Библиографическое описание:

Набиуллин Р. Р. Пути повышения эффективности организации педагогической практики студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 496-498.

Педагогическая практика в институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» является неотъемлемой частью образовательной деятельности в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности.

Образование по физической культуре – это есть часть общего образования, процесс формирования физической культуры личности. Физическая культура состоит из двух частей. Первое – формирование двигательной культуры человека, то есть формировать двигательную образованность. Второе – формирование культуры тела (культура телосложения, развитие мышечной мускулатуры тела, антропометрические показатели).

Образование по физической культуре состоит из двух взаимосвязанных частей: на первом этапе происходит вооружение обучающихся знаниями умениями и двигательными навыками, когда студенты занимаются на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Однако этим не заканчивается образовательная деятельность студента-специалиста. Человек считается образованным только тогда, когда он обучает приобретенными самим собой знаниям и двигательным умениям других, то есть своих воспитанников. Поэтому в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования предусматривается 20-и недельная педагогическая практика, которая разделяется по трем последним курсам обучения в высшем учебном заведении.

Основной целью педагогической практики является использование, приобретенных в процессе теоретического обучения, знаний, умений и навыков студентов в организации учебно-воспитательной и внеклассной деятельности с учащимися разных возрастов в роли педагога по физической культуре и учителя по основам безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении. В процессе организации педагогической практики решаются следующие задачи:

  • ознакомить студентов с основными направлениями деятельности образовательных учреждений в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности;

  • содействовать формированию педагогических умений и навыков, позволяющих самостоятельно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе профессиональной деятельности педагога по физической культуре и учителя по основам безопасности жизнедеятельности;

  • способствовать формированию профессиональных качеств личности, обусловливающих интерес к деятельности педагога образовательного учреждения.

Педагогическая практика студентов Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины организуется в образовательных учреждениях разного типа: «Школа», «Гимназия», «Лицей», «Спортивная школа», «Колледж», «Техникум» и т.д. Местами прохождения педагогической практики студентов-практикантов являются образовательные учреждения, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников, способных выполнять обязанности методиста учебной подгруппы на период педагогической практики.

Педагогическая практика студентов организуется в соответствии с программой практики в форме выполнения учебных заданий студентами. Студенты ИФКСиВМ уже на лабораторных и практических занятиях в рамках изучения дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» составляют пробные документы планирования учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Проводятся ознакомительные занятия с учебными нормативами по педагогической практике. Для студентов-практикантов, методистов института и педагогов образовательных учреждений нами было разработано методическое пособие. В пособии отражены объем учебных заданий по педагогической практике на каждый курс, примерное содержание учебных заданий, образцы заполнения отчетных документов по итогам прохождения практики. Кроме этого, каждый студент в день проведения установочной конференции имеет возможность получить электронную версию шаблонов заполнения отчетных документов по педагогической практике.

Для каждого курса и отдельных специальностей в первый день педагогической практике в Институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины организуется установочная конференция. На конференции обсуждаются такие вопросы, как ознакомление студентов с базовыми образовательными учреждениями, с содержанием программы практики, учебными заданиями по направлениям, проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности во время нахождения в образовательном учреждении и организации мероприятий с учащимися разных возрастов. Традиционно выступают директор ИФКСиВМ, начальник отдела практик ФГАОУ ВПО КФУ, заместитель директора по образовательной деятельности, методисты института и общих кафедр педагогики и психологии.

Еженедельно, по пятницам, в Институте проводятся рабочие совещания студентов-практикантов совместно с методистами. На еженедельных совещаниях каждая подгруппа письменно отчитается по итогам прошедшей учебной недели и получает план заданий на следующую неделю педагогической практики. Каждый методист также информирует коллег о состоянии дел в прикрепленной группе, о проблемных студентах, если таких имеются. Обсуждаются общие вопросы организации педагогической практики, согласно по планам проведения мероприятий образовательных учреждений и районных отделов образования.

Педагогическая практика заканчивается итоговой конференцией, где выступают в основном студенты-практиканты. Каждый студент сдает оформленный в папке отчет по педагогической практике, подгруппа готовит отчетный доклад и выступает с презентацией на конференции.

Непосредственное руководство студентами-практикантами осуществляется методистами институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины из числа профессорско-преподавательского состава и педагогами по физической культуре и ОБЖ базовых образовательных учреждений.

В процессе педагогической практики в образовательном учреждении, студент обязан:

  1. Настроить себя на психологически активный «перевод» из ранга воспитуемого и обучаемого в статус педагога, призванного осуществлять воспитание и обучение учащихся.

  2. В период педагогической практики организовать свою деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения и общими требованиями, выполнять неукоснительно распоряжения администрации, методиста ИФКСиВМ, учителей-предметников, педагога-тренера, классного руководителя и старосты подгруппы.

  3. В образовательном учреждении достойно представлять свой институт и себя как будущего квалифицированного специалиста в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, обладающего высокими профессиональными, гражданскими и нравственными качествами.

  4. В образовательном учреждении ежедневно практиковаться не менее 6 часов и упражняться в приобретении основополагающих педагогических умений, необходимых практически в любой учебно-воспитательной деятельности.

  5. Под руководством методиста института разработать индивидуальный план прохождения педагогической практики и выполнить все содержащиеся в нем задания по учебной, воспитательной, оздоровительной, методической и физкультурно-массовой работе.

  6. Тщательно готовиться к проведению учебных занятий по предметам и учебно-тренировочных занятий в прикрепленном классе и в дополнительной группе.

  7. Выполнить весь объем работы согласно по индивидуальному плану.

  8. Разрабатывать развернутые план-конспекты всех проводимых уроков или занятий в спортивных секциях и предоставить их для согласования и утверждения педагогу и методисту института, соответственно, до проведения намеченного мероприятия. Без плана-конспекта студент не допускается к проведению урочного или учебно-тренировочного занятия.

  9. Принять активное участие в обсуждении уроков и учебно-тренировочных занятий, проводимых товарищами по подгруппе, как одной из необходимых форм профессионального совершенствования.

  10. Участвовать в методических занятиях, проводимых методистом ИФКСиВМ, учителями-предметниками, тренером-педагогом по спорту и ответственными преподавателями других кафедр.

  11. Систематически вести учет и оценивание проделанной работы в дневнике студента по педагогической практике.

  12. Профессионально грамотно разработать и своевременно сдать методисту ИФКСиВМ отчетные документы по педагогической практике.

Студент, назначенный старостой подгруппы, дополнительно выполняет под руководством методиста ИФКСиВМ следующую работу:

  • оказывает помощь методисту и педагогу в обеспечении дисциплины в подгруппе;

  • отвечает за оформление «Стенда педагогической практики»;

  • ведет ежедневный учет успеваемости и контроль посещаемости студентами базовых образовательных учреждений;

  • еженедельно составляет отчет, согласует с методистом и предоставляет руководителю педагогической практикой ИФКСиВМ.

  • выполняет распоряжения методиста института и учителей-предметников или педагога-тренера (составление расписания уроков, назначение помощников педагога и анализирующих, распределение обязанностей между практикантами, осуществляет связь с отделом практики и т.д.).

Методист института осуществляет непосредственную организацию педагогической практики в подгруппе и контроль за педагогической деятельностью студентов, систематически посещает базовое образовательное учреждение для оперативного осуществления функциональных обязанностей. Тем самым, в процессе прохождения педагогической практики, методист способствует формированию у студентов-практикантов необходимых педагогических умений в области профессионального ведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре и безопасности жизнедеятельности. Методист несет ответственность за качество выполнения студентами-практикантами всех учебных заданий по педагогической практике.

В этих целях методист института должен в день проведения установочной конференции в институте прибыть с подгруппой студентов-практикантов в образовательное учреждение и организовать ознакомительную встречу для беседы с руководителем образовательного учреждения, педагогами и врачом, назначить старосты подгруппы. В первый же день практики необходимо ознакомить студентов с содержанием педагогической практики и консультировать их в составлении отчетных документов по педагогической практике. Также методист распределяет студентов-практикантов по классам (группам) и спортивным секциям, поручая им выполнение отдельных учебных заданий по внеклассно-воспитательной работе. Методистом определяется недельный объем педагогической деятельности студента-практиканта в образовательном учреждении. В школе организуется, совместно с педагогом, оформление студентами-практикантами стенда по педагогической практике. Методист осуществляет непосредственное руководство каждым студентом-практикантом, обучая его наиболее эффективным методам ведения учебно-воспитательного процесса и внеклассной работы в образовательном учреждении. На протяжении всей практики методист консультирует студентов в решении вопросов по организации педагогической практики в образовательном учреждении, присутствует на урочных занятиях, а также внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, организует анализ и оценку педагогической деятельности практикантов. На еженедельных совещаниях он проверяет и утверждает составленных планов и отчетных документов студентов-практикантов, направляя и корректируя их педагогическую деятельность, а также заслушивает отчеты студентов-практикантов о выполненной работе по недельному плану. Самое важное – методист личным примером осуществляет воспитательное воздействие на студентов, проявляя должный педагогический такт и внимательное отношение к практикантам.


Литература:

  1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) / Р.А.Абзалов. – Казань: изд-во "Матбугат йорты", 2002.- 206 с.

  2. Программа по учебному предмету «Физическая культура» для средних общеобразовательных учреждений. – Казань: «Магариф», 2005. – 50 с.

  3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Ж.К.Холодов, B.C.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогической практики, педагогической практике, образовательном учреждении, физической культуры, организации педагогической практики, прохождения педагогической практики, физической культуре, период педагогической практики, безопасности жизнедеятельности, области физической культуры, педагогической практики студентов, педагогической деятельности, педагогической практики студентов-практикантов, целью педагогической практики, процессе педагогической практики, учебных заданий, неделю педагогической практики, Педагогическая практика, процессе организации педагогической, содержанием педагогической практики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle