Библиографическое описание:

Зимелис Е. В. Государственно-частное партнерство как действенная форма привлечения финансовых ресурсов в инновационно-инвестиционную деятельность в дорожном хозяйстве // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 163-166.

В условиях перехода на инновационный путь развития, созидательная и регулирующая роль государства, призванного обеспечить технологический прогресс общества, возрастает. Государство может и должно стимулировать создание и внедрение технических новшеств, ускоряющих инновационный процесс, аккумулировать масштабные ресурсы, требуемые для реализации крупных инновационных проектов. Современное состояние транспортной инфраструктуры диктует необходимость разработки новых и совершенствования действующих инструментов ее финансирования. Значительной попыткой существенным образом улучшить инфраструктуру в России является широкомасштабное привлечение внебюджетных инвестиций в дорожное хозяйство.
Учитывая ограниченные возможности федерального, областного и местного бюджетов, эффективным способом привлечения инвестиций в крупные общественно значимые инфраструктурные инновационные проекты является реализация в дорожном хозяйстве механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).
На основании анализа большого перечня определений термина «государственно-частное партнерство», представленных авторитетными международными правительственными и финансовыми институтами, нормативными и законодательными актами Российской Федерации, научными институтами и бизнес - сообществом России, в исследовании В.В. Максимова дается следующее определение категории «государственно-частное партнерство» при реализации транспортных инфраструктурных проектов, учитывая современную специфику российских условий становления рыночных отношений. Государственно-частное партнерство – это юридически оформленная система взаимоотношений сторон-партнеров, направленная на совместную реализацию инвестиционных проектов, основанная на справедливом распределении необходимых организационных, финансовых, производственных и прочих рисков, и обеспечивающая сторонам приемлемый результат [3,с.22].
ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается увеличить объем инвестиций в инфраструктуру за счет внебюджетных источников, т.е. частного капитала российских и иностранных инвесторов.
Интерес государства к частному бизнесу не исчерпывается только этим. Среди основных задач, которые решает государство, привлекая частных инвесторов к созданию и управлению, например, дорожной инфраструктурой, также находятся следующие:
  • повышение качества проектно-изыскательских, строительных работ и транспортных услуг;

  • экономия бюджетных средств на этапе эксплуатации постоянных транспортных сооружений, за счет переложения эксплуатационных расходов на частную компанию при сохранении за государством прав собственности на эти объекты;

  • сокращение непроизводительных затрат и издержек, уменьшение сроков строительства, привлечение передовых современных технологий [3, с.15].

Заинтересованность бизнеса в государственно-частном партнерстве также достаточно велика. К числу основных причин заинтересованности бизнеса, в том числе и в ГЧП в дорожном хозяйстве, можно отнести следующее:
  • возможность доступа в сегменты экономики, где роль бизнеса минимальна;

  • государственная поддержка при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости;

  • проведение независимой государственной экспертизы проектов, которая дает большую уверенность бизнес - участникам партнерства в эффективности и выгодности предлагаемых для инвестирования инновационных проектов;

  • распределение рисков осуществления инновационно-инвестиционных проектов между государством и частным бизнесом.

Можно сказать, что государственно-частное партнерство направлено на использование лучших качеств государственного и частного секторов, используя, где это возможно, инновации и деловой опыт частного сектора, при этом сохраняя общее планирование, координацию и нормативный контроль над инфраструктурными сетями за государственным сектором. Поэтому в настоящее время необходимо развитие механизмов финансирования инновационно-инвестиционной деятельности с привлечением частных средств и стимулирования инновационной среды посредством расширения взаимодействия частного капитала и государственного сектора через механизмы ГЧП.
Государственно-частное партнерство дает возможность финансирования проекта из разных источников и комбинирования собственных и заемных средств. Основными источниками финансирования проектов ГЧП в дорожной сфере являются следующие:
  1. Средства бюджетов разных уровней. В Российской Федерации одним из основных источников финансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение (федеральные проекты) и осуществляемых на условиях ГЧП в транспортных отраслях, является Инвестиционный фонд РФ, образованный как часть федерального бюджета. При этом в транспортной инфраструктуре Российской Федерации бюджетное финансирование в наибольшем объеме предусмотрено для проектов ГЧП в автодорожной отрасли (автомобильные дороги, искусственные сооружения на них и иное обустройство дорожных объектов) от 43,9% до 64,4% от общего межотраслевого финансирования инфраструктурных проектов [3,c.27]. Инвестиционный фонд предусматривает финансирование общегосударственных и региональных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, при условии, что вклад инвесторов составляет не менее 25% для федеральных проектов и 50% для региональных проектов. В случае реализации регионального проекта, из регионального бюджета должна быть выделена определенная доля софинансирования. При этом все проекты должны удовлетворять критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности.

  2. Средства частного сектора экономики. Участниками государственно-частного партнерства со стороны частного сектора экономики могут выступать граждане и юридические лица, представленные как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учредителем которых не является государство. Проекты ГЧП подразумевают сложные финансовые, юридические и контрактные отношения между государственным и частным секторами и представляет долгосрочные политические, финансовые и контрактные обязательства. Невозможно принудить частных инвесторов к участию в ГЧП. Они будут вступать в партнерские отношения с государством, только если будут считать, что проект имеет хорошие шансы на успех и что их интересы будут соблюдены. Способствует частному финансированию при оптимальных условиях для государственного сектора благоприятный инвестиционный климат. Частные инвестиции требуют комплекса установленных правил и процедур, обеспечивающих разумную степень доверия к защите инвестиций. Хорошо сформулированные юридические и нормативно-правовые механизмы в сочетании с политикой в области ГЧП позволяют сторонам понять границы своих взаимоотношений и уверенно определять условия контрактов [5].

  3. Кредитные ресурсы финансово-кредитных учреждений. Важную роль в реализации стратегических направлений государственной экономической политики играют банки развития. Банку развития в рамках закона и устава позволено направлять возможную прибыль на реализацию определенных мероприятий финансового содействия или покрытие рисков. Государственная гарантия позволяет банку развития производить льготное рефинансирование на рынке капиталов. Получив поддержку государства, банк развития должен не конкурировать с коммерческими банками, а сотрудничать с ними на основе субсидиарности и разделения полномочий [2, c. 101]. Опорным институтом развития ГЧП в России стал банк развития – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Использование инструментов ГЧП стало одним из приоритетных направлений его деятельности. Внешэкономбанк сотрудничает с другими финансово-кредитными учреждениями с целью совместного финансирования инвестиционно-инновационных проектов как в форме кредитования и предоставления гарантий, так и инвестиций в капитал. Кроме того, Внешэкономбанком разработана программа по финансированию содействия проектам регионального и городского развития. В рамках программы Внешэкономбанк осуществляет финансовое содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по подготовке инвестиционных проектов, направленных на решение ряда проблем регионального и городского развития, в том числе и развития региональных и муниципальных систем массового транзита (модернизация и строительство дорог, мостов, скоростных трамваев, аэропортов) [4].

  4. Средства международных финансовых институтов. Одним из важнейших источников финансирования проектов ГЧП стали международные финансовые организации: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация, входящая во Всемирный банк, Евразийский банк развития (ЕБР) и другие [1, с.19]. Программы сотрудничества Внешэкономбанка с международными финансовыми институтами предусматривают возможность совместного финансирования инвестиционных проектов по приоритетным для сторон направлениям, осуществляемых российскими и иностранными компаниями на территории Российской Федерации. Финансирование инновационно-инвестиционных проектов в области инфраструктуры (в том числе транспортной) осуществляется в рамках инвестиционной программы, предусматривающей предоставление Внешэкономбанком целевых кредитов компаниям за счет привлеченных средств от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере до 500 млн. долларов с возможностью последующего увеличения до 1 млрд. долларов. Одним из условий участия Внешэкономбанка в этой инвестиционной программе является предоставление финансирования в размере, сопоставимом с заемными ресурсами. Предоставление средств возможно на срок от 15 до 30 лет. При этом процентная ставка для конечных заемщиков устанавливается с учетом стоимости заимствования у МБРР и может быть существенно ниже среднерыночного уровня [4].

  5. Средства прочих институциональных инвесторов. Интерес представляет и такая форма государственно-частного партнерства, как инфраструктурное финансирование, привлекаемое концессионером посредством выпуска инфраструктурных облигаций. Использование инфраструктурных облигаций в качестве инструмента инвестирования применяется в любом инфраструктурном проекте с длительным сроком окупаемости и низкой доходностью, но со стабильным денежным потоком и участием государства в данном проекте. Представляется, что использование инфраструктурных облигаций в механизмах концессий в ГЧП проектах, может положительно сказаться как на развитии процессов инвестирования, так и на решении проблем развития инновационной деятельности российской экономики [6, c.73] Выпуск инфраструктурных облигаций позволяет привлечь для финансирования инфраструктурных проектов средства большего количества инвесторов, включая:

- средства частных инвесторов посредством инвестиционных фондов и (или) напрямую в случае доступности инфраструктурных облигаций неквалифицированным инвесторам;

- пенсионные фонды, являющиеся одним из основных источников «длинных» денег, однако практически не имеющих на сегодняшний момент внутренних инструментов для долгосрочного инвестирования;

- страховые компании, также являющиеся одним из важнейших источников «длинных» денег в экономике развитых стран, но не имеющих такой роли в России в силу, например, меньшей развитости страхования жизни;

- частные банки средних размеров, не имеющие значительной государственной поддержки для участия в консорциумах инвесторов, а также достаточного объема средств для самостоятельного финансирования инфраструктурных проектов.

В настоящее время усилия органов государственной власти, ответственных за развитие автодорожной инфраструктуры, направлены на то, чтобы обеспечить максимально эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов. С этой целью Правительство РФ стимулирует развитие государственно-частного партнерства, передавая во временное долгосрочное пользование бизнесу объекты транспортной отрасли. Использование государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве, с опорой на стабильные гарантии в лице государства в покрытии значительной части финансовых рисков инновационно-инвестиционных проектов, создает уникальную возможность участия бизнеса в инвестировании в инновационные проекты, в стимулировании внедрения новых прогрессивных технологий.


Литература:

  1. Дмитриев В.А. Внешэкономбанк стимулирует развитие рынка проектов ГЧП // Национальные проекты. – 2010. - №9(52). – с.18-20

  2. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В.А. Кабашкин. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 120 с.

  3. Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов / В.В. Максимов.- М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 178с.

  4. Официальный сайт государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» //

[http://www.veb.ru/strategy/pmfi/vebmbrd/]

  1. Сборник методических материалов по государственно-частному партнерству в автодорожной сфере:[Электронный ресурс]. - Сайт Центра государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» - Режим доступа :

http://www.pppinrussia.ru/main/publications/investigations

  1. Фирсова А.А. Развитие механизмов инвестирования инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства / А.А. Фирсова // ИнВестРегион. – 2011. - №2. – с. 70-74

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle