Библиографическое описание:

Амплеева В. В., Сурнин Д. И. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 399-405.

В принятой в 2009 году Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2020 года совершенствование трудовых ресурсов обозначено как одно из направлений государственной политики в области физической культуры и спорта [6]. Связано это с тем, что физическая культура и спорт является той социальной сферой, от эффективности функционирования которой, существенно зависит физическое, духовное, интеллектуальное здоровье и благополучие личности и общества в целом (М.Я. Виленский, Н.Х. Хакунов, А.О. Чижов, М.М. Эбзеев и др.).

Это предъявляет особые требования к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, что связано в первую очередь с реформированием содержания профессионального образования в данной сфере (М.Я. Виленский, Е.Н. Гогунов, С.А. Хазова, М.М. Эбзеев и др.).

Итогом модернизации высшего профессионального образования стало признание ее многофункциональности в развитии физических, интеллектуальных, эстетических и психологических качеств, что требует от выпускника вуза наряду с владением профессиональной компетентностью и технологиями, социальной мобильности, сформированного высокого уровня адаптивности (В.И. Григорьев, Н.Х. Хакунов, В.А. Чистяков). Что, по мнению В.И. Григорьева и В.А. Чистякова, наряду с физической культурой личности определяет необходимость формирования универсальных и специализированных компетенций [2].

Компетентностный подход, является одним из ответов системы образования на социальный заказ, который заключается в том, что специалист должен обладать целеустремленностью, способностью к непрерывному творческому самообразованию, умению использовать опыт в любой ситуации. Данный подход, основанный на исследованиях таких ученых как В.В Давыдов, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др., определяется тем, насколько у выпускника развиты соответствующие компетенции, которые формируются и проявляются в практической деятельности.

Проблеме сущности и содержания таких понятий как «компетенция» и «компетентность» посвящены многочисленные работы таких исследователей как А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А.М. Новиков и других. Анализ данных работ позволил сделать вывод, что большинство исследователей определяют «компетентность» как обобщенную способность ученика к решению жизненных и впоследствии профессиональных задач, как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. В то же время «компетенцию» определяют как объективный безличный показатель, заранее подготовленную норму к уровню подготовки ученика, она является целью образования.

Несмотря на отсутствие единой классификации ключевых компетенций и компетентностей, Ю.М.Жуков отмечает, что коммуникативная компетентность – это метакомпетентность или ядерная компетентность. Она входит в социальную, профессиональную, межличностную компетентность и является связующей этих образований [3].

Значение коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта обусловлено содержанием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования как второго (2000 г.), так и третьего (2007 г.) поколения, который содержит требования к профессионально-педагогическому общению и речевой подготовке, обозначенных в блоке общепрофессиональных и специальных дисциплин (пункт 7.1) [1].

Следовательно, актуальность формирования коммуникативной компетентности специалистов физической культуры и спорта определяется несколькими аспектами. Во-первых - динамичным характером жизни и профессиональной деятельности, которые требуют наличия таких качеств как: коммуникабельность, культуры общения, умение быстро вливаться в производственный коллектив, готовность адаптироваться к новым условиям работы, регулировать отношения между людьми в процессе совместной работы. Во-вторых - спецификой самой деятельности специалистов физической культуры и спорта, так как они могут осуществлять, как педагогическую деятельность - работая учителями физической культуры и тренерами, так и управленческую и рекреационную. В-третьих - тем, что это, профессия в системе «человек-человек», где общение является одной из значимых категорий.

Вопросам педагогического общения и речевой деятельности в профессиональной подготовке специалистов, в частности сферы физической культуры спорта, посвящены многочисленные исследования Г.Д. Бабушкина, М.Я. Виленского, А.А.Дергач, С.Б.Елканова, И.А.Зазюна, Е.П.Ильина, И.Ф.Исаева, В.А. Кан-Калика, Н.М. Костихиной, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, О.В. Пе­тунии, М.И. Станкина, А.И. Чучалиной, С.А.Хазовой и др.

Однако, сложность формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта заключается в том, что служебные задачи зависят от направленности - специфики работы, которая может быть существенно разной.

Как отмечает С.А.Хазова: «…следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, которую, на наш взгляд, имеет смысл условно разделить на две группы: педагогическую (собственно педагогическую (деятельность в сфере общего среднего и дополнительного физкультурного образования) – учитель физической культуры, тренер и научно–педагогическую – преподаватели средних и высших учебных заведений) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования (организационно–управленческая (сотрудник органов управления физической культурой и спортом) и физкультурно-рекреационная (организатор физкультурно-активного отдыха населения) деятельность» [7, с.30].

Следовательно, особенность деятельности специалистов по физической культуре и спорту заключается в том, что они могут работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической, в частности, управленческую и рекреационную [90].

А значит, определяя содержание профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту, следует учитывать все аспекты его профессиональной деятельности и специфику общения.

Наиболее отличающейся от других является деятельность спортивного менеджера, так как данная специальность относится к иной профессии – менеджер, а вот физкультурно-рекреационная деятельность оказалась достаточно близкой по результатам, средствам и действиям к педагогической деятельности учителя ФК, что предполагает наличие соответствующих профессиональных коммуникаций.

Исходя из анализа исследователей А.А. Дергач, Е.П. Ильина, И.Ф. Исаева, Н.М. Костихиной, А.И. Чучалиной и др., считаем, что эффективность профессионального общения специалиста физической культуры и спорта во многом определяет культура речи.

Если слово учителя, ведущего любой общеобразовательный предмет, способствует формированию поня­тий, представлений о тех или иных явлениях в природе и обще­стве, то слово учителя физической культуры, кроме того, активно помогает созданию вначале двигательного образа, а затем и формированию двигательных умений и навыков. На специфику профессиональной речи учителя физической культуры влияют мно­гие факторы, но в первую очередь - дефицит времени и характер действий на занятиях [4].

Е.П.Ильин и И.Ф.Исаев отмечают, что действенность слов зависит от многих факторов: от глубины знаний в области физической культуры, от интеллектуальности учителя, уверенности в своей педагогической компетентности, культуры и техники речи [4,5].

Однако, основу педагогического общения специалиста физической культуры и спорта, составляет не только профессиональная речь, но и стиль общения, который в итоге и определяет ту форму выражения и воздействия, с помощью речи, от которой зависит коммуникативная успешность.

Е.П. Ильин выделяет несколько стилей общения, основываясь на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответ­ствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому стилю руководства - демократический стиль общения. При этом, как отмечает автор, речь не идет об их ото­ждествлении, так как стиль руководства характеризуется не только стилем обще­ния, но и способом принятия решения (единоличным или коллегиальным), ориентацией на инициативность подчиненных или же на жесткую регламентацию их активности и т. д. Поэтому стиль общения относится к стилю руководства как часть к целому [4, с.301].

Эффективность общения во многом зависит и от самого тренера, от того, как он себя держит с учениками, что определяет наличие такого компонента как психологический такт.

Психологический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными: доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактич­ный тренер может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, по­нять трудности общения для того или иного ученика, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учаще­гося в неловкое положение.

Исходя из этого, профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту требует наличия у него широкого спектра коммуникативных знаний, умений и навыков, в том числе:

- использование беседы и убеждения как основных методов управления коллективом;

- наличие авторитарных способностей и умения адекватно использовать наставления, совета, указания, замечания как основных методов управления;

- ориентирование в социальных ситуациях;

- определение личностные особенностей и эмоционального состояния других людей;

- выбор адекватные способы обращения с других людей и реализация этих способов в процессе взаимодействия;

- установление психологического контакта;

- использование ораторских способностей в публичной ситуации;

- урегулирование и предупреждение конфликтов;

- проведение переговоров и пресс конференций.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, одна из наиболее важных задач в профессиональной подготов­ке специалистов по физической культуре и спорту, состоит не только в том, чтобы научить говорить в зависимости от цели высказывания и адресата, то есть в конечном итоге научить пользоваться речью сообразно обстоятельствам. Она заключается в том, чтобы сформировать у студентов «коммуникативную компетентность», которая охватывает как знания языковой системы и вла­дение языковым материалом (речью), так и соблюдение соци­альных норм речевого общения, правил речевого поведения. Что предполагает наличие определенных структурных компонентов, на развитие которых будет направлен процесс обучения в вузе.

Практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе».

Цель исследования – повышение уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта посредством программы на основе интерактивных методов обучения.

Содержание разработанной нами программы строилось на основе трехчастной структуры коммуникативной компетентности, которая на основе многочисленных исследований (Л.М. Митина, Л.А Петровская, А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), и исходя из специфики профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта, была представлена в виде следующих взаимосвязанных компонентов:

  1. лингвистический – культура и техника речи;

  2. когнитивно-операционный – знания, умения и навыки эффективного общения;

  3. личностный – профессионально-личностные качества.

Врезка1

Врезка12Врезка11Врезка10Врезка4Врезка6Врезка5Врезка3Врезка7Врезка9Врезка8Врезка2

































Врезка14Врезка15Врезка13









Врезка16



Рис. 1. Содержание программы направленной на формирования коммуникативной компетентности специалистов ФКиС

Разработанная программа включала в себя два модуля:

1) комплекс семинарско-практических заданий для психолого-педагогических дисциплин;

2) спецкурс «Психология общения в спорте».

Суть разработанной программы состояло в том, что в рабочие программы по таким дисциплинам как «Психология физической культуры и спорта», «Психология общения в спорте» (спецкурс) и «Педагогическое мастерство тренера», нами были включены семинарско-практические задания в интерактивной форме (рис.1).

1 блок комплекса семинарско-практических заданий, был использован на 3 курсе, при изучении дисциплины «Психология физической культуры и спорта», где активно использовались игры, упражнения и задания, направленные на овладение и совершенствование профессиональной речи (культуры речи и речевого высказывания) и педагогической техники (владение жестами, мимикой).

Все задания данного блока были разбиты на следующие группы:

  1. Упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации.

  2. Упражнения на осознание и совершенствование жестикуляции и мимики в педагогическом общении.

  3. Упражнения на осознание особенностей оформления речи.

2 блок семинарско-практических заданий использовался в ходе разработанного нами спецкурса «Психология общения в спорте». Задания, используемые в ходе изучения данной дисциплины, на 4 курсе, были направлена на формирование основных умений и навыков педагогического общения.

Поэтому, основным средством являлись задачи ситуативного характера, которые в педагогическом общении наиболее четко отражают уровень сформированности коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта.

Все задания были разделены на 5 групп и направленны на формирование определённых коммуникативных компетенций:

  1. Обучение технике ведения беседы с учеником

  2. Обучение умениям преодолевать трудности в общении

  3. Обучение педагогическим умениям выслушивать ученика

  4. Обучение умениям ведения спора, диалога и дискуссии

  5. Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении

Задачами данных заданий является формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту, адекватной психолого-педагогической установки в общении «на ученика», создание у сту­дентов представления о «техниках слушания», способствующих или затрудняющих понимание собеседника, формирование умения актив­ного слушания ученика, коллеги, партнера. Метод анализа конкретных ситуаций учит отвечать на вопросы не одним однозначным отве­том, «да» или «нет», а несколькими их вариантами.

А поскольку специалист физической культуры и спорта должен обладать проектировочными, конструктивными, организаторскими, гностическими и коммуникативными компетенциями, было необходимо максимально приблизить деятельность студентов к их будущей профессии.

Для этого нами был разработан спецкурс «Психология общения в спорте», который в определенной степени компенсировал пробелы в подготовке специалистов данной области. На основе целевой установки данного спецкурса его задачами являлось: формирование профессионально-коммуникативных компетенций; формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности; формирование способностей моделировать педагогические реальности в контексте профессионального взаимодействия на основе сотрудничества и творчества (приложение 1).

Однако, создание спецкурса было обусловлено не только моделированием профессиональной деятельности специалиста ФК и С, но и наличием внутрипредметной интеграцией блока психолого-педагогических дисциплин, что позволило систематично и последовательно формировать коммуникативную компетентность будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе.

Следующим разделом комплекса семинарско-практических заданий являлся 3 блок, где основным средство являлись тренинговые упражнения и задания, которые использовались в ходе изучения дисциплины «Педагогическое мастерство тренера» на 5 курсе.

Основная цель, которую мы преследовали, включая тренинги в занятия, заключалась в стремлении помочь творческому развитию и саморазвитию студентов путём сня­тия ограничений, комплексов, мешающих раскрытию внутреннего резерва, потенциала личности. Исходя из этого, задачами данного блока семинарско-практических заданий являлось:

- развитие у студентов профессионально-личностных ка­честв (педагогическая толерантность);

- стимулирование индивидуально-личностного проявления, стиля поведения;

- создание условий для овладения технологическими приема­ми самообразования и самовоспитания.

Все задания, в виде тренинговых упражнений были разделены, на 3 группы и направленны на развитие педагогической толерантности, которая включает в себя такие качества как: 1) рефлексия; 2) эмпатия; 3) самоконтроль.

При этом главной задачей тренинга являлось уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, сво­его «Я – образа» как личности; адекватное оценивание своих возможностей и способностей; закрепление «Я – концепции» в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции, а, следовательно, и саморазвития.

Также следует отметить, что в основе реализации разработанной программы лежат такие принципы обучения как: 1) развивающего характера; 2) воспитывающего характера; 3) научности и системности познавательной деятельности; 4) доступности; 5) преемственности; 6) практической и социальной направленности; 7) творческой активности и самостоятельности

Данные принципы, представляют собой систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью таким образом, что реализация одного принципа невозможна без реализации других.

Базой для проведения педагогического эксперимента являлся факультет «Физическая культура и спорт» Тольяттинский государственный университет. С целью проведения эксперимента, студенты из Тольяттинского государственного университета, поступившие на факультет в 2006 году, были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Общее количество студентов составляло 53 человек. Однако, в связи с отчислением, предоставлением академических отпусков и по другим причинам, в течение трех лет произошел некоторый отсев студентов, и состав сократился соответственно до 22 человек в контрольной группе и 24 человек в экспериментальной группе. Из этих данных мы исходили при проведении опытно-экспериментальной работы.

Формирующий эксперимент проводился с 3 курса, так как по результатам констатирующего эксперимента было установлено, что именно в этот период происходит целенаправленное формирование профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств.

В результате проведения комплексного тестирования, на завершающем этапе формирующего эксперимента, нами были получены следующие результаты Результаты оценивания уровня сформированности коммуникативной компетентности в процессе опытно-экспериментального исследования в контрольной и экспериментальной группах отражены в таблице 1.


Таблица 1

Показатели уровня сформированности компонентов коммуникативной компетентности в конце формирующего эксперимента

Компоненты

КГ (n=22)

ЭГ (n=24)

низкий


средний


высокий


низкий


средний


высокий


Лингвистический

36,3 %

40,9 %

22,7 %

12,5 %

50 %

37,5 %

Когнитивно-операционный

13,6 %

50%

36,4%

0 %

37,5 %

65,5 %

Личностной

27,3 %

50 %

22,7 %

8,3 %

50 %

41,7%


Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности коммуникативной компетентности в обеих группах увеличивается от курса к курсу. Однако эта динамика может объясняться естественным приростом количества и качества знаний, умений и навыков, полученных в результате учебно-образовательной деятельности и педагогической практики, особенно если учитывать тот факт, что некоторые студенты уже начинают работать в сфере физической культуры и спорта.

Но, несмотря на прирост показателей в обеих группах, следует отметить, что в экспериментальной группе уровень сформированности коммуникативных умений выше, чем в контрольной, что определяется нахождением основного процента студентов ЭГ на высоком и среднем уровне.

Оценивание уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в конце формирующего эксперимента также производилось на основе метода рейтинговой оценки, которую проводила группа экспертов: преподаватели кафедры физической культуры и спорта, методисты, по месту прохождения практики (учителя физической культуры и тренеры ДЮСШ, СДЮШОР) (табл. 2).

Использование данного метода оценки сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта, дало возможность увидеть, что высокий уровень коммуникативной компетентности был обнаружен у 41,6% (10 человек) студентов ЭГ, в основном, хорошо успевающих по всем дисциплинам. Из них 22,2% (5 человек) студентов активно проявили свои коммуникативные способности при подготовке и проведения конференций различного уровня.

Средний уровень активности проявили 54,5% (12) студентов.

Низкий уровень коммуникативной компетентности показали 8,3% студентов, в основном за счет низкого уровня развития личностных качеств, которые в конечном итоге не давали установить контакты на основе взаимодействия и сотрудничества.

Таблица 2

Показатели сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта

на основе метода рейтинговой оценки

Уровни

Контрольная группа (n=22)

Экспериментальная группа (n=24)

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Начало эксперимента

Конец эксперимента

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Низкий

11

50

6

27,3

10

41,7

2

8,3

Средний

9

41

11

50

11

45,8

12

54,5

Высокий

2

9

5

22,7

3

12,5

10

41,6


Данные рисунка 2 наглядно отражают динамику процентного соотношения студентов с различным уровнем сформированности коммуникативной компетентности в обеих группах в ходе эксперимента. И если в ЭГ процент студентов с низким уровнем уменьшился с 41,7% до 8,3%, то есть снизилось на 8 человек, которые перешли на средний уровень, то в КГ этот показатель составил 5 человек - 22,7%.


Рис. 2. Показатели сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в ходе эксперимента

Полученные результаты свидетельствуют о том, что интенсивность процесса развития личности студентов факультета физической культуры и спорта в учебной деятельности, безусловно, зависит от ее содержания и органи­зации. Процесс обучения студентов в экспериментальной группе с использованием комплекса семинарско-практических заданий обеспечивал активное участие каж­дого из них в решении проблемных ситуаций, учебно-творческих заданий. В результате увеличе­ния времени на самостоятельную работу, использования активных форм обучения повысилась творческая активность и успеваемость студентов, что соответственно влияет на более успешное и качественное обучение.


Литература:
  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионально­го образования. Специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт». Квалификация – специалист физической культуры и спорта. М.: Министерство образо­вания Российской Федерации, 2000.

  2. Григорьев В.И. Государственный образовательный стандарт – стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах/ В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. №4(74). 2011. С.40-48.

  3. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003. 223с.

  4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

  5. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва. Белгород, 1993. 142 с.

  6. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sportspravka.com/main.mhtml?Part=356

  7. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография. Майкоп, 2011. 384 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle