Библиографическое описание:

Токарев А. А., Спиридонова Е. П. Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 6-7 лет // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 406-408.

Последние данные обследования детей, поступивших в общеобразовательный детский сад показывают, что около 50% из них не готовы к освоению программы детского сада.

Часть детей удается за счет мобилизации резервных возможностей самостоятельно компенсировать отставание в развитиинекоторых психических функций и усвоение программы. Другая часть детей, имеющая дополнительные неблагоприятные факторы (отклонение в развитии речи, нарушения здоровья, отрицательное влияние социума в котором живут дети), оказывается неуспешной в освоении программы, эти дети еще как-то осваивают материал, то с усложнением программы в более старших группах совершенно выпадают из учебного процесса.

Однако надеется на то, что отстающих детей не будет, не стоит. Статистические данные показывают, что выросло и продолжает расти число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогинеза, нарушенного развития. Именно поэтому в образовательном учреждении остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а в некоторых случаях и дефектолога, так как сейчас родители имеют право выбирать детский сад или школу для обучения своего ребенка, даже если у него имеются специальные образовательные потребности.

На современном уровне развития коррекционной педагогики модель деятельности логопеда в детском саду достаточно полно проработана (Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция). Логопед прекрасно знает, как работать с детьми, имеющими речевую патологию, как в группе с возрастной нормой, так и в коррекционном. Тоже самое можно сказать и про психолога, функционал которого в детском саду достаточно проработан. Однако в общеобразовательном детском саду в последнее время встречаются дети, уровень психического развития которых на первый взгляд не выходит за пределы нормы. Эти дети не имеют бросающихся в глаза отклонений в развитие речи, но учеба дается им с трудом. Особенно большие трудности испытывает данная категория детей в освоении речи. Оказание помощи таким детям возможно только совместными усилиями психолога и логопеда. И тогда выясняется, что модель взаимодействия в работе этих специалистов слабо проработана.

Теоретической основой совместной деятельности психолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложенный Л.С. Выготским,А.Р.Лурия (Хомская Е.Д. учебник Нейропсихология) и его учениками. Нейропсихология бурно развивается сегодня, имеет несколько достаточно самостоятельных направлений, из которых наибольший интерес для нас представляют нейропсихология, нормы и проблемы индивидуальных различий, а также нейропсихология детского возраста и проблемы коррекции отклонений развития психических функций. Мы видим, что эти направления тесно взаимосвязаны. Каждое из них опирается на основные принципы нейропсихологии: о динамической локализации высших психических функций, о функциональных системах, о рассмотрении мозга как целостной структуры, каждая из частей которой вносит свой специфический вклад в осуществление любой функции. Плодотворным в работе психолога и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и нарушения высших психических функций, среди которых, разумеется,находиться и речь. В работе мозга выделяются определенные факторы, входящие в качестве составляющих в разные психические функции. Каждый фактор связан с определенными структурами коры больших полушарий мозга, поражение которых ведет к выпадению связанного с ними факторами. Таким образом, с одной стороны, психическая функция каждый раз нарушается по-разному и зависит это от того, какой из входящих в функцию факторов поражен. Таким образом, мы видим, что ни одна из высших психических функций никогда не разрушается полностью, всегда остаются возможности для ее восстановления. Кроме тогопо отношению к деятельности логопеда это означает, что работа по развитию речи должна проходить совместно с работой по развитию неречевых функций. Рассмотрим это подробнее. Нейропсихологии выделяют несколько основных базисных факторов:

  • Энергетический – поддерживающий тонус и активность мозга в целом (стволовые структуры);

  • Модально-специфические, связанные с работой задних отделов коры -0 это зрительные, слуховые и тактильные восприятия, память (постцентральные отделы коры);

  • Кинестетический фактор, связанный с пре-моторной областью, обеспечивает организацию последовательных движений, переключение с одной позы на другую;

  • Пространственный фактор, связанный с заднетеменными отделами коры, обеспечивает восприятие реального пространства и формирование пространственных представлений, а также квазипространство-запись графических символов,речь;

  • Фактор произвольности, осуществляющий планирование и контроль за осуществлением любой деятельности, связанный с префронтальными отделами в большей степени левой лобной доли;

  • Фактор сукцессивности, симультантности и функциональной асимметрии мозга определяет разницу в познавательных стратегиях левого и правого полушария: левое полушарие в основном использует стратегию последовательной обработки информации, а правое –одновременного, целостного,симультального восприятия информации.

Каждый из этих факторов участвует в организации речевой функции, как устной, так и письменной. При их нарушении речевая функция поражается системно, но каждый раз по-разному. Изучение нарушений речи правшей, как взрослых, так и детей, достаточно полно проведено в клинике очаговых поражений мозга (Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что речевые функции у 95% правшей и 70% левшей связаны с левым полушарием мозга, у 15% левшей с правым, у остальных 15% левшей – с обоими. Наиболее качественно обеспечивают речевую деятельность структуры левого полушария: они реализуют сенсомоторный уровень, уровень понятий, выраженных в значениях слов, а мелодико-инонациональные характеристики речи, тембр голоса более связанные со смысловой, аффективной стороной речи, обеспечиваются левым полушарием мозга. Эти утверждения относятся не только к нарушениям речи при очаговых поражениях мозга, но и к речевому развитию у праворуких и леворуких детей. В целом отмечается, что при имеющихся отличиях нейропсихология речи взрослых правшей вполне применима к речи праворуких детей. Что касается левшей, то практически все авторы отмечают недостаточную проработку проблемы речевого онтогенеза у левшей. Наши собственные исследования и исследования других авторов показывают, что именно дети с выраженными или скрытым левшеством в системе рука-ухо-глаз испытывают разной степени трудности при освоении чтения и письма. Эти дети могут допускать большое число ошибок, среди которых в начальной школе больше специфических ошибок (замены букв, близких по акустико-артикуляционным и оптическим признакам, пропуски, вставки и перестановки букв, слогов, слов, нарушения согласования и управления, “зеркальное” письмо).

Прослеживается четкая связь нарушений базовых факторов, выявляемых в нейропсихологическом обследовании, с определенными группами ошибок у детей. Замены букв, близких по акустическим, оптическим признакам, пропуски и вставки связаны с модально-специфическими факторами, так как они отражают несформированность фонематических и оптических представлении, слабостью слухо-речевой и зрительной памяти. Замены букв, близких по артикуляторным признакам, отражают недостаточность кинестетического фактора, с ним связывают и пропуски согласных звуков. Пропуски согласных при стечении вставки гласных в стечениях согласных, повторение слогов,букв, слов, замены букв, состоящих из одинаковых, но представленных в разном количестве, элементов (ш-и,т-п), некоторые каллиграфические трудности, объясняются несформированность кинетического фактора. Смещение букв, имеющих одинаковые, но по-разному расположенные в пространстве элементы, случаи “зеркального” письма объясняются нарушением пространственного фактора. Большое число орфографических ошибок, аффективные влияния говорят о недостаточности фактора произвольности. И наконец, низкий темп письма, быстрая утомляемость указывают на нарушение энергетического фактора.

Дети испытывают трудности, имеющие как наследственное, так и травматическое левшеством, но в последнем случае эти трудности усугубляются наличием неврологической патологии, ММД, расстройством устной речи. Отрицательно сказываются на успешности обучения и частные соматические заболевания детей.

При организации коррекционной работы особое место занимает нейропсихологическое обследование, которое наряду с анамнестическими данными, изучением медицинской документации, углубленным обследованием устной речи, проведением диагностики психического развития позволит выявить как наиболее отстающие в развитие факторы, так и те резервы, на которые следует опираться в работе.

Существуют готовые методики нейропсихологического тестирования (Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю., Яблокова Л.В. Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста – м.: АНО “Пэб”,2007 г.). Но в любом случае исследование должно быть обращено ко всем блокам мозга. При “подтягивании” отстающие в развитии функции работа строится по принципу возвращенного онтогенеза, т.е. определяется уровень сфомированности, с опорой на который и ведется дальнейшая работа.как уже говорилось, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на формирование невербальных и вербальных функций в их единстве и взаимосвязи, так как нет речи без деятельности.

Таким образом, мы видим, что факторный подход позволяет сделать взаимодополняющую работу психолога и логопеда. Не стоит ломать копья по вопросу о нужности или ненужности диагностики ребенка. Использование методик нейропсихологического обследования детей позволит сделать помощь ребенку со стороны узких специалистов адресной, а значит, и более эффективной. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействие психолога и логопеда, компетентность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с речевыми нарушениями и психического развития являются следующее:

  • Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач;

  • Принцип коррекционнойнаправленности общеобразовательных занятий;

  • Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка;

  • Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников;

  • Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности;

  • Опора на личный опыт детей;

  • Достижения успеха на каждом этапе занятия как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): психических функций, высших психических функций, деятельности логопеда, левым полушарием мозга, детском саду, устной речи, психического развития, 15% левшей, речи праворуких детей, обследования детей, модель деятельности логопеда, замены букв, оптическим признакам, освоении речи, отличиях нейропсихология речи, развитию речи должна, нарушений речи правшей, обследованием устной речи, расстройством устной речи, Совместная работа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle