Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 1721 раз

Библиографическое описание:

Неснова, Т. А. Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» / Т. А. Неснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4396/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: формировать представлений о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знание детей о процессе выращивания и производства хлеба;
  2. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопросы;
  3. Формировать грамматический строй речи;
  4. Активизировать словарь.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, мышление;
  2. Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к хлебу;
  2. Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб;
  3. Воспитывать самостоятельность и инициативу.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Чтение литературных произведений:

С. Погореловский «Урожай», В.Серова «Золотая рожь», Я. Тайц «Все здесь», Л.Кон «Пшеница», «Рожь»(из книги о растениях), Я. Дагутите «Руки человека», М.Глинская «Хлеб»,К. Паустовский «Теплый хлеб», Украинская сказка «Колосок», Ю.Ждановская «Нива».

Рассматривание картин, иллюстраций:

И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», И.Шишкина «Рожь»,Г. Мясоедова «Жатва», М. Клодт «На пашне».

Проведение бесед:

«Откуда хлеб пришёл?», «Профессия — хлебороб», «О пользе хлеба, о бережном отношение к нему», «Культура поведения за столом».

Работа с родителями:

Консультации, беседы: «Всё о хлебе»; «Откуда хлеб пришёл», «Хочешь хлебушка?».

Продуктивная деятельность:

– рисунки «Колосок», «Хлебобулочные изделия», «Урожай»;

– аппликации «Голосочек», «Каравай»;

– поделки из солёного теста «Бараночки», «Прянички»;

Словарные слова: комбайн, комбайнёры, трактор, тракторист, пшеница, рожь.

Образование относительных прилагательных:

Поле, на котором выращивают рожь — ржаное поле.

Поле, на котором выращивают пшеницу — пшеничное поле.

Образование родственных слов:

Назовите хлеб ласково хлебушек.

Назовите крошки хлеба.

Квас из хлеба.

Человек, который выращивает хлеб-хлебороб.

Человек, который печет хлеб - пекарь

Завод, где выпекают хлеб-пекарня

Подбор синонимов:

Игра «Скажи иначе».

Хлеб по запаху — пахучий, душистый, ароматный.

На вкус — аппетитный, вкусный, сладкий, лакомый.

На ощупь — свежий, мягкий, пышный.

Хлебопек — пекарь, булочник, кондитер.

Проведение индивидуальных бесед.

Материалы и оборудование:

– русская печь;

– поднос с готовыми изделиями детей;

– приспособления для работы с тестом;

– воспитатель перед занятием заранее замешивает дрожжевое тесто совместно с детьми;

– мешочек с мукой;

– мешочки с зерном;

– колоски;

– фартуки и колпаки пекарские для детей;

– влажные салфетки;

– мультимедиа;

– магнитофон;

– зерно: пшеница, рожь;

– лупы.

Группа оформлена в стиле горницы:

– русская печка;

– самотканная дорожка;

– самовар;

– деревянная посуда.

Музыкальное сопровождение:

Константин Мясков «Колоски звенят в полях», Людмила Зыкина «О хлебе»

Видео: «Пшеничное поле».

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Воспитатель держит поднос с хлебом, накрытый рушником .

Воспитатель: Теперь начнем наше занятие. Ребята, почувствуйте аромат, чем пахнет? Как вы думаете, что спрятано под салфеткой?

Дети: Хлебом! Хлеб!

(Воспитатель открывает хлеб)

Воспитатель: Правильно, хлебом! Запах хлеба ни с чем не сравнить!

Вот он хлебушек душистый,

Вот он — тёплый, золотистый,

В нём — здоровье наше, сила,

В нём — чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: А кто трудился, кто растил на поле хлеб, чтобы он пришел к нам на стол?

Дети: трактористы, комбайнеры, агрономы-хлеборобы

Воспитатель: Ахотите совершить путешествие хлеба, узнать, как он попадает с поля к нам на стол?

Дети: да

Воспитатель : Отправляемся в поле!

(демонстрирует детям видео «Пшеничное поле»)

Воспитатель: Посмотрите — поле колосится, золото — пшеница. Ребята, с чем можно сравнить хлебное поле? Да, молодцы! Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Посмотрите, как колосится рожь.

Воспитатель: (берёт в руки колоски): Что за букет у меня в руках?

Дети: Букет из колосков.

Воспитатель: Правильно, это колоски. Посмотрите, одинаковы ли колоски, или чем-то отличаются? (сравнить пшеничные колоски с ржаными)

Воспитатель: Ребята, что внутри колоска?

Дети: зернышки.

Воспитатель : Правильно! А теперь я предлагаю пройти в лабораторию и рассмотреть зёрнышки.

Дети садятся за столы. На столах лупы и два подноса с зерном: пшеница и рожь . Дети рассматривают зёрна, используя лупы, трогают их руками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами две тарелочки с зерном. В одной зерна пшеницы, в другой зерна ржи. Возьмите лупу и рассмотрите зерна внимательно.

Воспитатель : Как вы думаете, чем отличаются зёрна пшеницы от ржи?

Дети: Зёрна пшеницы круглые, а у ржи – длинные.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! А теперь возьмите зернышко, положите на ладошку и внимательно рассмотрите его, найдите «спинку» и «брюшко». На «брюшке» найдите бороздку. Рассмотрели, молодцы!

Т еперьдавайте пройдем на коврик, сделаем разминку, немного отдохнем.

Физкультурная минутка

«В землю зёрнышко попало» (под музыку Мяскова К. «Колоски звенят в полях»)

  1. В землю зёрнышко попало.

(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)

  1. Прорастать на солнце стало.

(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая):

«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»

«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»)

(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)

  1. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(Дети медленно встают)

  1. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
  2. И красавцем обернулся (Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз)

Воспитатель: Отдохнули? Хорошо! А теперь, ребята, вспомните сказку «Колосок» про петушка и мышей. Петушок нашел колосок, куда он его отнес?

Дети: Отнес на мельницу.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы из зернышек сделать муку.

Воспитатель: Правильно! А мы с вами как можем превратить зерно в муку, с помощью чего?

Дети: спомощью меленки.

Воспитатель: Вот у нас мельнички, с их помощью мы будем молоть зерно. Кто хочет попробовать? Насыплем немного зерна в меленку.

(Дети насыпают в ручную кофемолку зерно и мелят его)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит с зерном нашим?

(ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, вот и мука у нас получилась. Давайте пересыплем всё в мешочек.

(Дети высыпают муку воспитателю в мешочек)

Воспитатель: (показывает мешочек с мукой)

Вот мука, в мешке держите,

Очень бережно несите!

Будет тесто из муки,

Будут плюшки-пироги!

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами вчера делали с мукой?

Дети: Тесто.

Воспитатель: Тесто, да! А из теста что готовят?

Дети: хлеб.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас как пекари приготовим булочки. Подойдите к столам, надевайте фартуки, колпаки и присядьте на стульчики.

(на столах для каждого ребёнка разложены доски, мисочки с мукой, блюдо с комочками теста)

Воспитатель : Прежде чем приступить к работе вытрем ручки влажной салфеткой. Возьмите тесто в руки, потрогайте его, помните в руках и скажите, какое оно?

(ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Теперь давайте налепим булочек. Если тесто прилипает к рукам, макните тесто в муку.

(Дети под музыку начинают работать с тестом. Посыпают доски мукой, берут комочек теста и изготавливают булочки. Укладывают получившееся изделие на противень, смазанный маслом).

Воспитатель: Ребята, какие замечательные булочки у нас получились, молодцы! Кто закончил работу – вытирает ручки салфеткой. Ставим булочки в печь. Печка у нас не простая, волшебная, сказочная. (Закрывает заслонкой). Пока пекутся наши булочки, пройдемте на коврик, присядьте, ребята.

(Младший воспитатель незаметно для всех меняет поднос на поднос с уже готовыми изделиями).

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что мы с вами делали?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чувствуете аромат свежеиспеченного хлеба? Пойдемте посмотрим, кажется, наши булочки уже готовы!

(Дети подходят к печи, воспитатель надевает рукавички или берёт прихватку и достаёт поднос с готовыми изделиями)

Воспитатель: Вот булочки с пылу, с жару! А какой аромат! Ребята, давайте гостей угостим, будем ставить самовар и пить чай с нашими булочками!

Основные термины (генерируются автоматически): переулок, Арбат, нечистая сила, низ, перекресток, улица, глухой переулок, Иуда, Москва, художественное пространство.


Похожие статьи

«Многогранный» роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Свое художественное воплощение булгаковское видение мира нашло в парадоксальной модели «трагического

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, роман, нечистая сила, друг друга, театр

Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

Считается, что кот выступает как воплощение или помощник черта, нечистой силы.

В «Мастере и Маргарите» таинственный светильник вселенной, вестник или свидетель смерти (Иуды, Берлиоза) и

Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Гоголевские традиции в изображении демонических образов...

Рубрика: 4. Художественная литература.

В «Мастере и Маргарите» затёртые метафоры, связанные с упоминанием «нечистой» силы, по-гоголевски реализуются и обыгрываются.

Вылетела в переулок. И вслед ей полетел совершенно обезумевший вальс» [2, с. 597].

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

Помимо физического преодоления пространства он сопряжён с внутренней трансформацией.

Основные термины (генерируются автоматически): образ, Роман, нечистая сила, русская литература, сказочный

Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной...

Много примет, обрядов и суеверий наши предки связывали с дорогой — пространством между «своим» и «чужим».

Интересно художественное представление дороги в образе синей птицы.

Перекрёсток хоть и мифологически нечистое место, но в поэзии Визбора – это место...

Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н. Толстого»

Молодежь воспринимает чтение классических произведений художественной литературы как ненужное действие, отнимающее много времени.

В романе-эпопее описаны многие районы, улицы и переулки Москвы.

Арбатарбатские переулки.

Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу | Молодой ученый

В начале XX в. в Екатеринодаре по улице Красной № 79 купцы построили дом, убранство и художественная отделка которого поражала жителей города своей красотой.

Они располагаются на Спиридоновке, в Скатерном и Хлебном переулке [16].

Хронотоп в романе К.Н. Балкова «Будда» | Статья в журнале...

Следовательно, Капилавасту – «времяпространство», или хронотоп (М.М.Бахтин), в котором сгущается, уплотняется и становится художественно-зримым время, а пространство интенсифицируется, втягивается в

Хронотоп Москвы в романе В.Аксенова «Москва ква-ква».

Похожие статьи

«Многогранный» роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Свое художественное воплощение булгаковское видение мира нашло в парадоксальной модели «трагического

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, роман, нечистая сила, друг друга, театр

Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

Считается, что кот выступает как воплощение или помощник черта, нечистой силы.

В «Мастере и Маргарите» таинственный светильник вселенной, вестник или свидетель смерти (Иуды, Берлиоза) и

Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Гоголевские традиции в изображении демонических образов...

Рубрика: 4. Художественная литература.

В «Мастере и Маргарите» затёртые метафоры, связанные с упоминанием «нечистой» силы, по-гоголевски реализуются и обыгрываются.

Вылетела в переулок. И вслед ей полетел совершенно обезумевший вальс» [2, с. 597].

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

Помимо физического преодоления пространства он сопряжён с внутренней трансформацией.

Основные термины (генерируются автоматически): образ, Роман, нечистая сила, русская литература, сказочный

Концепт «переулок» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной...

Много примет, обрядов и суеверий наши предки связывали с дорогой — пространством между «своим» и «чужим».

Интересно художественное представление дороги в образе синей птицы.

Перекрёсток хоть и мифологически нечистое место, но в поэзии Визбора – это место...

Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н. Толстого»

Молодежь воспринимает чтение классических произведений художественной литературы как ненужное действие, отнимающее много времени.

В романе-эпопее описаны многие районы, улицы и переулки Москвы.

Арбатарбатские переулки.

Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу | Молодой ученый

В начале XX в. в Екатеринодаре по улице Красной № 79 купцы построили дом, убранство и художественная отделка которого поражала жителей города своей красотой.

Они располагаются на Спиридоновке, в Скатерном и Хлебном переулке [16].

Хронотоп в романе К.Н. Балкова «Будда» | Статья в журнале...

Следовательно, Капилавасту – «времяпространство», или хронотоп (М.М.Бахтин), в котором сгущается, уплотняется и становится художественно-зримым время, а пространство интенсифицируется, втягивается в

Хронотоп Москвы в романе В.Аксенова «Москва ква-ква».

Задать вопрос