Библиографическое описание:

Турматов Ж. Р. Основные факторы, влияющие на продуктивность исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 412-417.


В работе приведены основные факторы, влияющие на формирование исследовательских умений и навыки будущих учителей профессионального образования.

There are main factors of influence on forming of research skills and abilities of future teachers of professional education.

Научно-технической прогресс сопровождаётся постоянным накоплением новой информации, поэтому во все времена, а особенно сейчас, обществу требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений, не проводить исследования. Только такие специалисты смогут найти предложения, позволяющие поднять процесс производства на высокий уровень.

Дальнейшее развитие производства будет завысить именно от способности специалиста мыслить, исследовать, самостоятельно пополнять свои знания в соответствии с потребностями производства. Научно-технической прогресс значительно изменяет характер производственной деятельности человека, создавая тем самые благоприятные условия для развития его исследовательских способностей, для формирования исследовательской личности.

В соответствии с новыми общественными потребностями возникает необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности учителя, в том числе учителя профессионального образования. Одним из путей такого развития является исследовательская деятельность.

Вопросы организации исследовательской деятельности рассмотрены в работах В.И.Андреев, А.Г.Иодко, Т.Н.Шипиловой и другие, [1-3;5].

Однако, несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных организации исследовательской деятельности студентов, в существующей теории и практике образования, не разработаны дидактические основы формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования.

В данной работе мы попытались определить основные факторы влияющие на формирование исследовательского умения и навыков у будущих учителей профессионального образования.

И.П. Подласый выделяет четыре генеральных фактора, влияющих на продуктивность дидактического процесса: учебный материал; организационно-педагогическое влияние; обучаемость учащихся; время.

Он рассматривал их применительно к процессу обучения школьников. Эти факторы остаются значительными и для решения проблемы фор­мирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования. Студенты являются теми же учащимися, только старше по воз­расту, поэтому мы считаем, что, частично преобразовав, с учетом профессио­нальной направленности обучения студентов, их можно применять в формировании исследо­вательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования.

Исходя из этого, мы считаем, что в процессе и результат формирования исследо­вательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования будут влиять следующие основные факторы: 1) учебный материал; 2) организационно - педагогическое влияние; 3) обучаемость студентов; 4) время; 5) профессиональная направленность обучения.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.

1.Фактор - учебный материал. Чтобы ответить на вопросы, связанные с формированием исследова­тельских умений и навыков у студентов, преподавателю вуза необходимо знать отношение самих студентов к этой проблеме. Это даст ему возможность определить содержание, формы и методы, этапы формирования исследова­тельских умений и навыков у студентов.

Под содержанием мы понимаем систему знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.

Мы попытались про­анализировать, какое значение уделяют студенты (1 - 4 курсов) специальности профессионального образования (общее число студентов 179 человек) исследовательским умениям и навыкам в их подготовке к учительской профессии. В проведен­ном анкетировании закрытого типа студентам было предложено ответить на вопрос «Какова, на Ваш взгляд, роль исследовательских умений и навыков в профессиональном становлении учителя профессионального образования?». Характер ответов оп­ределял выбор одного из трех предложенных вариантов:

1. Исследовательские умения и навыки не стоит выделять в отдельное условие в системе подготовки будущего учителя профессионального образования к его педагогической дея­тельности.

    1. Формирование исследовательских умений и навыков - одно из усло­вий в системе подготовки будущего учителя профессионального образования к его будущей деятельности.

    2. Формирование исследовательских умений и навыков - необходимое и главное условие в системе подготовки будущего учителя профессионального образования к его будущей дея­тельности.

Выявилось три варианта отношений к исследуемому объекту: позитив­ное, индифферентное и негативное. Результаты опроса сведены в таблицу 1, в которой отражено отношение студентов к приобретению исследовательских умений и навыков как условию системы подготовки учителя профессионального образования к педагогической деятельности. А на рисунок 1 приведено их графические девиции.

Таблица 1.

Отношение студентов к исследовательской деятельности

Отношение студентов

Курсы обучения, число студентов

В среднем

1 курс

(50 чел.)

2 курс

(45 чел.)

3 курс

(45 чел.)

4 курс

(39 чел.)

1. Позитивное

43%

44%

50%

52%

47,5%

2. Нейтралное

45%

48%

45%

44%

45,5%

3. Негативное

12%

8,0%

5%

4%

6,75%


Из рис. 1 видно хотя оценка роли исследовательских умений и навыков личности будущего учителя профессионального образования в педагогической деятельности повышается от курса к курсу (1 — 43%; 4 - 52%), в среднем, по числу опрошенных на направленность ори­ентации на приобретение исследовательских умений и навыков, ярко выраже­на лишь у 47,5% будущих учителей профессионального образования. Почти половина студентов (45,5%) не видит профессиональной значимости исследовательских умений и навыков; 6,75% опрошенных, т.е. каждый десятый студент негативно воспри­нимает роль исследовательских умений и навыков в системе подготовки учи­теля профессионального образования.

Рисунок 1. Динамики отношение студентов к исследовательской деятельности

Следовательно, уже на первом курсе студентам необходимо показать педагогическую значимость приобретения исследовательских умений и навы­ков в их профессионально-педагогической деятельности и начинать их фор­мирование в учебном процессе.

Полученные данные убедительно показали, что отношение студентов к приобретению исследовательских уме­ний и навыков, которое проявляется в познавательной активности, интересе и потребности, явление сложное, многогранное, выступает составной частью такого сложного феномена, как отношение к профессиональному становле­нию.

На основе более 50 занятий по общепрофессиональным дисциплинам (сопротивления материалов, теории механизмов и машины, детали машины, гидравлика, электротехника) выявилась своеобразная зависимость между пониманием сущности процесса формирования исследовательских умений и навыков преподавате­лями и организацией ими процесса обучения на лекциях, практических и лабо­раторных занятиях и понимания сущности этого феномена студентами. Так, например, 62,8% опрошенных студентов первых и вторых курсов и 66,4% преподавателей одним из главных признаков, характеризующих исследова­тельские умения и навыки студентов, считают обязательное выполнение тре­бований преподавателя, а на долю такого признака, как самостоятельная ра­бота с дополнительным материалом, приходится только 16% ответов студен­тов и 29,2% - преподавателей. 12% студентов считают, что для профессио­нального становления необходимо систематически заниматься исследователь­ской работой, самообразованием, а преподавателей - 42%. Чувство долга за­ниматься исследовательской работой и проявлять познавательную активность для приобретения хороших профессиональных знаний выделили 6% студен­тов.

Данная проблема может быть успешно решена преподавателем вуза при комплексном подходе к организации процесса формирования исследова­тельских умений и навыков у студентов.

Комплексный подход к формированию исследовательских умений и навыков предполагает организацию работы уже на первом курсе. Специально разработанные теоретические дополнения к основному лекционному мате­риалу дисциплин, изучающихся на первом курсе, органически сочетающиеся со спецификой дисциплин, знакомят студентов с такими понятиями, как исследование, исследовательские знания, умения, навыки, анализ, синтез, этапы исследовательской деятельности и др.

На втором году обучения по практикуму в учебных мастерских (содержание этих занятий является основой деятельности учителя профессионального образования) предполагается формирование исследовательских умений и навыков, харак­терных для производственной деятельности. Это, прежде всего, исследова­тельский подход к использованию материалов, технологий обработки, орга­низации труда, исследовательский подход к анализу результатов труда и по­иску повышения его эффективности. На этом этапе студентам следует демон­стрировать, что одну и ту же работу можно выполнить различными способа­ми, и выбору пути должна предшествовать исследовательская деятельность, определяющая его экономическую, эстетическую и другую целесообразность.

На третьем курсе студентов необходимо знакомить с особенностями и способами проведения исследований в области педагогики и психологии. Для этой цели необходимо использовать различные проблемные ситуации в про­цессе изучения дисциплин психолого-педагогического блока. Однако, на наш взгляд, на этом этапе обучения студентов, который предшествует педагогиче­ской практике в профессиональных колледжей, необходимо усилить исследовательскую подготовку за счет сочетания практического обучения в производственных мастерских и теоретического обучения педагогике и психологии. Реализовать это возможно за счет организации деловых игр на занятиях в учебных мастерских, когда студент выступает в роли учителя и дает урок своим сверстникам. На таких уроках закладываются элементы профессиональных исследовательских уме­ний и навыков будущих учителей профессионального образования: определение рациональных пу­тей решения педагогических задач, анализ деятельности «учеников», деятель­ности «учителя», анализ урока в целом и т.д. Организация и проведение таких занятий оправдывают себя, так как студент не только проходит подготовку к педагогической практике в плане сочетания разносторонних знаний и умений в новой для него сфере деятельности - учении учащихся, но и формирует платформу для реальной профессиональной исследовательской деятельности.

На четвертом курсе, в период прохождения педагогической и учебной практики, студенты переходят в новое качество обучающихся. Это уже люди, которые «поглядели» на свою будущую профессию, можно сказать, не снаружи, а из­нутри. Происходит переосмысление полученных знаний с точки зрения ре­ального использования на практике, формируется отношение к получаемым знаниям на предмет их дальнейшей пригодности. На наш взгляд, на этом эта­пе следует строить обучение с учетом упомянутых изменений, и помочь в этом сможет опора на дальнейшее развитие профессиональных исследова­тельских знаний, умений и навыков. Именно в этот период следует ставить перед студентом педагогическую проблему, разработка которой будет являть­ся основой выпускной квалификационной работы. Педагогическое исследование в рамках выпускной квалификационной работы должно являться стержневым звеном осмысленного приоб­ретения знаний, умений и навыков будущего учителя профессионального образования.

Защита выпускной квалификационной работы подведет итог в подготовке учителя - ис­следователя. В процессе защиты будущий учитель профессионального образования встанет в усло­вия, где необходимо проявить свои исследовательские умения в конкретном приложении к профессиональной деятельности.

Одним из аспектов, входящих в состав учебного материала является структура его изложения. Определяя структуру изложения учебного материала, мы останови­лись на следующие: концентрической, предполагающей возвращение к изучаемым зна­ниям, где один и тот же вопрос повторяется несколько раз с посте­пенным расширением, обогащением новыми сведениями, связями, зависимостями; спиральной, ее особенностью является то, что обучаемый не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяет и углубляет круг связанных с ней знаний; смешанной, в состав которой входят предыдущие две структуры. Эта структура позволяет излагать отдельные части содержания учебного материала различными способами.

II. Фактор – организационно педагогические влияние. В его состав входят два аспекта: организационно-педагогическое влияние на аудиторных занятиях и организационно-педагогическое влияние на внеаудиторных занятиях.

В состав первого аспекта вошли следующие составляющие, влияющие на про­цесс и результат формирования исследовательских умений и навыков буду­щих учителей профессионального образования:

    1. Методы преподавания и учения. Мы использовали при организации процесса обучения исследовательским умениям и навыкам такие методы, как беседа, лекция, дискуссия, упражнение, лабораторный метод, практический метод, познавательные игры, обучающий контроль, ситуационные методы также различные методики, активизирующие поиск решения творческих задач (поиск аналогов, функционально- стоимостный анализ, морфологический анализ, «мозговой штурм», алгоритм решения изобретательских задач и др.).

    2. Организационные формы. Процесс обучения должен организовать таким образом, чтобы студенты мог­ли работать как индивидуально над исследовательским заданием, так и груп­пой в зависимости от сложности задания. Поэтому при фор­мировании исследовательских умений и навыков мы использовали индивидуальную, групповую и фронтальную формы обучения.

    3. Учебные ситуации. Данная составляющая говорит о способе преподнесения студентам учебного материала. Мы использовали следующие варианты: преподнесена студентии учебного материала: частично на лекциях давать готовый материал о процессе исследования, его методах и другие теоретические вопросы; включать студентов в самостоятельный поиск знаний, а также управлять познавательной ак­тивностью студентов.

    4. Контроль и проверка результатов работы. Мы придерживаемся мнения, что от качества контроля и его количест­ва будет существенно зависеть уровень сформированности исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования. В тоже время мы счита­ем, что его осуществлять необходимо таким образом, чтобы студент не чувст­вовал себя под постоянным наблюдением со стороны преподавателя, иначе это будет сковывать его. Вынося свою оценку, педагог должен обязательно обосновать и объяснить студентам, почему и за что она выставляется.

5. Оборудование учебного процесса. Материально-техническая база имеет существенное значение для ус­пешного и эффективного обучения студентов по специальности профессионального образования исследователь-ским уме­ниям и навыкам. Для этого процесса необходимо наличие: лекционной аудитории; учебных лабораторий; учебных мастерских, которые должны быть снабжены необходи­мым оборудованием для выполнения исследовательской деятельности сту­дентов: различные исследовательские установки, лабораторное оборудова­ние, станки, различные приспособления для выполнения исследовательской работы.

6. Применение средств обучения. Средства обучения оказывают значительное влияние на качество зна­ний студентов, их умственное развитие и профессиональное становление, и правильное их использование позволит качественно организовать процесс обучения.

Для формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования мы будем использовать различные средства обучения: материальные, учебники и учебные пособия, таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование и др.; идеальные: схемы; учебные карты; чертежи; формулы; графики и др.

7. Условия обучения. От условий обучения зависит его качество. При организации процесса обучения студентов исследовательской деятельности, на наш взгляд, необхо­димо: создание санитарного режима (тепло, свет, вода, чистота); готовность учебных лабораторий, их укомплектованность и вы­полнение техники безопасности; готовность к занятиям учебных мастерских, выполнение техники безопасности; наличие технических средств обучения; недопущение перегрузки и перенапряжения на занятиях и др.

8. Требования к преподавателю. Основным требованием к профессиональному педагогу является на­личие у него педагогических способностей. Определяя требования к педагогу, мы пришли к выводу, что к педагогическим способностям относят следую­щие: организаторские; дидактические; перцептивные; коммуникативные; суггестивные; исследовательские; научно-познавательные.

Важнейшими профессиональными качествами педагога признаны: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, пси­хологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая тех­ника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие каче­ства.

9. Требования к студенту. Для формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования необходимы начальные знания, на которых будет бази­роваться исследовательская деятельность. Если же таковые отсутствуют,то сначала необходимо вывести их на тот уровень,с которого можно начинать обучение исследовательской деятельности. Поэтому необходимым требовани­ем к студентам будет наличие у них способностей и желания заниматься ис­следовательской деятельностью. Следующими будут требования к студентам: выполнение домашнего задания, самостоятельной работы, посещение занятий.

В состав второго аспекта вошли следующие составляющие, влияющие на процесс и результат формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования при организации ими самостоятельной иссле­довательской работы: объем и характер помощи со стороны (родители, друзья); использование средств массовой информации с учебными целями, чтение дополнительной литературы; организация самостоятельной исследовательской работы.

III. Фактор - обучаемость студентов. Под обучаемостью студентов мы понимаем способность их к учению с возможностью получения заданных результатов в отведенное для этого вре­мя. В данный фактор входят два аспекта: обучаемость на аудиторных заняти­ях и обучаемость на внеаудиторных занятиях.

Обучаемость студентов формированию исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования на аудиторных занятиях будет зависеть от следующих составляющих: уровень общей подготовки студентов; способности у студентов к овладению исследовательскими уме­ниями и навыками; общие характеристики внимания студентов, которые будут зависеть от особенностей нервной системы, темперамента, характера обу­чающихся; общие характеристики мышления студентов; психологическая установка на сознательное и прочное усвоение исследовательских умений и навыков; мотивация обучения, т.е. насколько студенты понимают и осоз­нают цели формирования исследовательских умений и навыков, проявляют ли они к этому интерес; темпы усвоения знаний и умений исследовательской деятельно­сти; здоровье студентов, их утомляемость, заболеваемость; их жизненные планы и ценностные ориентации; дисциплинированность студентов.

Обучаемость формированию исследовательских умений и навыков будущих учителей профессионального образования во внеаудиторной деятельности будет зави­сеть от: осуществления самоконтроля (его объема, частоты, качества); настойчивости студента; его целенаправленности; работоспособности; ценностных ориентаций; стимулирования; мотивации; состояния здоровья; способностей; скорости запоминания и усвоения; уровня и особенностей мышления и др.

IV. Фактор - время. В нем также можно выделить два аспекта: затраты времени на ауди­торных и на внеаудиторных занятиях на исследовательскую деятельность.

Формирование исследовательских умений и навыков на занятиях будет зависеть от затрат времени: на восприятие и первичное усвоение знаний об исследовательской деятельности; на закрепление изученного материала; на осуществление периодичности контролирования, повторения и закрепления знаний; на выполнение тренировочных упражнений и применения иссле­довательских знаний и умений.

Формирование исследовательских умений и навыков у студентов при самоподготовке будет зависеть от времени, затрачиваемого на: выполнение домашних заданий, чтение дополнительной литературы, участие в работе исследовательских кружков.

V. Фактор - профессиональная направленность обучения. Главная функция учителя заключается в управлении процессами обу­чения, воспитания, развития, формирования, т.е. учитель должен не учить, а направлять обучение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.

При подготовке студента к профессиональной исследовательской дея­тельности в профессионального образования, мы должны организовать процесс обучения таким обра­зом, чтобы наш выпускник, придя в школу, мог не только передать получен­ные в вузе знания, умения и навыки школьникам, но и направить их, предос­тавляя тем самым больше самостоятельности, инициативы, свободы школь­нику. «Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном про­цессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учени­ками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора».

В педагогике определены функции, которые должен выполнять профессиональный учитель: целеполагание - умение ставить цель и определять пути ее достижения; диагностирование - умение выявлять уровень физического и психического развития учащихся, уровень их умственных спо­собностей, условия воспитания и т.д.; прогнозирование - умение предвидеть результаты своей дея­тельности; проектирование учебно-воспитательной деятельности; т.е. кон­струирование модели предстоящей деятельности, выбор средств и способов достижения цели; планирование учебно-воспитательной деятельности; организация деятельности - вовлечение учащихся в намеченную работу, сотрудничество с ними в достижении намеченной цели; информирование - учитель - главный источник информации для учащихся; контролирование; анализирование - определение эффективности выполненной дея­тельности.

Мы считаем, что процесс формирования исследовательских умений и навыков у будущих учителей профессионального образования необходимо осуществлять с включением указан­ных функций, что по нашему мнению, будет способствовать развитию про­фессионализма будущих учителей профессионального образования.


Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казанского уни­верситета, 1988. - 236 с.

  2. Андреев В.И. Пакет десяти тестов на оценку интеллигентности, кон­курентоспособности и творческого потенциала личности. - Казань, 1992. — 46 с

  3. Иодко А.Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984.- 16 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие осно­вы процесса обучения. - 576 е.: ил.

  5. Шипилова Т.Н. О понятиях «исследовательские умения и навыки» и различных подходах к их формированию // Творческое отношение препода­вателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Ли­пецк: ЛГПУ, 2001. - С. 3-15.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle