Изучение актуального состояния грантовой активности молодых исследователей Белгородской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Верзунова, Л. В. Изучение актуального состояния грантовой активности молодых исследователей Белгородской области / Л. В. Верзунова, Е. Н. Меньшикова, М. Ю. Семенов, Е. А. Болховитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4415/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье представлены результаты регионального исследования грантовой активности молодых ученых, дана оценка ее современного состояния, определены причины, препятствующие молодым ученым активно участвовать в грантовых конкурсах, предложены некоторые пути повышения грантовой активности в молодежной среде.

The article presents the results of a regional survey of young scientists' grant activity, it estimates its modern condition and defines obstacles to young scientists' active participation in grant competitions, it also offers some ways of increasing the grant activity among the youth.

Ключевые слова: научный проект, грант, грантовая активность, заявка на грант, опрос молодых ученых

Keywords: scientific project, grant, grant activity, an application for a gant, a survey of young scientists

В современных условиях общественных модернизационных процессов одной из главных проблем отечественной системы образования является эффективное использование научного потенциала российских вузов, доведение полученных в вузах результатов научно-исследовательской работы до внедрения в реальный сектор экономики. Российские вузы обладают большим научным потенциалом, который далеко не всегда находит свое воплощение в денежном эквиваленте. Ученые, привыкшие заниматься научной деятельностью, не всегда знают о возможностях выхода разработанной научно-технической продукции на рынок, финансирования научных исследований, что часто снижает качество исследований и стимул к их проведению.

Получение средств через грантовую систему, то есть на основе целевых финансовых дотаций, представляемых ученым на проведение научных исследований на конкурсной основе, в настоящее время является доминирующим в Европе и США. С недавнего времени получение средств через грантовую систему стало одним из способов финансирования науки и в РФ. В связи с вышеобозначенной проблемой возникла необходимость определить: насколько молодые российские ученые ориентированы на получение финансирования своих научных исследований, каков уровень их грантовой активности, владеет ли данная категория ученых основами составления заявок на получения гранта. Для решения этой проблемы было проведено исследование в одном из наиболее интенсивно развивающихся регионов Российской Федерации – Белгородской области.

Актуальное состояние грантовой активности молодых ученых Белгородской области изучалась методом опроса. Цель опроса: дать оценку современного состояния грантовой активности молодых ученых Белгородской области, выявить причины, препятствующие молодым ученым активно участвовать в грантовых конкурсах и предложить пути повышения грантовой активности в молодежной среде. Для этого был разработан анонимный опросник. Опрашиваемые – молодые ученые (кандидаты и доктора наук), аспиранты, научные сотрудники, преподаватели вузов. Возраст опрашиваемых – до 35 лет (включительно). Опросник состоит из 8 вопросов смешанного типа, построенных с применением элементов развертки. Специалисты, осуществлявшие опрос, получили инструкции для его грамотного проведения. Первые вопросы опросника были направлены на выявление имеющегося у респондентов индивидуального или коллективного опыта участия в конкурсах грантов и программ в текущем году (с указанием фонда и заказчика, времени подачи заявки и запрашиваемых на финансирование сумм). Следующие вопросы были направлены на выявление степени успешности участия в подаче конкурсных заявок; устанавливалась связь между финансовым благополучием молодого ученого и грантовой активностью, выяснялись причины высокой или низкой грантовой активности. Последний вопрос позволил собрать предложения о повышении грантовой активности ученых Белгородской области.

Опрос проводился в период с 25 по 30 ноября 2011 года. Общее число респондентов 411 человек, среди которых – 88 аспирантов, 56 преподавателей вуза без степени, 12 научных сотрудников без степени, 247 кандидатов наук, 8 докторов наук; по возрасту 20-25 лет – 24 чел., 26-30 лет – 198 чел., 31-35 – 189 чел.

Результаты опроса и его анализ.

На первые вопросы о подаче в текущем году индивидуальных заявок на получение дополнительного финансирования положительно ответили 84 чел. (20,4 %), об участии в подаче заявок в составе широкого исследовательского коллектива утвердительно ответили 202 человека (49,1 %). Выявлена группа наиболее активных молодых ученых (порядка 25 % от общего количества опрошенных), которые в течение 2011 года приняли участие в формировании двух и более заявок. Также в результате опроса было установлено, что наиболее «популярными» среди молодых исследователей Белгородской области являются следующие российские фонды: РГНФ, РФФИ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 г.». Наибольшее количество заявок молодыми учеными Белгородской области в 2011 году подано в перечисленные выше фонды и грантодающие организации.

Всего опрошенными была подана 301 заявка. Наибольшее число заявок было подано с участием одного молодого ученого – 11. Определена и другая группа участников – крайне пассивная – 162 чел. (39,4%), которая в течение 2011 года не принимала участие в подаче конкурентоспособных проектных предложений.

Как показали результаты опроса, из 301 поданной заявки поддержанными оказались 64 на общую сумму около 21 миллиона рублей, причем сумма одного проекта составляла от 15 000 рублей (фонд РГНФ, индивидуальный проект) и 75 000 (областной грант, коллективный проект), до 5 000 000 рублей (ФЦП, коллективный проект). Наибольшее число успешных проектов, в которых принимает участие один молодой ученый – 4. У 34 респондентов упоминается об одном успешном проекте в этом году. В данном случае просматривается прямая связь между количеством поданных и профинансированных проектов.

При ответе на вопрос об уровне финансового благополучия 4 чел. (1% респондентов) определили его как высокий, 7 чел. (1,7%) – выше среднего –, 69 чел. (16,8%) – среднее, 331 чел. (80,5%) – низкое. Связь между поданными и выигранными заявками, суммами финансирования проектов прослеживается не напрямую. Однако, никто из руководителей успешных индивидуальных проектов не отметил свое благосостояние как низкое. Но все же, чаще всего молодые ученые не обладают достаточно высоким материальным достатком для того, чтобы покрыть расходы, связанные с выполнением научных исследований.

При ответе на вопрос о причинах низкой/высокой активности молодых ученых в грантовых и инновационных конкурсах указывались:

- отсутствие времени (варианты: большая занятость на преподавательской работе, большая учебная нагрузка);

- трудоемкий процесс подачи заявки для участия в конкурсе (варианты: трудная конкурсная документация, подача заявки на иностранном языке);

- недостаток информации о проведении подобных конкурсов;

- отсутствие подходящих проектов;

- неуверенность в реальности финансирования (варианты: не все фонды честно финансируют авторов; фонды проводят конкурсы, чтобы «собрать идеи»);

- отсутствие оснащения для проведения исследований (варианты: предполагаемого финансирования будет недостаточно, чтобы приобрести необходимые приборы или расходные материалы);

- отсутствие подходящих грантодающих организаций.

Наиболее интересным, на наш взгляд, является ответ «отсутствие подходящих проектов», полученный от 21 аспиранта. С одной стороны, такой ответ можно объяснить невысоким уровнем исследовательской и проектной компетентности самого аспиранта, что мешает ему трансформировать научные идеи диссертационного исследования в коммерчески привлекательный проект. С другой стороны, подобный ответ можно объяснить позицией научных руководителей аспирантов, которые в силу традиций советского периода или в связи с низкой информированностью не ориентируют аспирантов на участие в конкурсах для получение финансирования, не формирует у них представления о способах продвижения научного проекта для получения финансирования. Описанная ситуация позволяет определить, что решающими факторами успешного продвижения научного проекта аспирантами является повышение уровня их исследовательской и проектной компетентности, которая формируется только в соответствующей деятельности; получение опыта участия в формировании заявок на получение финансовой поддержки со стороны грантодающей организации и/или фонда, опыта выполнении финансируемых проектов в качестве исполнителя (например, в составе научного коллектива под руководством опытного исследователя). Такой ориентир в работе может стать одним из ресурсов, который позволит увеличить грантовую активность аспирантов.

В завершении опроса были высказаны следующие предложения по повышению грантовой активности: обеспечение материального стимулирования молодых исследователей, подающих заявки (предлагались даже конкретные суммы - за каждую поданную заявку 1000 руб., которые платит молодому ученому заинтересованная организация), повышение уровня информированности об объявляемых конкурсах, со стороны заинтересованной организации - усовершенствование рассылки информации о конкурсах; введение принудительной подачи заявок молодыми учеными, включение пункта «участие в грантовых конкурсах» в обязательные показатели аттестации аспиранта, ученого или кафедры. Некоторыми из опрошенных отмечалась необходимость создания в организации, в которой работают (учатся) молодые исследователи, отдела (структурного подразделения), который бы осуществлял помощь ученым при формировании проектных предложений.

Интересным, на наш взгляд, является предложение молодых ученых о проведении серии семинаров (круглых столов, информационных совещаний) по проблемам финансирования научных исследований, о проектном менеджменте, о конкурсных процедурах, об особенностях участия в конкурсах различных грантодающих организаций с приглашением наиболее опытных исследователей.

Как показало проведенное исследование, уровень современной грантовой активности молодых исследователей Белгородской области можно охарактеризовать как средний, а результативность участия в конкурсах – как низкую. Наиболее частыми причинами низкой грантовой активности были названы: слишком трудоемкий процесс подачи заявки на участие в конкурсе, недостаток информации о проведении подобных конкурсов, отсутствие подходящих проектов. Участие молодых ученых в формировании проектных предложений, в выполнении научно-исследовательский проектов будет способствовать, с одной стороны, формированию их исследовательской и проектной компетентности, с другой стороны, наращиванию научного потенциала региона.

Основные термины (генерируются автоматически): грантовая активность, Белгородская область, конкурс, молодая, грантовая активность молодых, научный проект, получение финансирования, проект, проектная компетентность, результат опроса.


Ключевые слова

научный проект, грант, грантовая активность, заявка на грант, опрос молодых ученых

Похожие статьи

Определения стимулов и барьеров для... | Молодой ученый

Белгородская область, Россия, молодая, заработная плата, конференция, доктор наук, научная деятельность, научно-исследовательский сектор, вариант ответа, ходя опроса.

Анализ системы проведения конкурсов молодежных...

Конкурс молодежных инициатив «Молодые педагоги — московскому образованию». С 01 декабря 2014 г. по 27 марта 2015 г.

 обеспечивать продолжение деятельности по проекту после окончания периода финансирования, предусматривать возможность выхода проекта...

Мониторинг «Выявления заинтересованности... | Молодой ученый

Можно отметить высокую активность преподавателей в участии в различного рода конференциях, конкурсах по реализации научных проектов, соисканиях грантов, общественных мероприятиях НИУ «БелГУ», что ценно для бизнеса.

Жизнеспособность проекта MATCHES | Статья в журнале...

Жизнеспособность проекта и его результатов бывает двух видов

Приведем пример нежизнеспособного на уровне деятельности проекта.

Поскольку внешнее финансирование, как правило, является проектным, очень важно в процессе планирования и реализации...

Модель формирования исследовательской компетентности...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Рассматривая формирование исследовательской компетентности при изучении курса «Информатика» в первую очередь необходимо учитывать, те результаты обучения, которые...

Методическое сопровождение участников конкурса...

Конкурс исследовательских проектов, проведенный в 2017 году, показал, что уровень

Анализ результатов, перспективы развития секции, особенности подготовки проектов были

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся школы: около 90

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений...

Похожие статьи

Определения стимулов и барьеров для... | Молодой ученый

Белгородская область, Россия, молодая, заработная плата, конференция, доктор наук, научная деятельность, научно-исследовательский сектор, вариант ответа, ходя опроса.

Анализ системы проведения конкурсов молодежных...

Конкурс молодежных инициатив «Молодые педагоги — московскому образованию». С 01 декабря 2014 г. по 27 марта 2015 г.

 обеспечивать продолжение деятельности по проекту после окончания периода финансирования, предусматривать возможность выхода проекта...

Мониторинг «Выявления заинтересованности... | Молодой ученый

Можно отметить высокую активность преподавателей в участии в различного рода конференциях, конкурсах по реализации научных проектов, соисканиях грантов, общественных мероприятиях НИУ «БелГУ», что ценно для бизнеса.

Жизнеспособность проекта MATCHES | Статья в журнале...

Жизнеспособность проекта и его результатов бывает двух видов

Приведем пример нежизнеспособного на уровне деятельности проекта.

Поскольку внешнее финансирование, как правило, является проектным, очень важно в процессе планирования и реализации...

Модель формирования исследовательской компетентности...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Рассматривая формирование исследовательской компетентности при изучении курса «Информатика» в первую очередь необходимо учитывать, те результаты обучения, которые...

Методическое сопровождение участников конкурса...

Конкурс исследовательских проектов, проведенный в 2017 году, показал, что уровень

Анализ результатов, перспективы развития секции, особенности подготовки проектов были

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся школы: около 90

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений...

Задать вопрос