Библиографическое описание:

Дубанова О. В. Возможности внеурочной деятельности в формировании ноосферного мировоззрения старшеклассников // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 353-355.

Современный кризисный уровень развития цивилизации требует сбалансированного решения социально-экономических, экологических задач с целью сохранения окружающей среды для ныне живущего и будущего поколений людей. В сложившихся условиях стратегическую и практическую значимость начинает обретать проблема формирования ноосферного мировоззрения, способного обеспечить гармоничное развитие планетарной социоэкосистемы.

Ноосферное мировоззрение «закономерно приводит к принципу большого эколого-антропного дополнения, который означает следующее: экологические проблемы (экология Земли) не могут быть решены без решения социальных проблем человека, и наоборот, познание экологических проблем биосферы в локальном и глобальном измерениях является неполным без познания человека, социоприродного базиса его генезиса и становления будущего» [8, с. 74].

Значительная роль в формировании ноосферного мировоззрения отводится образованию, которое призвано обеспечить каждому ребенку качественную и полноценную жизнь.

Только с помощью образования человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Оно становится незаменимым фактором для изменения позиции людей, с тем чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними задачи, для формирования ценностных ориентаций, позволяющих выстраивать гармоничные отношения в социально-природной среде и поощрения ноосферного поведения [6].

Обучаясь в школе, у учащихся появляется возможность не только приобрести знания, умения и навыки, но и научиться таким качествам, как ответственность перед собой, обществом и природой за состояние цивилизации, эмоциональная отзывчивость к глобальным проблемам современности, готовность к преобразовательной деятельности в социоприродной среде, усвоить нормы поведения в окружающей среде, что составляет базовую основу ноосферного мировоззрения.

При организации образовательного процесса, направленного на формирование ноосферного мировоззрения старшеклассников, необходимо осуществлять переход от простой передачи знаний и навыков, обеспечивающих существование в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем [4, 18].

Подрастающему поколению важно не только знать и понимать закономерности функционирования социально-экологических систем, но и оценивать и прогнозировать их дальнейшее ноосферное развитие.

Таким образом, ноосферное мировоззрение, предопределяющее образ жизни старшеклассников, выступает стратегической целью образования.

Для формирования ноосферного мировоззрения старшеклассников требуются интегративные знания из разных научных областей, обеспечивающие системный анализ глобальных проблем современности, глубокое осознание необходимости гармоничного отношения между человеком, обществом и природой, что не может быть достигнуто в рамках отдельной дисциплины. В связи с этим, мы рассматриваем формирование ноосферного мировоззрения старшеклассников во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью всего образовательного процесса школы, осуществляется в сфере свободного времени и выступает существенным элементом образа жизни учащихся, профессиональной деятельности учителей.

Согласно исследованиям Д.В. Григорьева, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [1, с. 7].

Внеурочная деятельность носит конструктивный, интегративный характер, в ней консолидируются межпредметные знания учащихся, разнообразные типы взаимоотношений в социоприродной среде, что в свою очередь способствует социально-экологическому развитию личности старшеклассника. На ряду с этим, внеурочная деятельность обладает возможностями для оказания помощи старшеклассникам в осознании мира, в котором он живет, людей, которые его окружают, в восприятии нравственных ценностей, гуманистической сущности отношений к природе и обществу.

Для достижения гармоничного отношения старшеклассника с социоприродной средой возникает потребность в обновлении содержания внеурочной деятельности ноосферными идеями, отражающими особенности функционирования развивающейся мегасистемы «человек-общество-природа».

Ноосферизация содержания внеурочной деятельности подразумевает выстраивание образной картины мира на основе социально-экологичеких, этических знаний, осознание глобальных проблем современности, причин их возникновения, способов разрешения и предупреждения, формирование представлений о перспективах развития человечества, ориентацию на гармонизацию отношений человека с социоприродной средой.

Ноосферные знания должны базироваться на экологическом и нравственном императивах, разработанных Н.Н. Моисеевым в конце XX века. Категория экологический императив определяет соотношение свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей всего человечества. В основу его положено представление о том, что изменение некоторого множества свойств окружающей среды человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях, действия человека должны быть строго ограниченными и контролируемыми [5].

Экологический императив должен сочетаться с нравственным императивом, отражающим совокупность моральных основ жизни общества, обеспечивающим выстраивание гуманных отношений в системе «человек-природа-общество».

В основе данных отношений должны лежать мировоззренческие устремления человека к реализации режима коэволюции природы и общества. Доминантой такого мировоззрения выступает осознанный пересмотр отношений человека и природы и отказ от роли ее покорителя и повелителя; формирование уважительного отношения к природе как субъекту миропорядка [7, с. 24].

Особую значимость для ноосферизации содержания внеурочной деятельности имеют императивы «мира и солидарности» и «принятия многогранной ответственности», предложенные Э.Ласло. Первый требует осознания необходимости разработки и осуществления стратегии совместного, согласованного развития всего планетарного сообщества, направленного на активизацию взаимодействия различных культур, наций и народов, на достижения прочного мира без войны и укрепления солидарности в мире, второй императив - ложится на все человечество и требует необходимости глобально мыслить и морально действовать, заботиться о природе, о своем будущем [3, с. 106].

Содержательную основу ноосферных идей должны составлять идеалы, определяющие логику социоприродного поведения. К таким идеалам относятся со-развитие человека с миром, взаимодополнительное единство человека, общества, природы, которые раскрываются через идеи гармонии человека с самим собой, с обществом, природой.

При формировании ноосферного мировоззрения старшеклассника особое внимание уделяется преобразованию самого человека, умению его правильно относиться к самому себе, что в свою очередь обеспечит достижение гармоничных взаимоотношений с социоприродной средой, поэтому мы выделяем идеи гармонии человека с самим собой.

В основе данных идей лежат представления о человеке как о многокомпонентной системе, открытой для социоприродного окружения, функционирование которой осуществляется одновременно на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. В связи с этим, условиями достижения гармонии человека с самим собой выступают: сохранение и поддержание здоровья, ответственность за мыслительную деятельность, за свои поступки, способность к самоанализу, самосознанию, самосовершенству.

В условиях перехода биосферы в ноосферу ценности социального развития не должны противоречить законам Природы, Космоса, они должны носить эко-гуманистический характер, в связи с этим мы выделяем идеи гармоничного взаимоотношения общества с природой. При этом важно рассматривать единство «человека с природой», а не противопоставлять «человека и природу».

На ряду с этим, важно социальное взаимодействие гуманистической направленности, в связи с этим, мы выделяем идеи гармоничного взаимоотношения человека с обществом.

Содержательной основой данных идей служат представления русского космиста Н.Ф. Федорова об «истинном коллективизме», смысл которого заключается в том, что в гармонично развитом обществе необходимо «жить со всеми и для всех» [9, с. 156].

Таким образом, внеурочной деятельности обновленная ноосферными идеями позволят учащимся принять такие ценности, как добро, помощь, милосердие, социальная активность во благо природы и общества, позволяющие им разумно выбирать индивидуальные и коллективные решения, выстраивать гармоничные отношения в социоприродной среде, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества жизни.


Литература:
  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

  2. Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант (краткая история, методологическая основа и практика реализации) / С.В. Комов, Г.П. Сикорская. – Екатеринбург, 2007. – 199с.

  3. Ласло Э. Макросдвиг / Э.Ласло. М: Тайдекс Ко, 2004, 206с. С. 74.

  4. Марфенин, Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы/ Н.Н. Марфенин, Л.В. Попова // Экологическое образование. – 2006. -№2. – С.16-28.

  5. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез, цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Н.Н. Моисеев. Вопросы философии.- 1995.- №1.- С. 3-30

  6. Повестка дня на 21-й век.-М.: СоЭС, 1999.-218с.

  7. Степанов С.А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: автореф. дис… д-ра. пед. наук / С.А. Степанов. – М., 2011. – 58с.

  8. Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке : Монография / Под науч. ред. д.филос.н. В.Г. Егоркина. – СПб. : Астерион, 2010. – 544с.

  9. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. А.В. Гулыги; Вступ. Статья, прим. и сост. С.Г. Семеновой. – М.: Мысль, 1982. – 711с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle