Библиографическое описание:

Дубровина О. С. Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 355-357.



В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования проектировочных умений у студентов ССУЗа.

Ключевые слова: умения, проектировочные умения, проектирование

Проблема формирования проектировочных умений у студентов ССУЗа вызвана, прежде всего, бурными изменениями в обществе, а особенно более жесткими требованиями рынка труда к выпускникам профессиональных образовательных учреждений, их знаниям, умениям и навыкам (что сегодня, согласно новым Федеральным Государственным образовательным стандартам третьего поколения принято называть – компетенциями), к выполнению ими своих профессиональных обязанностей.

Успех личности в общественной и производственной деятельности определяется ее образованностью и профессионализмом. Профессионализм следует рассматривать как совокупность социально приобретенных качеств личности, обеспечивающих наибольшую эффективность ее трудовой деятельности, реализации ее способностей [4, с.3].

В связи с этим считаем, что одной из составляющих профессионализма является cформированность у выпускников ССУЗов проектировочных умений, позволяющих им легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях общественной и производственной среды. Рассматривая проблему формирования проектировочных умений у студентов ССУЗа важно в первую очередь рассмотреть терминологический аппарат рассматриваемой проблемы. Ее исследование предполагает раскрытие таких базовых в психолого-педагогической науке понятий как «умения», «проектировочные умения», а так же важные для нашего исследования понятия – «проектировочные умения студентов» и «проектировочные умения студентов при преподавании специальных дисциплин».

В российской парадигме образования, основанной на деятельностном и личностно-ориентированном подходах, понятию «умения» уделено достаточное внимание в трудах отечественных педагогов и психологов (А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, М. Е. Дуранов и др.). Развитие личности обучающегося возможно только при условии формирования у него умений и навыков, позволяющих осуществлять учебно-познавательную деятельность. Рассматривая понятие «умение», которое является основополагающим для нашего исследования, нами было выявлено, что до сих пор в науке нет единого мнения в определении данного термина.

Исследуя данную проблему, мы пришли к мнению о том, что подготовка современного специалиста среднего звена должна быть ориентирована на прагматические (деятельностные) модели обучения, поиск новых форм интеграции образования, науки и производства. В условиях конкурентоспособного рынка труда к выпускникам ССУЗа предъявляются такие новые качества, как мобильность, корпоративность, управленческая эффективность, социальная ответственность и др. Поэтому актуальным вопросом перед преподавателями ССУЗа сегодня является вопрос: как интегрировать проектировочные умения студентов на различных этапах обучения при преподавании специальных дисциплин (в урочной системе, в учебных лабораториях, на практике базовых предприятий, при самостоятельной подготовке).

Содержание каждой специальной дисциплины предполагает использование знаний, умений, навыков, норм и ценностей. Безусловно, что главным элементом содержания дисциплины будут выступать знания, которые составляют основы науки, техники и производства. Важнейшее место в подготовке специалиста занимают знания о видах и способах профессиональной деятельности, без которых невозможно сознательно применить полученные знания или овладеть определенным видом деятельности. Комплекс же освоенных действий в процессе профессиональной деятельности, выполняемых на основе полученных знаний, будут составлять умения. Что же такое умения? И почему одни ученые считают, что умения – это применение усвоенных знаний в новых условиях, другие в своих исследованиях полагают, что навыки предшествуют умениям, или наоборот, считают, что умения возникают раньше навыков. Часть исследователей, вообще употребляют понятия «умения» и «навык» как синонимы.

Умения – это важнейшие составляющие будущей профессиональной деятельности выпускников. Это подготовленность к практическим и теоретическим действиям выполняемых быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта [3]. Изучив и проанализировав работы видных ученых (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, И.С. Якиманская) нами были выделены основные характеристики, которыми обладает данное понятие: – умения – это профессиональный уровень какой-либо деятельности; – это то, что базируется на знаниях; – это способность к действию; – это действие, подчиненное поставленной цели. Интересным для нашего исследования является теория А.Н. Леонтьева, где он высказывает мысль о том, что умения – это единство практических, перцептивных, мыслительных действий нестереотипного, гибкого, обобщенного применения знания. Принимая во внимание эти положения, мы будем рассматривать умения как способность человека осуществлять определенные действия для достижения определенной цели.

При подготовке специалистов в процессе обучения выделяются вполне определенные умения для использования их в будущей профессиональной деятельности. Эти умения отражены в соответствующих документах (новых Федеральных Государственных образовательных стандартах, рабочих программах по дисциплинам). Среди разнообразия этих умений особенно выделяются проектировочные умения, которые позволяют будущему выпускнику ССУЗа быть готовым и способным к проектированию своей деятельности в различных социальных сферах общества.

Проектирование от слова проект (лат. Projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенной цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а так же требование к качеству и допустимому уровню риска [7]. Проектирование – процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. При этом проектирование используется во многих сферах деятельности человека, а отсюда и многообразие видов проектирования: инженерное, транспортное, архитектурное, промышленное, ландшафтное, техническое, электротехническое, дизайн-проектирование. То есть актуальность формирования проектировочных умений у студентов ССУЗов сегодня объективно назрела, тем более что по большинству видов проектирования ССУЗы готовят специалистов среднего звена для разнообразных отраслей экономики страны.

В научной литературе нет четкого определения «проектировочные умения», но ее анализ показал, что большинство исследователей данной проблемы под проектировочными умениями понимают умения осуществлять (проектировать) целенаправленную профессиональную деятельность. Соответственно, проектировочные умения – это умения проектировочного типа, включающие все общеучебные умения, умения узкопредметные, характерные для получаемой специальности, и рефлексивно-оценочные умения конечных результатов деятельности.

Основной задачей профессионального обучения в ССУЗах является целенаправленная и планомерная подготовка студентов к профессиональной деятельности, практическое обучение будущей специальности. Цели и задачи профессионального обучения наряду с дидактическими принципами обучения определяют его содержание, формы и методы. Безусловно, в содержании профессионального обучения заложены элементы общности, что очень важно при формировании умений у личности. Сначала эти умения формируются в общеобразовательной школе, где ученики овладевают первоначальными умениями, характерные для многих видов человеческой деятельности. В процессе обучения в ССУЗе большинство умений совершенствуется, закрепляется и в дальнейшем, именно они служат фундаментом для формирования проектировочных умений студентов, так необходимых им в будущей профессиональной деятельности. Общность в целях и содержании обучения в общеобразовательной школе и в ССУЗе является основой преемственности между ними. При усвоении новых понятий и формировании проектировочных умений студентам следует опираться на ранее сформированные умения как в процессе изучения общеобразовательных, так и специальных дисциплин, развивать их последовательно, постоянно совершенствуя данный процесс.

Формирование проектировочных умений студентов ССУЗа процесс достаточно сложный, протекающий на протяжении всего курса изучения различных дисциплин, но особенное внимание этому процессу необходимо уделять при преподавании специальных дисциплин. Профессиональная и практическая направленность обучения на специальных дисциплинах, взаимосвязь теоретического и практического обучения способствует формированию у студентов теоретико-практической системы знаний по выбранной специальности. Особо важное значение при преподавании специальных дисциплин приобретает целенаправленное привлечение студентов к активной, сознательной и интеллектуальной деятельности при помощи внедрения в обучающий процесс активных методов, форм и современных педагогических технологий: игровые методы, проектные технологии, обучение на основе опыта, кейс-методы, бенчмаркинг и др. Они способствуют самостоятельному и творческому выполнению под руководством преподавателя учебно-практических работ, направленных на формирование проектировочных умений студентов ССУЗа, и, как следствие, успешному овладению будущей специальностью. Это в итоге способствует эффективной подготовке будущих специалистов, обеспечивает качество образования, адекватное запросам общества, рынка труда и личности.

Подводя итог анализу исследуемой литературы и обобщению опыта исследователей по вопросам формирования проектировочных умений студентов ССУЗа, мы в своем исследование понятие «проектировочные умения» определяем, как умение проектировать целенаправленный деятельностный процесс, его результаты, условия, перспективы развития.


Литература:
  1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Ред. И. С. Якиманская [Текст]; Научно-исследовательский ин-т общей и пед. Психологии АПН СССР (М.). – М.: Педагогика, 1989. –224с.

  2. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев [Текст] – М.: Академия. – 352с.

  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html (24.08.2011)

  4. Проблемы формирования направленности личности в педагогическом процессе. – Сборник материалов под ред А. Г. Гостева, М. Е. Дуранова [Текст]. – Челябинск, 1997. – 3с.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн [Текст]. – СПб: Питер Ком, 1999. – 720с.

  6. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 1; / Л. С. Выготский; Сост. М. Г. Ярошевский [Текст]. – Академия педагогических наук СССР (М.), – М.: Педагогика, 1982. Т. 1: 487с.

  7. Энциклопедия Википедия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (23.08.2011)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle