Библиографическое описание:

Маринова А. П. Структура педагогической деятельности и ее связь с комбинаторикой в творчестве // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 373-375.



В статье рассмотрена структура педагогической деятельности в контексте комбинаторного творчества, ее модель и система.

Ключевые слова. Педагогическая деятельность, комбинаторика, система, модель, моделирование.

The summary. In article the structure of pedagogical activity in a context of combinatory creativity, its model and system is considered.

Keywords. Pedagogical activity, combination theory, system, model, modeling.

В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования человека, со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот, стало еще более значимым.

Современный человек живет в мире далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни; в геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменения социальная ситуация. Простого овладения некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности [1, с. 2].

Структура педагогической деятельности, а также связанная с ней продуктивность – в современном эклектичном мире, является одним из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Высоким искусством является творчество педагога, и более того сочетание новаторских мыслей в исполнении педагога – художника в одном лице, рождает, так необходимо креативные модели развития современной личности.

По словам Э. Дюркгейма [5, с. 89] « Не бывает воспитания, повсеместно пригодного для всего человеческого рода, более того, не бывает общества, где бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно».

На данном этапе, анализируя педагогическую деятельность, нельзя не отметить уникальность подхода к педагогическому процессу преподавателей изобразительного искусства, которые сочетают на занятиях соответствующих планам рабочих программ Учебного заведения материал методической базы, накопленный передовыми методистами XX столетия и личные педагогические разработки в творчестве. Это обусловлено высокой динамикой изменения уровней, качества, и структуры жизни современных людей, что в свою очередь формирует новые социальные заказы. Вследствие чего все имеющиеся подходы выстроены на принципах сравнительного исследования и основе качественно-количественного анализа.

Особенно перспективным принято считать направления, связанные с применением принципов системного подхода к построению моделей педагогической деятельности.

Б. Ф. Ломов говорил, что идея системного подхода не нова, системный подход является общим научным методом. В педагогических исследованиях данный метод применяется сравнительно недавно.

Рассматривая теорию функциональных систем, разработанную П. К. Анохиным, которую используют в педагогике и психологи, где он подчеркивает, что системой можно назвать только такой комплекс избирательного вовлечения составляющих, где взаимодействие направлено на получение фокусированного полезного результата.

Одной из центральных задач педагогических систем, является изучение и описание взаимодействия генерирующих способностей современного человека в общей структуре педагогики для создания новых моделей развития различных способностей.

Н.В. Кузьмина вводит понятие педагогическая система, где система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

Функциональные компоненты в педагогической системе - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности.

Важно не упустить из внимания тот факт, что все вышеперечисленные компоненты тесно связаны между собой и замена или удаление какого-либо из них приведет к краху общей педагогической системы.

По мнению В.И. Гинецинского [2, с. 45], который также предлагает модель системного характера, в педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.

1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.

2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.

3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.

4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.

Преобладание той или иной функции в деятельности в процессе обучения указывает на то, что активность учащихся имеет определенный вид, поскольку реализуется определенный метод обучения.

Различные концепции, в том числе и перечисленные используются в педагогической науке для разработки новых моделей развития способностей в том числе и комбинаторных.

В научной литературе анализируется несколько понятий модели, но наиболее полное определение дает В.А. Штофф [8, с. 67], где под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Слово "модель" произошло от латинского слова "modelium", означает: мера, способ и т.д. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью" [6, с. 7]. По мнению многих авторов: Веденова А.А., Кочергина А.Н., Штофф В.А., модель использовалась первоначально как изоморфная теория (две теории называются изоморфными, если они обладают структурным подобием по отношению друг к другу).

Определение модели по В.А. Штоффу [8, с. 3] содержит четыре признака:

1) модель — мысленно представленная или материально реализуемая система;

2) она отражает объект исследования;

3) она способна замещать объект;

4) ее изучение дает новую информацию об объекте.

Таким образом, под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображаются реальные или предполагаемые свойства, строение и т.д., либо другой объект, реально существующий наряду с изучаемым и сходный с ним в отношении некоторых определенных свойств или структурных особенностей. В этом смысле модель - не теория, а то, что описывается данной теорией - своеобразный предмет данной теории.

В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения. Заметим, что как научный метод моделирование известно очень давно. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения [7, с. 67].

Дадим определение понятия моделирование [8, с. 6] – это метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления и т.п.

Моделирование может быть[8, с. 292]:

  • предметным (исследование объекта на модели основных геометрических, физических, динамических, функциональных его характеристик)

  • физическим (воспроизведение физических процессов)

  • предметно-математическим (исследование физического процесса путем опытного изучения каких-либо явлений иной физической природы, но описываемых те ми же математическими соотношениями, что и моделируемый процесс)

  • знаковым (расчетное моделирование, абстрактно-математическое)

Для создания функционирующей модели и фиксации полученного продукта необходим эксперимент.

Для модельного эксперимента, по мнению исследователей характерны следующие основные операции [8, с. 294]:

  • переход от натурального объекта к модели - построение модели (моделирование в собственном смысле слова).

  • экспериментальное исследование модели.

  • переход от модели к натуральному объекту, состоящий в перенесении результатов, полученных при исследовании, на этот объект.

В свою очередь сущность понятий «система», «модель» и «моделирование» в педагогической деятельности, очень тесно переплетается с понятием сущности комбинаторики в области искусства.

В искусстве комбинаторика [4, с. 338] (от лат. combinare — "соединять, сочетать", от com-bino — "связанные по два") — является одним из приемов композиции, относящмся к способу формосложения. Осуществляется путем попарного соединения формальных элементов и их вариаций — перестановкой, инверсией (зеркальным отражением, оборотом), чередованием, игрой "фигуры и фона". По причине ограниченности возможных вариаций одних и тех же элементов комбинаторика, в сравнении с другими приемами композиции, тяготеет не к художественно-образному, а к эстетическому формообразованию и чаще используется в орнаменте, оформительском искусстве, дизайне и компьютерной графике).

Комбинаторика в искусстве является неотъемлемой частью любой творческой деятельности.

Общее творческое развитие ребенка оставалось главным предметом рассмотрения и в работах педагогов Ж-Ж. Руссо, Дж. Локка, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и т.д.

А. Коменский, И. Песталоцци [5, с. 395] придавали важное значение рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем – к изображению объемной формы плоскости, что является всецело процессом комбинирования умственных способностей, физической активности (моторики рук), использование зрительного опыта, проекции полученных знаний и умений в комбинаторике на повседневную жизнь, а также подготовка к будущей профессиональной деятельности, так как комбинаторика охватывает и затрагивает все поля деятельности современного человечества в условиях эклектичности мира.

Творчество, а в частности комбинаторика в области искусства является важным предметом в структуре педагогической деятельности.


Литература:
  1. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления. – СПб.: Речь, 2007. 258 с.

  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – М.-Р-на-Д.: Март, 2006. 945 с.

  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. 455 с.

  4. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004-2009. 234 с.

  5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. 563 с.

  6. Веденов А.А. "Моделирование элементов мышления" М.: Наука, 1988. 346 с.

  7. Кочергин А.Н. "Моделирование мышления" М.: Наука, 1969. 564 с.

  8. Штофф В.А. "Моделирование и философия" М.: Наука, 1966 834 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle