Библиографическое описание:

Денгаев А. М. Условия развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 161-163.

Туризм является важным фактором развития цивилизации, подчиняется законам и закономерностям природы и общественного прогресса. В современных условиях трудно переоценить значение развития туризма для экономики регионов. Туристская деятельность реализуется в конкретных регионах и территориально привязана к объектам туристской привлекательности.

Управление устойчивым развитием сферой туризма в регионе – сложная, многогранная проблема, ее составной частью является поиск, формирование и рациональное использование ресурсов, среди которых важное место занимают объекты туристской привлекательности. Несмотря на богатство России туристскими ресурсами, он используется неравномерно и не более чем на 40-50% возможностей. В то же время, зачастую туристы ощущают неудобства, неудовлетворенность и даже в ряде случаев дефицит туристских услуг.

Актуализация проблем развития среды туризма в регионах и неспособность их решения традиционными методами объективно требует анализа факторов определяющих направления развития туристских рекреаций в регионе. Формирование определяющих направлений региональных туристских рекреаций базируется на исходном развитии экономического пространства региона. Экономическое пространство это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

Туристская рекреация, как большая открытая динамично развивающаяся социально-экономическая система, подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов, роль которых в каждый момент времени может быть различной по силе, продолжительности и направлению воздействия. Поэтому выявление, учет, анализ и классификация этих факторов являются важнейшими задачами для формирования, функционирования и развития туристских рекреаций в регионе.

Дагестан очень выгодно отличается от многих регионов России своими географическими и природно-климатическими особенностями. Основным направлением туризма в республике является пляжный отдых в сочетании с лечебно оздоровительными мероприятиями. Большинство санаториев Дагестана расположены на берегу моря. Республика имеет большие возможности для удовлетворения самых изысканных потребностей туристов. Многочисленные минеральные источники и грязи, целебный климат, прекрасные ландшафты, пляжная полоса вдоль побережья Каспия, чистый воздух-все это прекрасные условия для лечения и отдыха людей. Повышается спрос и на спортивно-оздоровительный туризм. Дальнейшее развитие отрасли туризма в Дагестане будет способствовать повышению занятости населения, развитию народных промыслов, активизации деятельности различных отраслей народного хозяйства.

По мнению специалистов, основными факторами, определяющими туристскую привлекательность региона, являются: его доступность; природа и климат; отношение местного населения к приезжим; инфраструктура региона; уровень цен; состояние розничной торговли; спортивные, рекреационные и образовательные возможности; культурные и социальные характеристики. Дагестан обладает большим потенциалом для развития туризма природно-климатические условия, богатый фольклор, прикладное искусство, в наличии более 6 тысяч памятников.

Но, несмотря на свой высокий туристический потенциал, Дагестан занимает незначительное место на рынке туризма. Экономический спад в республике, нестабильность в обществе, имидж «горячей точки» резко снижают туристскую привлекательность региона. Другим значимым препятствием является отсутствие в регионе современной инфраструктуры для реализации турпродукта. Многие курорты в республике построены еще в середине прошлого века и не отвечают возросшему уровню требований современного туриста. Третьим барьером, для реализации лечебно оздоровительного потенциала республики, является отсутствие инвестиционных средств внутри республики и низкий интерес инвесторов извне. И последним препятствием является слабая информационная стратегия, как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения исполнения.

Понимая, какой большой неиспользуемый потенциал имеет республика, ее руководство разработало программу, цель которой раскрыть и использовать туристско-рекреационные возможности Дагестана. Система программных мероприятий рассчитана на длительный период и охватывает основные направления государственной политики в области туризма:

  • Рекламно-информационную деятельность

  • Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма

  • Создание организационных условий для развития туризма

  • Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма

  • Научное обеспечение туристской деятельности

Постановка целей для развития туризма должна быть отражена в следующих позициях:

- развитие туризма и превращение его в важный экономический фактор региона, приносящий доходы

- содействие развитию малых и средних предприятий вследствие приобщения к разработке концепции и реализации конкретных проектов частного предпринимательства

- высококачественное и всестороннее предложение туристских программ и услуг, а также использование имеющегося потенциала

- совершенствование и расширение имеющегося предложения в сферах гастрономии и размещения

- рекламные мероприятия и усилия, направленные на создание положительного имиджа муниципального образования в целом как экономически развитого региона

Основными задачами развития туризма в Дагестане являются:

  1. Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития внутреннего туризма.

Для этого нужно:

  • Провести определенную корректировку действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в смежных областях

  • Ввести финансовую ответственность при осуществлении туроператорской деятельности

  • Эффективно управлять государственной собственностью в туристической индустрии

  • Создать необходимые условия для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры

  • Создать благоприятный инвестиционный климат для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитии туристской инфраструктуры в России

  • Сформировать региональные концепции развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов и их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития

  1. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем рынке.

Для этого нужно:

  • Разработать и реализовать рекламно-информационную программу по внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России, а также проведения регулярно рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации

  • Организовать и провести туристические выставки, в том числе создать единый российский национальный стенд с привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере туризма

  • Поддержка и обновление официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма

  • Провести ознакомительные поездки по туристическим центрам Дагестана для российских журналистов

Необходимо указать, что именно туризм может стать важным экономическим фактором для муниципального образования, поскольку имеется соответствующая привлекательность для посетителей и большой туристский потенциал.

Привлекательное комплексное туристское предложение возникает в результате совместного воздействия многочисленных факторов. Только в том случае, если совместными усилиями будет подготовлен комплексный пакет всесторонних туристских услуг необходимого качества, можно рассчитывать на возрастание потока приезжающих туристов в республику и на превращение туризма в серьезный экономический фактор для целого региона.

Следует особенно подчеркнуть, что необходимым условием развития туристско-рекреационной системы в регионах является развитие туризма. Поэтому необходимо использовать комплексный взаимоувязанный подход к развитию отдельных направлений туризма, так как санаторно-курортная сфера и предлагаемый ею продукт должны быть дополнены разнообразными туристскими предложениями, учитывая, что различные виды туризма, в том числе и бизнес-туризм, в свою очередь способны стать катализатором развития иных сфер рекреации. Эффективная стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предполагает определенную региональную конкретизацию и адаптацию, учет ресурсного потенциала территории и определение места рекреационно-туристского комплекса на рынке рекреационных услуг.

Таким образом, в результате анализа выявлено, что:

  • в современном глобализирующемся и информационизирующемся мировом хозяйстве туризм становится той благоприятной сферой, в которой общество с нарастающей интенсивностью и масштабностью использует в целях своего развития все накопленные человеком культурно-исторические ценности и рекреационные ресурсы.

  • на формирование, функционирование и развитие туристской рекреации как части социально-экономической системы региона оказывает влияние достаточно много факторов внешней и внутренней среды;

  • все факторы взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, охватывают различные виды человеческой деятельности и множество сфер народного хозяйства;

Складывающиеся тенденции, в том числе положительные результаты последних лет, убеждают в том что, подъем туристической отрасли Дагестана, наметившийся несколько лет назад, все больше приобретает устойчивый характер.

Эти и другие позитивные процессы рассматриваются как важнейшее условие для привлечения инвесторов. Главная задача на сегодняшний день – это создание и развитие новой инфраструктуры объектов туризма и отдыха, дальнейшее развитие отдыха и оздоровления. Это позволит в перспективе превратить туризм в высокодоходную отрасль дагестанской экономики и интегрировать ее в российскую и мировую индустрию.


Литература:

  1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие.- М.: Финансы и статистика, 2003- 304с.

  2. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 320с.

  3. Боголюбов В.С. Экономика туризма. - М.: издательский центр «Академия», 2007. С.4-6.

  4. Махновский Д.Е. Управление региональным туристско-рекреационным комплексом в условиях глобализации: Белгород - Санкт-Петербург.: Сб. науч. трудов, 2007. 528с.

  5. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе.- СПб.: СПбГИЭУ, 2005.180с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle