Библиографическое описание:

Курбангалеева Л. А. Проблемы исполнения исполнительного документа в случае введения в отношении сторон исполнительного процедуры банкротства // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 296-298.

В соответствии с действующим законодательством, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно статье 7 названного Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Однако в исполнительном производстве бывают случаи когда, банкротом становится не только должник, но и сам взыскатель. Более того иногда бывает, что в отношении взыскателя не только введено конкурсное производство, но и принято решение о завершении конкурсного производства и внесении записи в единый государственный реестр ликвидации данной организации.

В соответствии со статьей 96 ФЗ №229 « Об исполнительном производстве» предусматривается порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации. Во – первых на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Во – вторых при приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. Имущество, арест с которого не снят, может быть реализовано для удовлетворения требований по исполнительным документам, исполнение по которым не приостанавливается. В – третьих, при введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления новые аресты на имущество должника могут быть наложены и иные ограничения по распоряжению указанным имуществом установлены исключительно в рамках процесса о банкротстве. И в четвертых, при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

Более того в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Москва № 59 от 23 июля 2009 г. О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве, если исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, по которым исполнительное производство не оканчивается) поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве. Но данное положение на практике практически не применяется судебными приставами-исполнителями в виду отсутствия сведений и документов, подтверждающих на момент возбуждения исполнительного производства введения в отношении должника процедуры банкротства.

Однако в действующим законодательстве не предусмотрено действие судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительного документа в случае завершения конкурсного производства в отношении взыскателя . Так в соответствии со статьей 43 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». прекращение исполнительного производства и исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Таким образом получается, что в случае смерти гражданина –взыскателя исполнительное производство прекращается , если нет правопреемников , а в отношении взыскателя-организации такой нормы в законе не предусмотрено. Поэтому если провести аналогию между физическим и юридическим лицом, то завершению конкурсного производства и внесении записи в единый государственный реестр о ликвидации лица в соответствии действующим законодательством не предусматривает наличия правопреемника как это предусмотрено при реорганизации юридического лица. Так в силу статьи 44 ГПК В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. В соответствии со ст. 387 ГК РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств:- в результате универсального правопреемства в правах кредитора;- по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом;- вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству;- при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая;- в других случаях, предусмотренных законом. Вследствие вышеуказанных обстоятельств , когда взыскатель становится банкротом, и в отношении него завершено процедура конкурсного производства, то данное правовое положение юридического лица можно приравнять к смерти гражданина- взыскателя. И применить те правовые последствия, которые предусмотрены ст. 43 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle