Библиографическое описание:

Панченко А. С. Художественный музей и виртуальная художественная реальность // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 462-466.

Вопрос существования художественного в виртуальном мире волнует многих. Основным вопросом при этом остается, в какое качество переходит культурная ценность, переходя из реальной среды в виртуальную, теряет ли она какие-либо качества, или, наоборот, приобретает что-то, чем не обладала в своей естественной, художественной, а главное, реальной среде? Т.Е. Шехтер в своей статье «Художественное воображение и логика фрактала» отмечает, что: «...в виртуальной транскрипции, произведение искусства теряет самостоятельность и неприкосновенность, заданные ему в условиях материального существования, и приобретает свойства текста, где все элементы равноправны и служат общему смыслу, на который «работает» интерактивное лоно — так называемый гипертекст» [1, c.59]. Таким образом, в данном случае речь идет уже не о предмете как таковом, а о неком тексте, в который выстраивается все то, что попадает в виртуальное пространство. Из этого следует, что посетитель интернет-сайта работает уже не с предметом, не с изображением, а с гипертекстом, который образуется путем комбинаций различных цифровых и буквенных сочетаний; меняется отношение к самой сущности предмета — нет ощущения подлинности, есть ощущение от работы с предложенным текстом, который можно выстраивать исходя из личных предпочтений — перевернуть изображение, прокрутить назад, «задержать», приостановить на время поток информации.

Сотрудник Государственного Русского музея, О. Киссель, рассуждая о мультимедиа в музейной среде, высказывает мнение, что: «Сама по себе публикация огромных массивов изобразительной информации в WWW не является чем- то очень значимым, гораздо важнее содержательная интерпретация музейных собраний и визуальное отображение музейного предмета в соответствующем «музейном» контексте» [2].

Еще одна сложность заключается в том, что, очень трудно определить аудиторию сайта. В отличие от коммерческих проектов, которые изначально уже рассчитаны на определенные категории людей (виртуальные игры, различные видеопорталы, носящий разнообразный характер, скачивание музыки, сериалов и.т.д.), сайт музея выглядит в данном случае поистине уникальным творением: нет никакой гарантии, что человек, зашедший на сайт музея, пойдет в него, и наоборот, посетитель музея может и не заинтересоваться интернетом. Пользователем может оказаться студент, ищущий информацию о художнике или скульпторе или изображение, пользователь, который совершенно случайно, посещая различные страницы, зашел на сайт из интереса. Может быть и иностранец, готовившийся посетить страну и выбирающий себе маршрут.

Сайт музея изначально не может быть выгодным коммерческим предприятием, потому что его целью является распространение информации о музее и его коллекции с целью привлечения большего количества посетителей из виртуального пространства в реальное, заинтересовать своей экспозицией или новыми выставочными проектами. Поэтому, как правило, на разработки официальных страниц в интернете деньги выделяются или из государственного бюджета или фонды (например, В.Потанина) предоставляют гранты.

При анализе интернет-представительства музея, встает закономерный вопрос о том, как можно охарактеризовать интернет-среду. Т.Е. Шехтер дает ей такое описание: «Виртуальная реальность — это создание законов, закономерностей существования множества конкретных виртуальных миров, в том числе и мира искусства. И эта моделированная электронная реальность обуславливает природу и свойства существующего в нем художественного произведения... В виртуальном пространстве все подчинено структуре, архитектонике виртуального мира. Материалы веб-пространства существуют как тексты, знаки, символы или изображения, подчиненные обязательно определенному цифровому коду» [3, c 60.]. Еще одно определение такого понятия как «Виртуальная художественная культура» рассматривает И.Югай [4]: это совокупность жанров, погружающих зрителя с помощью интерактивности и моделирующих механизмов в концептуально новое пространство произве­дения, созданного и существующего на основе компьютерной виртуальной реальности. При этом виртуальная художественная реальность, в отличие от реальной культуры позволяет следующее [5, с 13]:

-социальную окрашенность организуемых в виртуальной реальности про­цессов, обеспечивающую легкость и быстроту вхождения человека в электронную виртуальную среду;

-психологическую творческую свободу проявления человека в виртуальной среде.

Оба эти понятия соединены в интернет сайтах музеев и галерей современного искусства — именно там моделируется новая среда бытования художественного произведения искусства, которое, попадая из своей реальной среды существования (музей, запасник) в виртуальную художественную среду, приобретает новые качества, которых у его не было ранее: художественную условность, так как в виртуальном пространстве предмет уже существует как определенный последовательный набор цифр и букв, а также условную художественную ценность, так как в интернете такие понятия как «авторство» и «уникальность» размыты. Получается, что при своем бытовании в виртуальной художественной среде произведение наделяется некими двоякими смыслами: с одной стороны это мировой шедевр, который находится в музее (галерее) и из-за его недоступности в данный момент (позднее время суток, выходной день музея, другое государство), любой желающий может найти его цифровой эквивалент в сети. С другой стороны, при этом, шедевр теряет свою уникальность: его можно скопировать на компьютер, видоизменить его с помощью графических редакторов, поместить на «рабочий стол» компьютера, чтобы видеть каждый день, или распечатать в необходимых количествах и раздарить друзьям. При этом, многие могут даже не знать, что это Ватто или Шишкин и расценивать напечатанное изображение как открытку, тем более не расценивая изображение на простой бумаге как что-то уникальное или авторское.

С другой стороны, феномены цифрового компьютерного изобразительного искусства существуют в принципиально новой онтологической реальности, открывающейся субъекту эстетического восприятия как реальность виртуальная. Особенности существования феноменов изобразительного искусства в пределах этой реальности определяют принципиально новый характер взаимодействия реципиентов с художественными произведениями, а также целый ряд свойств произведений цифрового компьютерного изобразительного искусства, которые не были характерны для произведений изобразительного искусства традиционного (нецифрового). цифровые компьютерные технологии не только вывели изобразительное искусство на качественно новый уровень, коренным образом трансформировав его структуру, но и определили необходимость переосмысления места самого изобразительного искусства в системе искусств [6, с 11].

Как уже было сказано выше, музей как институт несет в себе множество разнообразных функций, объединенных одной идеей – хранить историю, изучать ее и рассказывать о ней поколениям. Музей был самодостаточной единицей и за последние годы сделал рывок в возможности взаимодействия, как с посетителями, так и с учеными, работающими в фондах. Парадоксальная вещь заключается в том, что даже, если вдруг никто не будет работать в музее и его закроют, то его коллекция все равно останется существовать. Сайт музея интересен тем, что его судьба прямопропорциональна судьбе музея: это изначально единица, зависимая по многим показателям (посещаемость, обновления, аттрактивность, прямая связь с коллекцией музея)

Посетителю, который судит о собственно музею по сайту (учитывая, насколько интернет прочно вошел в современную действительность, очень многие проводят прямую параллель между тем, насколько хорошо и доходчиво сделан сайт и как работает непосредственно организация), важно видеть, что теперь музей стал более похож на крупный культурный центр, куда можно прийти на целый день и с толком провести свой досуг. Интернет сайт может в таком случае сослужить хорошую службу или, наоборот, подпортить впечатление. Когда посетитель заходит на официальную страницу музея, ему мало только официальной информации, ему важно видеть, насколько музей смог расширить свои границы существования в реальном мире и, выйдя за эти пределы, прийти в мир виртуальный; насколько музей чувствует себя свободно, существуя в виртуальном пространстве и являясь, по сути, самостоятельной единицей, предлагая посетителю в данном разрезе то, что не доступно в реальном времени. Именно исходя из состояния интернет сайта, потенциальный посетитель может сделать вывод о состоянии собственно музея, разумеется, что подобные выводы носят сугубо субъективный характер и не всегда оправдываются, но, так или иначе, тот посетитель сайта, который из любопытства зашел на него, возможно, ознакомившись с содержанием страницы, захочет прийти в сам музей, посмотреть «в живую» на тот экспонат, который увидел на цифровой фотографии «в интернете» или заинтересовавшись тематическими лекциями.

Из этого следует, что, скорее всего, исследуя интернет сайт, после просмотра информации о работе музея и его коллекциях, посетитель начнет искать нечто, что отличает виртуальный музей от реального – виртуальные выставки, экскурсии или цифровые коллекции предметов. И здесь происходит небольшое открытие: во-первых, далеко не все музеи готовы принять происходящие изменения и до сих пор используют свой интернет сайт как сугубо справочный материал, где размещены телефоны, адреса и информация экскурсионного отдела, а во-вторых, если какие-то интересные проекты и существуют, то они могут «потонуть» в большом количестве информации, ссылок и закладок на странице.

Крупные художественные музеи, такие как, Государственный Русский музей, Лувр (Париж) [7], галерея Тейт (Лондон) [8] , музей современного искусства (Нью-Йорк) располагают на главной странице информацию о текущих выставках, а также ту первоочередную информацию, которая может заинтересовать посетителя (покупка билетов, часы работы музея, кинопоказы, лекции), при этом, художественный музей Метрополитен (Metropolitan museum of arts [9] располагает только информацию для посетителей, наряду с текущими выставками, и для того, чтобы ознакомиться с какими-либо другими мероприятиями, проходящими на базе музея, необходимо зайти в меню, расположенное слева. Музей современного искусства (Museum of Modern Art, MoMA [10]) еще располагает здесь ссылку на онлайн магазин, где можно приобрести разнообразные предметы интерьера, анонс предстоящих кинопоказов. Интернет сайт Государственного Эрмитажа на основной странице располагает информацию о музейном комплексе, так же на странице располагается меню, с помощью которого можно перейти в любой интересующий посетителя раздел, то же самое касается главной страницы Государственного Русского музея. Национальная галерея Вашингтона [11] на главной странице своего интернет сайта разместила только меню, из которого можно перейти на интересующую посетителя информацию.

При работе с посетителем через свое интернет представительство, музей преследуют две крайности: первая – это разместить как можно больше информации на первой странице, а также продублировать ее во вкладках основного меню, и вторая-это оставить только меню, через которое посетитель сайта сам будет искать необходимую ему информацию. Практически все музеи размещают на своих страницах информацию о коллекциях. Такой аспект, как наиболее полное ознакомление посетителя с коллекцией музея, на сайте Государственного Эрмитажа решено очень практично и удобно для любого посетителя – в заглавном поиске на закладке «Цифровая коллекция». Государственный Русский музей предлагает ознакомиться с некоторыми экземплярами своей коллекции через вкладку «коллекции», где можно выбрать интересующий период, направление в искусстве.

В данном аспекте интересен опыт Лувра. Здесь представлена не только база «жемчужин» коллекции, работ, новых поступлений, работ, которые находятся во временной выдачи, но и, что примечательно, существует возможность поиска работы по ее инвентарному номеру и расширенный поиск изображения по имени автора, названию работы и другим параметрам. На сайте галереи Тейт осуществляется быстрый поиск по имени художника, названии работы или по алфавитному указателю. Также можно выбрать интересующий филиал и по базе данных посмотреть работы художников, которые выставлены в экспозиции.

Гмии. Им. Пушкина [12] на своей странице располагает информацию о всем музейном комплексе: «основное здание», «музей личных коллекций», «учебный музей», «музей-квартира С.Т.Рихтера», «музей-детям». В разделе «Выставки» можно видеть расписание различных проектов на текущий год. Раздел «Экспозиция» предоставляет информацию об экспозициях музея, а «Коллекции» представляют подразделы (живопись, графика, скульптура и.т.д.), нажав на любой из которых посетитель переходит на страничку с кратким описанием формирования раздела в стенах музея, а далее может выбрать интересующую его страну и просмотреть изображения.

MoMA предлагает посетителям своего сайта поиск не только изображений, но также и видеоматериалов и информацию о перфомансах. Музей Метрополитен предлагает настоящую базу данных, где можно выбрать необходимый период и сразу появится таблица с изображением предмета, его описанием, именем мастера, датировкой и инвентарным номером.

Если же говорить о такой важной в современном мире составляющей, как интерактивность, возможность посетителя музея и интернет сайта почувствовать себя частью художественного процесса, то современные технологии позволяют посетителю принять активное участие в формировании собственной художественной среды: начиная от составления собственных маршрутов непосредственно в музее, и заканчивая разнообразными возможностями интернет сайта. Так, российские музеи предлагают своим посетителям посетить не только целые залы (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей), но и специальные проекты, существующие только в виртуальной среде (Государственная Третьяковская галерея).

Уже на протяжении многих лет Государственный Русский музей успешно реализует программу создания информационно-образовательных центров «Виртуальный филиал Русского музея». Это центр, созданный на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов музея. Доступность и высокое качество мультимедийных научных и образовательных программ центра обеспечивается использованием новейших компьютерных технологий. Центр «Виртуальный филиал Русского музея» может состоять из одной, двух или трех функциональных зон: научно-информационной, образовательной и мультимедийного кинотеатра [13].

На сайте Государственной Третьяковской галереи особое внимание стоит уделить отдельному разделу – «виртуальные выставки»: здесь их четыре. Один из этих проектов «Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения М.А. Врубеля» [14] является победителем II конкурса «Меняющейся музей в меняющемся мире» В. Потанина 2005 года. Следующий выставочный проект в интернете от Государственной Третьяковской галереи – «Горизонты. Пейзаж в русской и канадской живописи (1860 – 1940 гг.)» [15]. На этой уникальной виртуальной выставке можно увидеть 250 пейзажей, выполненных канадскими и русскими художниками. На официальном сайте Гмии. им. А.С. Пушкина особо стоит отметить проект «Виртуальные прогулки по музею», который не был представлен в предыдущей версии сайта (Который до сих пор активен по адресу http://www.museum.ru/gmii). В этом разделе можно совершить прогулку по Залу № 7. «Византийское искусство. Искусство Италии XIII-XVI веков».

На главной странице сайта музей Лувр появляется персонаж, который призван познакомить самых маленьких посетителей с искусством, MoMA предлагает несколько интерактивных проектов, рассказывая подробно как делать оттиски или предлагает посетить сайт, где подробно рассказывается о реставрации картины «Водяные лилии» Моне.

Исходя из анализа интернет сайтов, сделанного выше, можно сделать вывод, что некоторые крупные художественные музеи России уже осознали необходимость перемен не только в рамках своих стен, но и за их пределами – в виртуальном пространстве. В данном вопросе можно обратить свое внимание на то, что российское музейное сообщество формируется по другим законам, нежели западное. В данном случае, необходимо принять во внимание и тот факт, что некоторые европейские музеи являются частными и имеют другие финансовые возможности, поэтому сами вольны выбирать тенденции развития. Именно этим фактом и обуславливается активное освоение не только новых технологий, внедряющихся в собственно музейные экспозиции, но и проекты в виртуальном пространстве. Исходя из этой специфики, следует, что не во всех вопросах можно безоговорочно довериться западным коллегам и слепо следовать по их тропам: в виртуальных проектах Государственного Эрмитажа можно увидеть отголоски виртуальных залов Лувра [16], при этом сама навигация и демонстрация залов «Виртуального Эрмитажа», при этом здесь поиск решен по залам, а у европейских коллег по тематике, так что не всегда можно сориентироваться, как пройти в тот или иной зал (так как план зала показан в отрыве от основного плана, в отличие от схемы, предлагаемой Эрмитажем).

В наше время стремительного развития технологий, виртуальное пространство прочно укореняется в каждодневной жизни, и теперь музеи вынуждены работать «на два фронта» - не только на сохранении себя как культурно-эстетического центра, но и во внемузейной среде — виртуальном пространстве, которое уже начало завоевывать собственную аудиторию и в будущем таковой станет еще больше. Виртуальное пространство для музея — это еще один шаг в сторону информационного развития, в сторону работы с посетителем на новом уровне, лежащем во внемузейной плоскости, в случае правильной подготовки виртуального музейного пространства, многие музеи смогут завоевать еще больше аудитории.

Таким образом, существование музея в виртуальной реальности невозможно без потери ряда свойственных реальному музею качеств и приобретения новых характеристик[17, с 169]. В первую очередь, это полное отстранение от предметности и переход на работу с текстом в онлайн среде. Затем, это новое ощущение времени в интернет среде – несмотря на то, что категория времени исчисляется часами, минутами и секундами, в интернет пространстве оно измеряется не только скоростью загрузки страницы, а также демонстрацией потокового видео без перебоев, но и объемом скачиваемой информации в мегабайтах. Как уже было замечено выше, в интернете время можно повернуть вспять – отмотать ролик, «задержать» изображение, в таком пространстве ценность художественного произведения исчисляется несколько другими категориями, нежели авторство, подлинность.

Если говорить об изменении статуса бытия искусства в виртуальной среде, то, оно, несомненно, происходит. Здесь уже нельзя говорить об онтологическом аспекте художественного образа, так как в виртуальном пространстве нет возможности говорить об идеальной структуре бытия предмета, об его отношении к материалу, в виртуальном пространстве пропадает «вещественность», в виртуальной среде идет взаимодействие не с собственно предметом, а его изображением, тиражируемой копией, которая может быть видоизменена и преображена по желанию интернет-пользователя в любого вида объект. Семиотический аспект, однако, сохраняется, так как, в случае владения знаковой системы, пользователь сможет воспроизвести в своей памяти образ, объекта, ситуации, исторического события или персонажа, таким образом, изображение, увиденное в интернете или прочтенная фраза, могут послужить импульсом к воспроизведению некоего художественного образа в уме интернет-пользователя. Особенности существования феноменов изобразительного искусства в пределах этой реальности определяют принципиально новый характер взаимодействия реципиентов с художественными произведениями, а также целый ряд свойств произведений цифрового компьютерного изобразительного искусства, которые не были характерны для произведений изобразительного искусства традиционного (нецифрового) [18, с 11].


Литература:
  1. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.59

  2. О.Киссель Мультимедиа как современное средство интерпретации музейных инсталляций (http://www.adit.ru/rus/publication/web/paper.asp?nomer=%C02001032)

  3. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.С. 60.

  4. Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже ХХ – XXI веков. Автореферат на соискание степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2008 г.

  5. Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже ХХ – XXI веков. Автореферат на соискание степени кандидата искусствоведенияСанкт-Петербург, 2008 г.- с 13

  6. Ерохин С.В. Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства . Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Москва, 2010 г. -с. 11

  7. http://www.louvre.fr/llv/commun/home.jsp

  8. http://www.tate.org.uk/

  9. http://www.metmuseum.org/

  10. http://www.moma.org/)

  11. http://www.nga.gov/

  12. http://www.arts-museum.ru

  13. Подробное изучение проекта Государственного Русского музея «Виртуальный Русский Музей» можно найти в диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Ахунова В.М. «Современный формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее (Опыт Государственного Русского музея)», где подробно рассматриваются все составляющие мультимедийного материала, а также, дистанционная работа с виртуальными филиалами в регионах России.

  14. http://www.virtualmuseum.ru/dev/

  15. http://www.virtualmuseum.ca/Exhibitions /Horizons/ index.html.

  16. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_0_32.html http://www.louvre.fr/llv/musee/visite_virtuelle_detail.jsp

  17. Васильчук М.О. Художественный рынок и тенденции развития музейного пространства // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 169

  18. Ерохин С.В. Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства . Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Москва, 2010 г. -с. 11

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle