ВУЗ как социокультурная среда стимулирования коммуникативной компетентности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 985 раз

Библиографическое описание:

Мамедова, А. В. ВУЗ как социокультурная среда стимулирования коммуникативной компетентности / А. В. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 370-373. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4461/ (дата обращения: 20.04.2024).

Формирование коммуникативной компетентности будущего специалиста базируется на установлении гуманистических взаимоотношений с учащимися и организации коммуникативной деятельности в условиях приближенным к будущей профессиональной. Социокультурная среда как стимулирующая сфера развития данного качества играет основополагающую роль.

Социокультурная среда — это многомерное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. В рамках социокультурной среды выделяют:культурно-историческое наследие,художественная среда обитания человека,социально-психологическая, духовно-нравственная, политическая иэкологическая среда обитания[2].

В условиях развития информационного общества большая роль в становлении личности молодого человека, в формировании его социального капитала принадлежит высшему учебному заведению и его социокультурной среде. Высшее учебное заведение как социальная культурная среда будущего специалиста выступает как стимулирующий фактор в формировании личности будущего специалиста, и его коммуникативной компетентности в частности. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность свойств, необходимых будущему специалисту, бакалавру, магистру для успешного проведения коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере; т.е. для осуществления перцептивных (восприятие партнера по профессионально-деловому общению), собственно-коммуникативных (передача профессионально-деловой информации) и коммуникативно-операциональных действий (воздействие на партнера по профессионально-деловому общению).

Как культурно историческая среда высшее учебное заведение представляет собой систему традиций обучения и воспитания, поддерживающих в вузе. Мы в своем опыте обучения иностранным языкам в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина в рамках темы Образование изучаем историю создания вуза, факультетов, отделений, а также биографиюзнаменитых выпускников, жизненный путь и выдающиеся работы исторических личностей, связанных с учебным заведением, победителей конкурсов, деятелей вуза, профессоров, педагогов. Студенты знакомятся с культурно-историческим наследием знаменитых вузов мира, с трудами Нобелевских лауреатов, изобретателей, первооткрывателей и др.

Учебное заведение, как художественно-эстетическая среда, обеспечивает соответствующие формы активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество художественной жизни. Подразумевает активное участие учащихся в работе различных кружков, в рамках дополнительного образования, предоставляемые вузом, таких как школах хореографии, пении, театрального искусства, изобразительного творчества, фото кружках и др. Вуз предлагает широкое использование творческих форм художественно-эстетической направленности в процессе обучения основным дисциплинам курса. Так в курсе «Иностранный язык» на неязыковых факультетах такие активные формы как драматизация, игры-симуляции, ролевые игровые технологии и др. направленные на стимулирование коммуникативной компетентности также способствуют развитию артистических способностей, музыкального слуха, художественного вкуса и др.

Социально-психологическая среда обитания направлена на развитие межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения. В развитии коммуникативной компетентности межличностные отношения играют первостепенную роль. В этом случае университет, институт является благоприятной средой развития отношений между учащимися, между учащимися и преподавателями, преподавателями между собой, между руководством вуза и подчиненными и др.,а также отношения, складывающиеся между учащимися и другими участниками в результате учебно- воспитательной деятельности будущих специалистов. В стимулировании коммуникативной компетентности огромную роль играет развитие партнерских взаимовыгодных отношений, поэтому такие формы в образовательном процессе как соревнование, ситуации успеха, соперничество, командная игра создают основу для данных компетенций. А также организация студентами и их участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, празднествах, как в рамках вуза, так и в мероприятиях более широкого масштаба способствуют развитию и формированию коммуникативной компетентности.

Духовно-нравственная среда обитания связана с содержанием духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни. В высшем учебном заведении помимо того, что воспитательная роль отведена кураторам групп/курсов, тьюторам, назначенным из числа студентов старших курсов, работу которых контролируют и направляют заместители деканов факультетов и проректоры,считаем,что весь учебно-образовательный процесс в целом должен быть направлен на воспитание в будущем специалисте таких качеств как толерантность, эмпатия, рефлексия, взаимовыручке, любви к ближнему, состраданию.На занятиях по иностранному языку мы обсуждаем вопросы воспитания в рамках тем курса, при просмотре видеофильмов, а также в жизненных, профессиональных ситуациях.

Политическая среда обитания подразумевает характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности. Высшее учебное заведение как политическая среда может бытьпредставлена в системе организации процессом управления образования и воспитания, участие студентов в общественной работе вуза, в студенческом профкоме и др., а студенты политологи и все желающие активно участвуют в работе избирательных комиссий, компаний, в переписи населения, социологических опросах и т.д.В рамках предмета Иностранный язык студенты знакомятся с политическим устройством и стилем управления стран изучаемого языка, узнают об избирательных системах, политических лидерах этих стран, участвуют в политических дебатах, ролевых играх и др..

Экологическая среда обитания – состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире.Помимо естественно-географических специальностей, студенты которых активно вовлечены в работу,направленную на развитие экологического воспитания как теоретического, так и практического характера – ежегодная полевая практическая работа в различных уголках региона, страны, мира;участие в научных конференциях, студенты и других специальностей участвуют в совместных проектах по сохранению лесных массивов, заповедников и мн. др. Вуз призван помочь будущему специалисту в развитии экологического воспитания. На занятиях по иностранному языку мы обсуждаем темы Утилизация – Повторное использование, Зубры окского заповедника, а такжеизучаем опыт зарубежных стран по экологическому воспитанию в школе, колледже и др.

Социокультурное пространство включает в себя и основные сферы жизнедеятельности человека. К основным сферам жизнедеятельности молодого человека, студента, будущего специалиста, где он тратит свои ресурсы (время и энергию), мы относим – образовательную, будущую профессиональную деятельность- условия будущего профессионального самоопределения и самореализации личности студента, будущего специалиста; досугово-рекреационную, физкультурно-оздоровительную и информационную.

Досугово-рекреационная деятельность студента представлена досуговыми, туристско-экскурсионными, и др. учреждениями, где созданы условия для комфортной жизни и отдыха студента, способствующие здоровому образу жизни. Студенты отделения География – Туризм разрабатывает экскурсии по историческим местам; новое направление -экотуризм – набирает обороты; студенты теологического отделения участвуют в создании маршрутов по святым местам. На занятиях по иностранному языку студенты этих отделений участвуют в проекте Гиды – Переводчики, Экскурсоводы и др. В рамках курса «Иностранный язык» студенты и др. отделений представляют проектные работы на тему «Общежитие – наш дом», «Зарубежные каникулы» и мн. др. – презентация обязательна.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в вузе представлена инфраструктурой учреждений спорта и здравоохранения, стадионы, спортивные гимнастические залы, предоставление абонементов посещения бассейнов, фитнесс клубов, все, что обеспечивает поддержание здоровьястудента, развитие его физических и психических способностей.Для снятия напряжения, усталости, поднятия интереса к предмету нами на занятиях по иностранному языку широко применяются элементы здоровье-сберегающих технологий. Это – зарядки, песни на языке изучаемого языка, танцы – в рамках технологии – изучение языка в движении, музыка в качестве релаксации, аутотренинги и др.А также переключение деятельности, новизна, актуальность тем обсуждения также играет роль здоровье-сберегающих педагогических технологий.

Информационная сфера представлена доступами к библиотекам, средствам массовой информации[4].Информационная сфера жизнедеятельности, представленная в университетском образовании, в современных условиях играет первостепенное значение. Мы включаем в социокультурное пространство вуза информационную сферу – это та база данных, которым владеет университет, институт и в состоянии предоставления всем желающим.

Мы в своем вопросе стимулирования коммуникативной компетентности будущего специалиста рассматриваем социокультурную среду Интернета в системе университетского образования. Стивен П. Хейнеман – профессор Университета Вандербильта в Нашвилле (шт. Теннесси), специалист по вопросам международного образования, считает, что качественное высшее образование требует наличия современной электроники в классах, общежитиях, библиотеках, научных лабораториях и аудиториях для занятий. Самые качественные и передовые учебные планы больше основываются не на учебниках, а на самой свежей информации из печатных и электронных источников[5]. Информация для студентов сканируется и размещается в Интернете. Студенты имеют доступ к учебной информации везде, где бы они ни жили и куда бы ни ездили, что в свою очередь меняет стиль преподавания. Занятия больше не сводятся к предоставлению студентам информации; а основываются на анализе информации, усвоенной студентами самостоятельно. Интернет и другие электронные каналы распространения информации изменили облик академической библиотеки и повысили ее качество. Сократилась потребность в физическом присутствии в ней преподавателей и студентов. "Качественная" академическая библиотека традиционно славится своими фондами. Сегодня это качество определяется "количеством" предоставляемых ею способов доступа к информации, чтобы присоединиться к эксклюзивным "информационным сетям", в которых различные библиотеки обмениваются друг с другом своими ресурсами.

Сети академических библиотек носят транснациональный характер и включают в себя университетские библиотеки в Европе, Азии и Северной Америке. Доступ к информации – вот что отличает первоклассные библиотеки от посредственных. Все академические услуги, как учебные, так и библиографические, предоставляются электронным образом. Фактически рейтинги университетов сейчас учитывают скорость предоставляемого университетом доступа в Интернет. Университеты с узким каналом доступа в Интернет не могут конкурировать по качеству с университетами с широким каналом.

В качестве стимулирующей среды формирования социокультурной и социолингвистической компетенции в частности и коммуникативной компетентности в целом Интернет играет особую роль.

Для формирования указанных компетенций необходимо, чтобы изучающий иностранный язык приобрел определенные знания о стране изучаемого языка (истории, географии, культуры, экономики и т.д.), а также некоторые сведения об образе жизни, традициях и обычаях носителей иностранного языка. Если знания о стране можно приобрести, читая соответственную литературу, то для знакомства с образом жизни, традициями и обычаями народа необходимо познакомиться с их поведением в конкретных ситуациях общения в стране изучаемого языка. Такую возможность может предоставить Интернет. Интернет – технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в неё, т.е. внедриться в иную культуру, реализуя принцип функциональности языка [1].

В наше время именно способность к межкультурному взаимодействию является наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих иностранные языки. Пользование всемирной сетью Интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности.

Одним из основных принципов языковой политики, проводимой в жизнь учебными заведениями, является принцип мобильности, который обеспечивает доступ в область знаний. Именно поэтому следует в полной мере использовать все возможности, предлагаемые новыми технологиями, прежде всего, через Интернет, как в качестве средства интеракции, так и средства и неотъемлемого инструмента приобретения знаний [3].

Таким образом, высшее учебное заведение выступает как пространство стимулирования коммуникативной компетентности будущего специалиста во всех сферах – культурно-исторической, художественно-эстетической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической. Университет, институт также призван сыграть стимулирующую роль в создании социокультурной среды и во всех формах жизнедеятельности- образовательной, будущей профессиональной, досугово-рекреационной, физкультурно-оздоровительной и информационной, которая в свете модернизации образования выступает как определяющая.


Литература:

  1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)[Текст]/В.П. Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352с.

  2. Ерасов, Б.С. Социальная культурология[Текст]/Б.С. Ерасов. – М.:Аспект-Пресс, 2000.- 304-331.

  3. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах[Текст]/Т.В. Карамышева– СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192с.

  4. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов[Текст]/ А.Я. Флиер. – М.: Академический проект, 2000.

  5. Heyneman, S. P. Global Issues in Education[Text]/S.P.Heyneman//Peabody JournalOf Education, 76(3&4), 1–6 Copyright: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): будущий специалист, коммуникативная компетентность, иностранный язык, высшее учебное заведение, социокультурная среда, студент, Интернет, развитие, экологическое воспитание, академическая библиотека.


Похожие статьи

Основные аспекты формирования социокультурной среды...

Будущий специалист формируется, не столько потребляя ценности культуры, сколько

В качестве основных задач процесса формирования социокультурной среды университета

4. Выявить педагогические условия развития образовательных компетенций студентов вуза.

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

5. Роль интернет-технологий в формировании коммуникативной компетенции будущих учителей английского языка.

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза.

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

Социокультурное содержание любого учебного материала призвано обладать высокой степенью информационной ценности, поскольку

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе.

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию...

Компенсировать недостаток социокультурного окружения возможно ролевой, диалоговой, поисковой организацией учебного

Мы полагаем, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции студента на уроках иностранного языка есть процесс усвоения универсальных...

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной...

Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная компетенция, иностранный язык, межкультурный диалог, студент

Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза...

Некоторые аспекты формирования социокультурной...

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе.

Беленкова Н. М. Атабекова А. А. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты...

К формированию социокультурных компетенций через...

Ключевые слова: иностранный язык, аутентичный видеоматериал, мотивация, диалог культур, коммуникативные и культурные компетенции.

Чтобы общение проходило на должном уровне, студент высшего учебного заведения (а в данном случае, студент неязыкового...

Формирование социокультурных компетенций на уроках...

Социокультурная среда — это пространство культурного развития человека, включающее ценности

В культурологических исследованиях социокультурная компетентность рассматривается как

Технологии формирования компетенций учителя иностранного языка.

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

Жданова Г. А., Кокорина И. Н., Альмяшова Л. В. Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент, технический вуз.

Похожие статьи

Основные аспекты формирования социокультурной среды...

Будущий специалист формируется, не столько потребляя ценности культуры, сколько

В качестве основных задач процесса формирования социокультурной среды университета

4. Выявить педагогические условия развития образовательных компетенций студентов вуза.

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

5. Роль интернет-технологий в формировании коммуникативной компетенции будущих учителей английского языка.

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза.

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

Социокультурное содержание любого учебного материала призвано обладать высокой степенью информационной ценности, поскольку

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе.

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию...

Компенсировать недостаток социокультурного окружения возможно ролевой, диалоговой, поисковой организацией учебного

Мы полагаем, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции студента на уроках иностранного языка есть процесс усвоения универсальных...

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной...

Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная компетенция, иностранный язык, межкультурный диалог, студент

Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза...

Некоторые аспекты формирования социокультурной...

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе.

Беленкова Н. М. Атабекова А. А. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты...

К формированию социокультурных компетенций через...

Ключевые слова: иностранный язык, аутентичный видеоматериал, мотивация, диалог культур, коммуникативные и культурные компетенции.

Чтобы общение проходило на должном уровне, студент высшего учебного заведения (а в данном случае, студент неязыкового...

Формирование социокультурных компетенций на уроках...

Социокультурная среда — это пространство культурного развития человека, включающее ценности

В культурологических исследованиях социокультурная компетентность рассматривается как

Технологии формирования компетенций учителя иностранного языка.

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

Жданова Г. А., Кокорина И. Н., Альмяшова Л. В. Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде (из опыта

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент, технический вуз.

Задать вопрос