Библиографическое описание:

Хухэ М. Степная культура в контексте развития кочевых народов // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 477-479.

Исследование столь сложной и объемной темы как материальная и нематериальная культура степняков-кочевников занимает не одно поколение ученых и исследователей. Научное сообщество до сих пор находится в дискуссиях и спорах между дифференциацией степной культуры и кочевой культуры. Степная культура и кочевая культуры в определенном смысле понятия идентичные, но есть качественные различия между ними которое не может быть проигнорировано исследователями. В данном исследовании степная культура как социокультурный феномен, рассматривается в историко-культурном процессе развития кочевников. Кочевники (номады) сыграли немаловажную роль в истории и культуре степных народов. При исследовании степной культуры и кочевой культуры, необходимо определить, что такое культура степная и кочевая культуры, хотя это сделать нелегко, но мы попытаться это сделать.

У всех монгольских народов была общая древняя культура, своими корнями, уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. XX век с его темпом жизни изменил мир самым принципиальным образом. Во многих регионах мира произошли социальные революции, разрушившие традиционный уклад и вековые устои кочевников. Передвижение в истории народов мира имеет огромное значение. Завоевание внешней культуры связано с периодическими передвижениями отдельных человеческих сообществ. Местоположение, окружающая среда, ее ресурсы, природные и климатические особенности в огромной степени определяли причины кочевания и размещения кочевых народов, их основные хозяйственные деятельности. В зависимости от географической среды развивалась материальная культура народа, а от уровня его общественно-социального состояния и культура духовная [1, с. 8].

Кочевье – это особая социокультурная система, специфический культурный тип, связанный с особым образом жизни, мировоззрением, ценностями и т.п. Кочевой образ жизни народов степи сыграл важнейшую роль в создании оригинальной культуры и формировании других социальных систем. Кочевание представляет собой уклад жизни людей, приручивших животных для обеспечения своей жизнедеятельности. Кочуя вместе со своим скотом, пастушеские народы осваивали естественную природу, идентифицируя себя как ее часть. Ментальность кочевников определяется в первую очередь их хозяйственно-трудовой деятельностью – разведением, выпасом и содержанием одомашненных четвероногих животных для получения молока, мяса, кож и т.д. Культурно-историческое развитие мира номадов – это история постоянных конфликтов кочевников с оседлыми земледельческими народами. Оседлость земледельческих культур, которые привязаны к земле это один из базовых элементов противопоставления кочевой культуре степи. Дифференциация между кочевым пастушеским и оседлым земледельческим образом жизни заключается в проблеме территориальности, природных ресурсов и культурно-поведенческих норм. Кочевое сообщество отлично от земледельческого, как свободное животное, которое может передвигаться в окружающей среде, от растения, которое навсегда привязано к одному месту. Территориальное пространство земледельца это его земля или поселение с ее окрестностями, которое определено и ограничено [4, с.17].

Кочевники как самые подвижные категории населения Евразии, были подвержены частым передвижениям в поисках лучших пастбищ для скота, являлись основными проводниками культурных связей между кочевыми, охотничьими и оседлыми народами. На культуру и искусство кочевников большое воздействие оказывали входившие с ними в соприкосновение народы земледельческой культуры. Но не следует преувеличивать значение этих контактов. Кочевники перенимали у других народов только то, что соответствовало их эстетическим вкусам, что могло быть использовано в их довольно сложном кочевом скотоводческом хозяйстве [3, с.13]

В отличие от оседлого земледельца, укоренившегося на своей земле, кочевник-степняк находился в постоянном движении, поэтому для пастуха-кочевника пространство было безгранично в этом смысле географический кругозор земледельца, гораздо ограниченнее в отличие от пространственной осведомленности кочевника. Кочевой народ все свое имущество перевозит и носит с собой и ни от чего не зависит. По мере кочевания по степям в поисках пастбищ для скота и свободных земель кочевые народы образовывали могучие империи от Китая до Европы. Основным занятием кочевников-степняков было скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот (быков, яков, сарлыков), лошадей, овец, коз и верблюдов. Существенную роль в хозяйстве кочевников играла охота. Они знали и земледелие [7, c. 16]. Номадизм это мобильный образ жизни, сущность которого заключается в постоянном перемещении по степи для поиска лучших условий существования. Исследования показывают, что в культурах кочевых скотоводческих групп и народов, занимающихся охотой и рыболовством, имеются немало общих черт, свидетельствующих об интенсивных историко-культурных связях их между собою. Эти общие черты нашли свое отражение в максимальном приспособлении искусства к условиям хозяйства и быта, в особенностях орнамента, украшающего одежду и обувь, посуду и утварь, сбрую и оружие, а также мужские и женские ювелирные изделия.

В современной науке выделяются некоторые категории кочевников: охотники и собиратели, такие как австралийские аборигены, арктические индуины, африканские кунгсаны, живущие в естественной природе, незнакомые с сельским хозяйством или животноводством; кочевники, занимающиеся торговлей и ремеслом, такие как туареги или цыгане, которые регулярно передвигаются с целью осуществления торговли или выполнения некоторых ремесленных работ; кочевые скотоводческие народы и племена от древних сарматов, скифов, гуннов до современных бедуинов, монголоязычных народов, сезонно кочующих со скотом с одного пастбища на другие [6].

Кочевники привлекали и дополнительные источники жизнеобеспечения. К ним относились такие формы ведения хозяйствования как охота, рыболовство, собирательство и земледелие. Так, одним из любимых занятий кочевников была охота, и зачастую она служила тренировкой навыков ведения военных действий. Занятие земледелием (и в некотором отношении рыболовство) предполагало привязанности к определенному месту. Регулярные передвижения, связанные с овладением природой и поиском новых, удобных для занятий мест, относятся не только к кочевым народам. То же относится и к земледелию в его первоначальной форме. На заре земледелия человек является время от времени еще периодическим кочевником. Перешедшие к занятию земледелием степняки считали свое состояние вынужденным и временным и при первой возможности приступали к кочеванию и занятию скотоводством. Одним из главных видов хозяйствования степняков-скотоводов являлось подвижное и экстенсивное скотоводство [2; 5]. Содержание скота на пастбищах в течение года определяло вид и состав стада домашних животных. В первую очередь такими являлись лошади, которые могли доставать зимой корм из-под снега, а затем крупный рогатый скот, овцы и козы.

Пастбищно-стойловая форма содержания домашних животных наиболее распространенный тип хозяйства полукочевого скотоводства [8]. Для экстенсивного скотоводства как для специализированной формы кочевого скотоводства характерны следующие признаки: скотоводство является важнейшей хозяйственной деятельностью; возделывание земли вообще отсутствует, или практикуется в незначительном объеме; экстенсивное скотоводство, связано с выпасом скота на пастбищах круглогодично, без содержания в стойлах; скотоводческое хозяйство требует мобильности в пределах определенных территорий. Занятие скотоводством не единственная форма ведения хозяйствования кочевников-скотоводов некоторые степные племена и народы занимались торговлей. Ведение торговли с отдаленными странами осуществлялась разными способами, например, у некоторых народов и племен преобладала караванная торговля, у других – экспедиционная. С развитием земледелия и переходом к прогрессивному сельскому хозяйству перемещения ограничивались, а с определением системы чередования обработки земли на пашню и пар передвижения прекратились. С установлением оседлости меняется и форма человеческого жития. Община утверждается в определенной области, члены общины расселяются по соседству, родовая система переходит в систему поселений. Переход многих степных народов к занятию земледелием обуславливало оседлость и коренным образом повлияла на изменение отношения кочевника к степи. Вместе с тем в истории человечества кочевое скотоводство в течение длительного времени существовало параллельно с оседлым ведением хозяйства [6].

Кочевой образ жизни, скотоводство с элементами земледелия составляли основу традиционного хозяйственного уклада степняков-номадов и социальной организации степной культуры. Итак, по нашему мнению степная культура это культура и образ жизни кочевых народов поколениями живущих в степях в этой конкретной природной среде. Народы, живущие в степной среде, вступая во взаимодействие, в ходе межкультурного общения друг с другом и другими народностями, создали культурное наследие – подразумевающее мироустройство и мудрость кочевых народов, способы существования, образ жизни, методы производства, нравственные ценности, способы мышления, эстетические и религиозные убеждения, моральные качества, и т.д., которые в полной мере относятся к жизнедеятельности современных степняков и степной культуре. В настоящее время степная культура в процессе развития, образования и установлении границ государствами утратила способы кочевания как образ жизни и передвижения по степи со своим имуществом на дальние расстояния с целью поиска пастбищ для скота. Исследование культуры степи сегодня является своеобразным ключом к пониманию и разрешению конфликтов промышленников с современными степняками скотоводами в различных странах (например, КНР).


Литература:
  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004. 228 с.

  2. Барфилд Т. Кочевое скотоводство во Внутренней Азии / Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. С. 59 – 85.

  3. Кочешков Н.В. Проблемы историко-культурнных связей монголоязычных народов (на примере народного декоративного искусства XIX в. – середины XX в.) // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Сб. ст. Улан-Удэ.: БФ СО АН СССР. 1983. 148 с.

  4. Тишков В.А. Культурный смысл пространства // V Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. - Омск, 9-12 июня, 2003. С. 16-24.

  5. Хазанов А.М. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе // Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. С. 37-59.

  6. Церенова Ж.Н. Концепт «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Волгоград. 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://31f.ru/dissertation/page,2,474-dissertaciya-koncept-kocheve-v-kalmyckoj-russkoj-i-amerikanskoj-lingvokulturax.html (дата обращения: 02.02.2012).

  7. Цултэм Н.-О. Искусство Монголии. М.: Изобраз. Искусство. 1984. 232с., ил.

  8. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики (Опыт анализа) // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Сб. науч. тр. КНИИИФЯ. Элиста, 1980. С. 102 – 109.

5


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle