Библиографическое описание:

Мясникова Т. В. Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 376-379.

В процессе модернизации системы профессионального образования Российской Федерации должен быть обеспечен задел для подготовки квалифицированных специалистов с начальным и средним профессиональным образованием. Одним из направлений такой модернизации является развитие на базе ресурсных центров объединений образовательных учреждений профобразования, ориентированных на ключевых отрасли. При этом, качественная подготовка кадров возможна только при условии тесного взаимодействия предприятий реального сектора экономики и систем профессионального образования. Для кадрового обеспечения процессов модернизации ключевых отраслей экономики необходима адаптивная система образования, быстро реагирующая на запросы динамично меняющегося рынка труда, стимулирующая экономический рост, воспроизводящая рабочих и специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде.

Под межрегиональным отраслевым ресурсным центром (МОРЦ) понимаются, прежде всего, сервисные единицы (элементы инфраструктуры) межрегиональной сети учреждений профессионального образования, ориентированных на одну из приоритетных отраслей экономики, сконцентрированные ресурсы которых (материально-технические, методические, информационные, кадровые, система связей с работодателями как ресурс) предоставляются для коллективного доступа образовательным учреждениям, готовящим кадры для приоритетных отраслей и связанные ассоциативными связями.

Общая политика развития профессионального образования ориентирована на признание в качестве приоритетной проблемы обеспечения качества подготовки специалистов. Среди ведущих направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. выделяются следующие: создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. В связи с этим, перед образовательными учреждениями встают следующие задачи:

- создание и отладка эффективного механизма участия работодателей и общественности в определении содержания подготовки кадров для приоритетных отраслей;

  • совершенствование организационных условий для реализации новых образовательных программ.

Решение данных задач возможно благодаря созданию и дальнейшему развитию институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе МОРЦ.

Д. Норт выделял институциональный механизм как особый вид механизма, обеспечивающий создание правил и отслеживающий последствия его применения.

Л. Тевено определял институциональный механизм как координацию действий, проявляемую через функциональность и согласованность отдельных элементов, для достижения общего равновесия [1, с.9].

Описание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы на базе МОРЦ основано на исследовании Истомина С.В. По его мнению, основой институционального механизма определены контрактные отношения, возникающие между партнерами, сгруппированными в иерархическую координационную структуру для достижения общих целей.

Истомин С.В. в своей работе определил (рисунок 1), что посредством институционального механизма происходит упорядоченное взаимодействие двух и более субъектов. Институциональный механизм упорядочивает взаимодействие субъектов. Он же является основным ресурсом для взаимодействия субъектов и представляет собой систему функционирования института, т.е. институт в действии. Институты определяются посредством институционального механизма и определяют те правила, по которым будет происходить взаимодействие между различными субъектами. Институциональный механизм определяет инструменты как средство достижения поставленных целей. Фактически под инструментом с позиции институционального механизма понимается любой вид документа, составленный в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право [1, с. 13].

Рисунок 1 – Структура институционального механизма

В рамках взаимоотношения субъектов институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы выделяются следующие уровни взаимодействия:

взаимодействие между образовательным учреждением и государством, проявляющееся в государственной политике государства в области профессионального образования и подготовки кадров, лицензировании и государственной аккредитации образовательных программ. Данное взаимодействие регламентируется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, согласно которым образовательное учреждение разрабатывает образовательную программу совместно с заинтересованными работодателями. При формировании новой образовательной программы образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом;

взаимодействие между ОУ и органами исполнительной власти, проявляющееся в координации деятельности между учреждениями профессионального образования различных уровней и отраслевыми структурами региона. Общественно-профессиональная экспертиза позволит собрать, проанализировать и презентовать всем заинтересованным лицам точную и объективную информацию о конкурентоспособности ОУ в общей системе профессиональной подготовки специалистов на государственном, региональном и муниципальном уровне;

взаимодействие между ОУ и гражданами, проявляющееся в интеллектуальном, культурном и профессиональном развитии человека, с целью подготовки работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования, обеспечение рабочими местами безработного и незанятого населения;

взаимодействие между ОУ и работодателями, проявляющееся в совместной разработке, экспертизе и рецензировании образовательных программ; согласовании перспективного спроса на подготовку рабочих и специалистов; определении требований к профессиональным компетенциям выпускников по специальностям и профессиям. В настоящем проекте этому взаимодействию уделяется особое внимание, обусловленное подготовкой и внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов. Такое взаимодействие можно рассматривать в качестве эффективного средства формирования действенного рыночного механизма согласования предложения образовательных учреждений и спроса работодателей на качество выпускников.

При проведении процедуры оценки с привлечением государственных, общественных и профессиональных институтов необходимо ориентироваться на следующие принципы: объективности и справедливости; учета как унифицированных требований к общероссийской системе оценки качества образования, так и своеобразия отдельных образовательных учреждений; надежности, технологичности и иерархичности комплекса используемых показателей; открытости информации о функционировании образовательного учреждения и предоставляемых образовательных услугах, востребованной потребителями; широкого привлечения всех социальных институтов, организаций и заинтересованных лиц.

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы позволяет учитывать интересы всех субъектов рынка образовательных услуг: государства, как разработчика и гаранта национальной политики в области образования; граждан, заинтересованных в получении качественного образования, дающего им конкурентные преимущества при трудоустройстве; образовательных учреждений, несущих ответственность за качество образования; работодателей, заинтересованных в квалификации и высокой профессиональной компетентности своих работников.

В рамках ресурсного центра общественно-профессиональная экспертиза определена как форма непосредственного участия представителей образовательных учреждений-пользователей ресурсами МОРЦ, представителей работодателей, региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в открытом исследовании, обсуждении и оценке какого-либо вопроса, касающегося организации сетевого взаимодействия, новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе МОРЦ.

Целями проведения общественно-профессиональной экспертизы являются:

предоставление возможности представителям образовательных учреждений – пользователей ресурсами МОРЦ участвовать в подготовке решений по вопросам организации сетевого взаимодействия;

создание возможности оценки разрабатываемых документов МОРЦ с различных точек зрения;

содействие развитию сферы образования в интересах личности и общества.

Элементы общественно-профессиональной экспертизы, проводимой МОРЦ, определены как документы, представленные к экспертизе, суждения, мнения и оценки, высказываемые в ходе обсуждения.

Предметом общественно-профессиональной экспертизы могут быть следующие проекты документов, разработанных на базе МОРЦ: организационно-методические документы, сетевые образовательные программы и учебно-методические комплекты к ним; модульные структуры сетевых образовательных программ; программы повышения квалификации; методические рекомендации.

Экспертиза проводится по инициативе МОРЦ. Экспертиза признает значимыми любые субъективные мнения, оценки и суждения. Экспертиза не стремится к выбору одного из оценочных суждений в качестве истинного или к устранению какой-либо оценки. Участие в экспертизе и доступ ко всем материалам экспертизы открыты и свободны.

Участниками экспертизы могут быть:

педагогические работники, представители образовательных учреждений – пользователи ресурсами МОРЦ;

представители работодателей отрасли – пользователи ресурсами МОРЦ;

представители региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;

другие заинтересованные граждане.

Участники экспертизы могут выполнять следующие функции:

а) организатора - осуществлять подготовку экспертного обсуждения, организовывать коммуникацию участников экспертизы, осуществлять контроль за соблюдением процедуры экспертизы, осуществлять иные организационные функции;

б) эксперта - производить анализ документов, представленных на экспертизу, высказывать мнения и суждения.

Все участники экспертизы имеют право задавать вопросы и отвечать на них, отказаться отвечать на вопросы и давать комментарии, выражать особое мнение, принимать на себя исполнение функций эксперта и отказаться от них.

С учетом всех вышеописанных принципов на базе МОРЦ были проведены экспертное обсуждение и общественно-профессиональная экспертиза проектов новых образовательных программ. Общественно-профессиональная экспертиза проводилась в форме серии семинаров, проводимых на базе ресурсного центра. Экспертные обсуждения, проведенные на семинарах, позволили разработать и принять рекомендации по доработке проектов новых образовательных программ и организационно-методических документов по основным направлениям деятельности ресурсного центра.

На базе МОРЦ был разработан проект "Положение о проведении общественно-профессиональной экспертизы МОРЦ", согласно которому общественно-профессиональная экспертиза состоит из следующих этапов:

1) предварительная рассылка проектов документов участникам семинаров;

2) сбор и обобщение замечаний и предложений участников к представленным проектам документов для последующего обсуждения на семинарах;

3) обсуждение на семинарах в формах "круглого стола", "свободного микрофона", анкетирования.

Для подготовки обсуждения на семинарах образовательным учреждениям – участникам семинаров МОРЦ были предварительно разосланы информационные письма и проекты документов, разработанных МОРЦ.

Организация общественно-профессиональной экспертизы с использованием Интернет является перспективным направлением организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений на базе МОРЦ и позволяет создать сетевое педагогическое сообщество. Сетевое педагогическое сообщество – группа субъектов педагогического процесса, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий. Участие в сетевом педагогическом сообществе позволит преподавателям, живущим в разных регионах, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Активное сетевое педагогическое сообщество МОРЦ возможно создать при помощи использования web-форума. Форум предлагает участникам МОРЦ удобную возможность общения, располагающую к серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим достаточно времени на обдумывание ответа. В настоящее время web-форумы являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во всемирной паутине.

Интернет-дискуссия по разработанным проектам документов МОРЦ проводилась в несколько этапов:

размещение проектов документов на web-форуме МОРЦ для проведения обсуждения;

предварительная рассылка информационных писем – приглашений принять участие в интернет-дискуссии (с указанием логин-пароля для регистрации);

регистрация участников обсуждения на web-форуме МОРЦ;

обсуждение проектов документов на web-форуме МОРЦ;

сбор и обобщение замечаний и предложений участников к представленным проектам документов для последующего обсуждения на серии семинаров.

Следующим этапом проведения общественно-профессиональной экспертизы новых сетевых образовательных программ и разработанных организационно-методических документов были сбор и обобщение замечаний и предложений участников к представленным проектам документов для последующего обсуждения на семинарах. Участники семинаров заполнили и прислали анкеты, которые позволили собрать и обобщить замечания и предложения.

Результаты обсуждения на web-форуме также были использованы для обобщения замечаний и предложений, затем представлены к дальнейшему обсуждению на семинарах. На семинарах приняли участие представители образовательных учреждений – пользователей ресурсами центра, представителей работодателей, региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.

На семинарах были также проведены обсуждения актуальных вопросов организации сетевого взаимодействия учреждений и дана экспертная оценка разработанным проектам организационно-методических документов по основным направлениям деятельности ресурсного центра.

К обсуждению на семинарах были предложены следующие актуальные вопросы сетевого взаимодействия учреждений, посвященные:

апробации и экспертизе сетевых образовательных программ, разработанных, апробированных и подготовленных для внедрения в учреждениях, входящих в состав МОРЦ;

организации повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования, входящих в состав МОРЦ;

созданию условий для внедрения новых сетевых образовательных программ на базе МОРЦ.

На серии межрегиональных семинаров участники семинара имели возможность подробно ознакомиться с тематикой актуальных вопросов во время презентаций докладчиков и высказать свое отношение к данной проблеме на круглом столе.

Заключение: общественно-профессиональная экспертиза (общественное обсуждение) новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе ресурсного центра, была проведена в форме серии семинаров. На семинарах приняли участие представители образовательных учреждений пользователей ресурсами центра, представителей работодателей, региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.

Проекты новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе ресурсного центра, были предварительно разосланы участникам семинаров, был осуществлен сбор и обобщение замечаний и предложений участников к представленным проектам документов для последующего обсуждения на семинарах.

На семинарах также были проведены обсуждения актуальных вопросов организации сетевого взаимодействия учреждений и дана экспертная оценка разработанным проектам организационно-методических документов по основным направлениям деятельности ресурсного центра, в том числе:

по вопросам реализации сетевых программ и отдельных модулей, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям передовых предприятий и организаций отрасли;

по учебно-методическому обеспечению учреждений НПО, СПО;

по информационному, информационно-аналитическому, маркетинговому, организационному сервисному сопровождению деятельности учреждений профессионального образования и обеспечению функционирования механизмов внешних связей, включая:

организацию мониторингов рынков труда по различным количественным и качественным параметрам и характеристикам кадрового запроса со стороны отрасли;

трансляцию изменившихся кадровых запросов в требования основных и дополнительных образовательных программ;

организацию повышения квалификации персонала учреждений НПО, СПО;

поддержание информационных баз данных по актуальным производственным технологиям.


Литература:

  1. Истомин, С.В. Особенности институционального механизма в трансформируемой экономике России: автореф. дис…. кандидата экономических наук / Челябинск, 2011

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle