Библиографическое описание:

Токарев А. А., Спиридонова Е. П. Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 6-7 лет // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 406-408.

Последние данные обследования детей, поступивших в общеобразовательный детский сад показывают, что около 50% из них не готовы к освоению программы детского сада.

Часть детей удается за счет мобилизации резервных возможностей самостоятельно компенсировать отставание в развитиинекоторых психических функций и усвоение программы. Другая часть детей, имеющая дополнительные неблагоприятные факторы (отклонение в развитии речи, нарушения здоровья, отрицательное влияние социума в котором живут дети), оказывается неуспешной в освоении программы, эти дети еще как-то осваивают материал, то с усложнением программы в более старших группах совершенно выпадают из учебного процесса.

Однако надеется на то, что отстающих детей не будет, не стоит. Статистические данные показывают, что выросло и продолжает расти число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогинеза, нарушенного развития. Именно поэтому в образовательном учреждении остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а в некоторых случаях и дефектолога, так как сейчас родители имеют право выбирать детский сад или школу для обучения своего ребенка, даже если у него имеются специальные образовательные потребности.

На современном уровне развития коррекционной педагогики модель деятельности логопеда в детском саду достаточно полно проработана (Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция). Логопед прекрасно знает, как работать с детьми, имеющими речевую патологию, как в группе с возрастной нормой, так и в коррекционном. Тоже самое можно сказать и про психолога, функционал которого в детском саду достаточно проработан. Однако в общеобразовательном детском саду в последнее время встречаются дети, уровень психического развития которых на первый взгляд не выходит за пределы нормы. Эти дети не имеют бросающихся в глаза отклонений в развитие речи, но учеба дается им с трудом. Особенно большие трудности испытывает данная категория детей в освоении речи. Оказание помощи таким детям возможно только совместными усилиями психолога и логопеда. И тогда выясняется, что модель взаимодействия в работе этих специалистов слабо проработана.

Теоретической основой совместной деятельности психолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложенный Л.С. Выготским,А.Р.Лурия (Хомская Е.Д. учебник Нейропсихология) и его учениками. Нейропсихология бурно развивается сегодня, имеет несколько достаточно самостоятельных направлений, из которых наибольший интерес для нас представляют нейропсихология, нормы и проблемы индивидуальных различий, а также нейропсихология детского возраста и проблемы коррекции отклонений развития психических функций. Мы видим, что эти направления тесно взаимосвязаны. Каждое из них опирается на основные принципы нейропсихологии: о динамической локализации высших психических функций, о функциональных системах, о рассмотрении мозга как целостной структуры, каждая из частей которой вносит свой специфический вклад в осуществление любой функции. Плодотворным в работе психолога и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и нарушения высших психических функций, среди которых, разумеется,находиться и речь. В работе мозга выделяются определенные факторы, входящие в качестве составляющих в разные психические функции. Каждый фактор связан с определенными структурами коры больших полушарий мозга, поражение которых ведет к выпадению связанного с ними факторами. Таким образом, с одной стороны, психическая функция каждый раз нарушается по-разному и зависит это от того, какой из входящих в функцию факторов поражен. Таким образом, мы видим, что ни одна из высших психических функций никогда не разрушается полностью, всегда остаются возможности для ее восстановления. Кроме тогопо отношению к деятельности логопеда это означает, что работа по развитию речи должна проходить совместно с работой по развитию неречевых функций. Рассмотрим это подробнее. Нейропсихологии выделяют несколько основных базисных факторов:

  • Энергетический – поддерживающий тонус и активность мозга в целом (стволовые структуры);

  • Модально-специфические, связанные с работой задних отделов коры -0 это зрительные, слуховые и тактильные восприятия, память (постцентральные отделы коры);

  • Кинестетический фактор, связанный с пре-моторной областью, обеспечивает организацию последовательных движений, переключение с одной позы на другую;

  • Пространственный фактор, связанный с заднетеменными отделами коры, обеспечивает восприятие реального пространства и формирование пространственных представлений, а также квазипространство-запись графических символов,речь;

  • Фактор произвольности, осуществляющий планирование и контроль за осуществлением любой деятельности, связанный с префронтальными отделами в большей степени левой лобной доли;

  • Фактор сукцессивности, симультантности и функциональной асимметрии мозга определяет разницу в познавательных стратегиях левого и правого полушария: левое полушарие в основном использует стратегию последовательной обработки информации, а правое –одновременного, целостного,симультального восприятия информации.

Каждый из этих факторов участвует в организации речевой функции, как устной, так и письменной. При их нарушении речевая функция поражается системно, но каждый раз по-разному. Изучение нарушений речи правшей, как взрослых, так и детей, достаточно полно проведено в клинике очаговых поражений мозга (Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что речевые функции у 95% правшей и 70% левшей связаны с левым полушарием мозга, у 15% левшей с правым, у остальных 15% левшей – с обоими. Наиболее качественно обеспечивают речевую деятельность структуры левого полушария: они реализуют сенсомоторный уровень, уровень понятий, выраженных в значениях слов, а мелодико-инонациональные характеристики речи, тембр голоса более связанные со смысловой, аффективной стороной речи, обеспечиваются левым полушарием мозга. Эти утверждения относятся не только к нарушениям речи при очаговых поражениях мозга, но и к речевому развитию у праворуких и леворуких детей. В целом отмечается, что при имеющихся отличиях нейропсихология речи взрослых правшей вполне применима к речи праворуких детей. Что касается левшей, то практически все авторы отмечают недостаточную проработку проблемы речевого онтогенеза у левшей. Наши собственные исследования и исследования других авторов показывают, что именно дети с выраженными или скрытым левшеством в системе рука-ухо-глаз испытывают разной степени трудности при освоении чтения и письма. Эти дети могут допускать большое число ошибок, среди которых в начальной школе больше специфических ошибок (замены букв, близких по акустико-артикуляционным и оптическим признакам, пропуски, вставки и перестановки букв, слогов, слов, нарушения согласования и управления, “зеркальное” письмо).

Прослеживается четкая связь нарушений базовых факторов, выявляемых в нейропсихологическом обследовании, с определенными группами ошибок у детей. Замены букв, близких по акустическим, оптическим признакам, пропуски и вставки связаны с модально-специфическими факторами, так как они отражают несформированность фонематических и оптических представлении, слабостью слухо-речевой и зрительной памяти. Замены букв, близких по артикуляторным признакам, отражают недостаточность кинестетического фактора, с ним связывают и пропуски согласных звуков. Пропуски согласных при стечении вставки гласных в стечениях согласных, повторение слогов,букв, слов, замены букв, состоящих из одинаковых, но представленных в разном количестве, элементов (ш-и,т-п), некоторые каллиграфические трудности, объясняются несформированность кинетического фактора. Смещение букв, имеющих одинаковые, но по-разному расположенные в пространстве элементы, случаи “зеркального” письма объясняются нарушением пространственного фактора. Большое число орфографических ошибок, аффективные влияния говорят о недостаточности фактора произвольности. И наконец, низкий темп письма, быстрая утомляемость указывают на нарушение энергетического фактора.

Дети испытывают трудности, имеющие как наследственное, так и травматическое левшеством, но в последнем случае эти трудности усугубляются наличием неврологической патологии, ММД, расстройством устной речи. Отрицательно сказываются на успешности обучения и частные соматические заболевания детей.

При организации коррекционной работы особое место занимает нейропсихологическое обследование, которое наряду с анамнестическими данными, изучением медицинской документации, углубленным обследованием устной речи, проведением диагностики психического развития позволит выявить как наиболее отстающие в развитие факторы, так и те резервы, на которые следует опираться в работе.

Существуют готовые методики нейропсихологического тестирования (Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю., Яблокова Л.В. Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста – м.: АНО “Пэб”,2007 г.). Но в любом случае исследование должно быть обращено ко всем блокам мозга. При “подтягивании” отстающие в развитии функции работа строится по принципу возвращенного онтогенеза, т.е. определяется уровень сфомированности, с опорой на который и ведется дальнейшая работа.как уже говорилось, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на формирование невербальных и вербальных функций в их единстве и взаимосвязи, так как нет речи без деятельности.

Таким образом, мы видим, что факторный подход позволяет сделать взаимодополняющую работу психолога и логопеда. Не стоит ломать копья по вопросу о нужности или ненужности диагностики ребенка. Использование методик нейропсихологического обследования детей позволит сделать помощь ребенку со стороны узких специалистов адресной, а значит, и более эффективной. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействие психолога и логопеда, компетентность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с речевыми нарушениями и психического развития являются следующее:

  • Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач;

  • Принцип коррекционнойнаправленности общеобразовательных занятий;

  • Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка;

  • Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников;

  • Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности;

  • Опора на личный опыт детей;

  • Достижения успеха на каждом этапе занятия как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle