само по себе является жизнеполагающей ценностью и может даже заменять понятие жизнь. При этом авторы не учитывают субъективный характер оценки здоровья в обыденных представлениях, по причине которых здоровье может представляться как квазиценность и даже псевдоценость. Деятельность, побуждаемая такими ценностями, как правило, ориентирована на телесность (косметическая красота, очищение организма), связана с практикой самолечения и представляет хорошее поле для манипулирования индивидуальным сознанием. Здоровье как квазиценность преподносится в том случае, когда выступает как полуправда и выражается набором современных стереотипов. Например, «здоровье», основанное на косметической красоте (фарфоровая кожа, белоснежная улыбка), считается ценным, потому что связано с эстетическими предпочтениями, реально доступными только имущим слоям общества. Применение экзотических и эзотерических практик для улучшения здоровья также считаются нами инициированными пониманием здоровья как квазиценности. Квазиценность здоровья способна переходить в псевдоценность. Псевдоценность здоровья связана с вредом, который наносится организму под влиянием заблуждений, злоупотребления стереотипами. Образ здоровья в этом случае извращен и гипертрофирован. Последствием погони за таким образом может служить злоупотребление пластической хирургией, лечебным голоданием, народными методами. При этом, квази- и псевдоценность всегда оправданы «благородной» идеей, навязанной массовому сознанию. Говоря словами Э.З. Фромма, «каким бы неразумным и безнравственным ни был поступок, человеком владеет непреодолимое стремление рационализировать его, то есть доказать самому себе и другим, что его поступки продиктованы разумом, здравым смыслом или, по крайней мере, общепринятой моралью»[3]. Таким образом, ценностные предпочтения индивида регулируются ценностной структурой существующего общества и той группы, к которой он себя причисляет.

Представления массового сознания сосредотачиваются в социально конструируемых определениях, они зависят от уровня стабильности практических и правовых устоев общества. Так, если общество не стабильно или потеряло свою стабильность, то в его сознании повышается тенденция к антагонизации понятий. Сокращаются рамки третьего состояния между болезнью и здоровьем. О зависимости представлений массового сознания от стабильности общественных структур и процессов писал С. Московичи в книге «Век толп» (1981).

В результате изменения субъекта массового сознания и его концепции здоровья, ценностная ориентация последнего основана на следующих детерминантах: социально-экономическое состояние общества, авторитет медицины, модные тенденции. Существенным индикатором в формировании образа здоровья и обосновании динамики отношения к нему представляется общественное мнение, тесно связанное со способностью массового сознания оценивать и придавать значения тем или иным явлениям. Тем не менее, при определении положения здоровья в ценностной структуре массового сознания необходимо принимать во внимание субъективный характер общественного мнения. В свою очередь, оценка здоровья зависит от личностных качеств и возможностей человека, является отражением адаптивности к социально-экономическим условиям и несет отпечаток культурных традиций поколения (С.А. Ефименко).

Ценностные ориентации в массовом сознании являются посредниками между представлениями и образами. Когда образ здоровья наделен ценностными характеристиками, он становится ценностной ориентацией. Ценность для субъекта массового сознания — это мотивационный фактор, побуждающий улучшать, ухудшать здоровье или не вмешиваться в его поддержание. Образ здоровья отдален от субъекта и не закончен. Это означает, что здоровье является формой творчества, если мотивация положительна, направлена на улучшение и поддержание здоровья. Уровень ценностных дезориентаций в информационном обществе достиг такого масштаба, что возникла необходимость в индивидуальной ответственности за принятие решения, в осознанном отношении во всех сферах общественной деятельности, а также в фильтрации информационного потока через личностный опыт. Манипулирование здоровьем как ценностной ориентацией личности является отражением кризиса современного общества.

Авторитет медицины выражается в роли научно-медицинского дискурса, что отражает отношения массового сознания к медицинским подразделениям и представителям соответствующих профессий (провизор, врач, медсестра), а также к научной и научно-популярной информации о здоровье. Возросший в массовом сознании авторитет медицины стал причиной разработки образа-концепта здоровья в рамках научно-медицинского дискурса. Так, О.А. Бендина видит роль медицинского научного дискурса в формирова­нии научных представлений, а точнее, визуализации здоровья и болезни. Автор пишет, что человек как личность растворился в медицинских технологиях, стал просто больным с набором функционирующих органов [1, c. 126]. Французский психолог Мишель Фуко видит непосредственную взаимосвязь между представлениями массового сознания о здоровье и болезни и существующими в конкретном периоде истории доступными для обычных людей медицинскими рассуждениями. Последние отражают господствующую в обществе форму мышления [4, c. 70]. Доступность достижений медицины, их информационная огласка, выступают в данном случае транслятором реальности, сформированной, с одной стороны, идеальными понятиями «здоровье» и «болезнь», связанными соответственно с жизнью и смертью, а с другой — образами массового сознания. При этом, как мы считаем, возникает обманчивый эффект, как если поставить два кривых зеркала друг напротив друга, а между ними поместить наш идеальный объект (в данном случае здоровье). Изображение и самого объекта, и другого зеркала будет искажено. Следует учесть, что в нашем случае мы делаем акцент на отражении изучаемых понятий только в одном зеркале — в массовом сознании. Однако, правильное понимание причинно-следственных связей проявления и искажения как самого субъекта, так и отражаемого им объекта, невозможно без учета всех внешних факторов и необходимого их отражающего понятийно-категориального аппарата.

Ценностная ориентация на здоровье в массовом сознании является символом в символе. Отдавая предпочтение товару, который был наделен смыслом «забота о здоровье» или «улучшение здоровья», «возвращение здоровья», человек стремится получить или вернуть себе статус «здорового члена общества». Последнее, в свою очередь, представляет собой важную регалию для карьерного роста, межличностных отношений. Сам товар без указанных пометок имеет меньшую ценность, даже если он действительно улучшает здоровье. Пометки эти расставляют производители посредством активных рекламных кампаний, подключая каналы системы массовой информации. Оценка общественного мнения также оказывает существенное влияние на положение «символа здоровья» в системе ценностей потребительского общества. В целом, манипулирование ценностным образом здоровья в массовом сознании основано на символизации информации об объекте и воздействии на механизм формирования представлений о здоровье. Влияющие на ценностную структуру сознания символы, порождают предположения, которые при подкреплении соответствующими эмоциями и образами перерастают в уверенность, что данный объект находится в дефиците. Последнее принимается объектом манипулирования за руководство к действию.

Здоровье представляет собой один из выгодных объектов эксплуатации на эмоционально-чувственном уровне. Несущее позитивное психоэмоциональное воздействие, манипулирование ценностным отношением к здоровью применяется для внедрения в сознание решений и взглядов, оценок и действий, выгодных для конкретного лица, группы или организации [2, c. 120]. Такое манипулирование всегда основано на факте заинтересованности человека в своем здоровье, которое необходимо для нормального выполнения социальных и других функций. Представления о здоровье человека являет собой универсальное средство для различного рода манипулирований массовым сознанием. Духовной основой манипулирования являются ценностные ориентации массового сознания. Манипулирование представлениями о здоровье осуществляется по ценностному, релятивному, аспектному и целевому направлениям.

Релятивное манипулирование подразделяется на эмпирическое (использует образ информированного обывателя), иллюзионное (образ идеально здорового человека) и патерналистсткое (образ врача). Здесь имеет место манипуляции символами здоровья, созданными в потребительском обществе и основанными преимущественно на факте телесности; создается иллюзия недостатка здоровья, основанная на контемпоральных свойствах человеческой психики.

По целевому признаку манипулирование представлениями о здоровье может быть позитивным и негативным. К первому типу относятся пропаганда здорового образа жизни и социальная реклама. Позитивное манипулирование апеллирует эмоциями страха, используя образ болезни, (призыв к ответственности за свои поступки: антитабачная и антиалкогольная компании), эмоциями довольства, используя образ идеально здорового человека (призыв к занятиям спортом, общению с природой и т. д.). Негативное манипулирование играет на эмоциях довольства, пренебрегая ценностью здоровья или демонстрируя ложную («легкие» сигареты) или научно-обоснованную (реклама биологически активных добавок, средств гигиены) заботу о здоровье. Целью позитивного манипулирования является улучшение здоровья индивида и общества, негативного — коммерческие интересы кампаний-производителей.

По ценностному признаку выделяется манипулирование, основанное на фактической ценности здоровья, и манипулирование, подрывающее ценностное отношение к здоровью. В первом случае здоровье преподносится как высшее благо, удовольствие или эстетические предпочтения, реально доступные только имущим слоям, и принимаемые сознанием масс за идеал. Такое манипулирование может быть как негативным, так и позитивным. Другой вид манипулирования использует здоровье как резерв, которым можно пожертвовать, ради других удовольствий, и имеет негативную целевую основу.

Манипулирование представлениями о здоровье проявляется в следующих аспектах: гендерном, семейном, гедоническом, карьерном. Они заключаются в стимуляции ассоциативного поля сознания, связанного с ценностным отношением к здоровью и развитием дифферентного подхода к нему. Болезни во всех аспектах манипулирования выступают препятствием, которое легко можно преодолеть с помощью заданных массовой культурой средств. СМИ отражают проблемные ситуации обыденной жизни, действуют на понятийно-ассоциативный аппарат массового сознания и стимулируют эмоциональную сферу интересов, затрагивает имеющиеся обыденные представления (благополучие в семье, карьерный рост, полноценная половая жизнь и т. д.); вызывает потребность и, что самое важное, надежду на ее благополучное удовлетворение.

Непосредственным объектом манипулирования представлениями о здоровье может быть как больной, так и здоровый человек. Точнее, человек, осознающий себя либо больным, либо здоровым. Манипулирование его пониманием здоровья связано со стимуляцией чувства надежды на чудесное выздоровление или достижение нормального состояния. Оно подкреплено страхом за свое благополучие, стимуляцией первичных потребностей (безопасности). Здоровье у здорового человека как объект манипулирования также стимулирует потребность в безопасности. В обоих случаях успех манипулирования будет зависеть от отношения к «проводнику здоровья», коим может служить врач или лечебное средство, а также от уровня конформности субъекта манипулирования. В свою очередь, установление авторитета в массовом сознании требует времени и определенных усилий акторов процесса манипуляции, к которым относится реклама здоровья.

Рассмотрение здоровья в динамике ценностной структуры массового сознания требует применения холистического подхода к исследованию. В этом случае в массовом сознании возможно выявление структурных элементов и их взаимосвязей. В массовом сознании образ врача занимает промежуточное положение между образом здоровья и образом болезни. Положение этого образа смещается то в одну, то в другую сторону, в зависимости от характера общественного мнения. В настоящее время образ врача смещен в сторону образа болезни, что отягощает образ здоровья, делает его «беспризорным». Здоровье лишается ценного авторитета в образе медицины, без которого оно не может существовать, поскольку является инструментальной ценностью. Будучи отстраненной от авторитетного образа, ценностная ориентация здоровья становится чувствительной к различным вариантам манипулирования. Поэтому пути решения по укреплению образа здоровья в массовом сознании может быть два: либо возвращение авторитета, что требует серьезной реконструкции системы здравоохранения не только в России, но и во всем мире. Возвращение это возможно, в частности, путем снятия медицинских и фармацевтических услуг из оборота рыночных отношений, введения контроля над масс-медиа, повышения профессионального и нравственного уровня работников медицины. Данный путь в современных условиях представляет собой утопию. На этом основании предпочтительным будет другой путь, связанный с концепцией самоактуализации личности в рамках холистического понимания здоровья, которая подразумевает: самодетерминирующее поведение, применение эмпирических стратегий, релевантный подход к информации о здоровье, толерантное отношение к чужой позиции в этом вопросе. Самоактуализация определяется как высшая потребность и предназначение личности, выражающиеся в позитивной реализации свободы созидания и ассертивном взаимодействии с процессом социальной адаптации, в котором учитывается широкий спектр взаимодействий, взаимосвязей с обществом. Реализация концепции самоактуализации личности связана с устранением препятствий, к которым относятся мифы и стереотипы массового сознания, противоречивая деятельность масс-медиа, конфликт традиционной и альтернативной медицины, пренебрежение спецификой отечественной ментальности, снижение авторитета медицины в представлениях о здоровье. Холистическое понимание здоровья позволяет дать современное определение здоровью индивида, которое представляет собой условие свободной самоактуализации личности, где главным детерминирующим фактором является ее психическая составляющая, а социальные и физические детерминанты используются как средства для реализации личностного потенциала. Здоровье общества, в свою очередь, представляет собой своеобразный индикатор духовно-нравственного состояния большинства, включающего гармоничные социальные и экологические отношения.

Манипулирование ценностным отношением к здоровью — важный атрибут «паблик рилейшнз», управления общественным мнением. Такое манипулирование весьма активно использует статусную ценность здоровья. Про статусную ценность писали еще психологи-фрейдисты, указавшие, что мысли и действия человека нередко служат заместителями желаний. Подлинной причиной стремления к обладанию предметом может быть не истинная его ценность или ее полезность, а то, что человек бессознательно воспринимает его как символ чего-то иного [5, c. 52].

Необходимость смены парадигм в области представлений о здоровье обусловлена естественным порядком перехода к эпохе постмодернизма с ее конвергенцией ценностей традиционного (преобладание коллективных интересов) и современного (преобладание индивидуальных интересов) общества. Выход нам представляется в рациональном соединении целевых и ценностных ориентации массового сознания, при котором здоровье занимало бы положение фактора, инициирующего потребность в развитии. При этом, благополучие общества будет зависеть от сродства здоровья к другим ценностям (свободы, самоактуализации, познания, гармонии). Здоровье для здоровья порождает культ, поскольку ориентация на ценности исключительно индивидуального порядка приводит к культивированию эгоизма и своекорыстия. Здоровье исключительно для материальных целей ведет к его ухудшению, истощению. Здоровье для свободной самореализации способствует личностному развитию и возможно при самосохранительном поведении. Последнее благоприятствует укреплению ценности здоровья в аксиологическом пространстве общества.


Литература:
  1. Бендина О.А. Жизнь обыкновенных людей: представления о болезни и здоровье в социально-историческом контексте // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. №1. С. 125-131.
  2. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ИФ РАН, 1999. 230 с.
  3. Фромм Э. З. Здоровое общество. URL: http://knigosite.ru/library/read/2182 (дата обращения: 24.02.2012).
  4. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 575 с.
  5. Bernays E. L. Propaganda. N.Y.: Kennikat Press, 1928. 274 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle