Библиографическое описание:

Гарягдыев Г. М. Решение проблем моторесурса техники // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 31-34.

Современные транспортные средства, внедорожная техника, спроектированы так, чтобы обеспечить длительный моторесурс и надежность, эффективность при минимальных эксплуатационных затратах и объеме технического обслуживания, выполнение все более ожесточающихся требований экологических нормативов.

Рассмотрим условия, которые определяют срок службы техники. В первую очередь, он зависит от качества применяемых материалов, технологии изготовления трущихся пар (свойство металлов, чистоты их обработки, величины зазоров) улучшение качества сборки, совершенства конструкции, что позволило увеличить срок службы техники при все более ожесточающих условиях эксплуатации. В значительной степени на долговечность машин влияют и условия эксплуатации: высокая температура воздуха, запыленность, двух сменная интенсивная работа. Однако, эти факторы в реальной эксплуатации неуправляемые, так как каждая машина имеет определенные параметры и условия эксплуатации. В настоящее время одним из важнейших факторов, от которого в значительной степени зависит надежность работы техники, является соответствие и качество используемых смазочных материалов, добавок к маслу, что в полной мере зависит от профессиональных знаний механизаторов, автоводителей и автолюбителей.

Правильно выбранное смазочное масло хорошего качества позволяет обеспечить работу любого агрегата в самых неблагоприятных условиях эксплуатации. Неправильно же подобранное масло, регламент замены масла без учета износа двигателя, способно за кроткое время вывести из строя двигатель самой удачной конструкции. Таким образом, моторесурс техники в значительной степени зависит от знания эксплуатационных свойств используемых смазочных материалов, умения правильно и грамотно их применять [1].

Механизатору, водителю, автолюбителю нужно отчетливо себе представить то влияние, которое оказывает качество масел на работу разнообразных механизмов.

Для реализации широкомасштабных экономических реформ программы Стратегия социально-экономических преобразований на период до 2020 года Туркменистан делает ставку на передовые технологии, привлекая к сотрудничеству зарубежных партнеров, обеспечивающих высокое качество поставляемого оборудования и оказываемых услуг. Таким требованием, как правило, отвечают крупные компании, занимающие лидирующие позиции в мировом бизнес - рейтинге, в числе которых всемирно известные компании, как Komatsu, Keys, John Deer, „Katerpiller“, „Mercdes-Bens“, „Volkswagen“, „ВАЗ“, „ГАЗ“, „УАЗ“, „ПАЗ“, „КамАЗ“, „БелАЗ“ и др.

За десять лет реформирования только сельского хозяйства было закуплено техники на один миллиард долларов США: 5600 тракторов Беларусь, сотни единиц зерноуборочной техники компаний Keys“ и „John Deer“. В интересах дальнейшего развития сельского хозяйства еще будет закуплено большое количество техники.

Как считает наш уважаемый Президент Гурбангулы Бердымухамедов: «Имеющуюся технику надо хозяйски эффективно использовать, продлевать срок службы, привлекая к этому мировой опыт и новые технологии».

В связи с этим, решено провести анализ эффективности работы техники в других ведомствах. Моторесурс, средний срок службы, до капитального ремонта землеройной и строительной техники в Туркменистане составляет 2,5 года при двух сменной работе или 7200 мото/час. Долговечность транспортной техники составляет 4-5 лет при односменной работе или 360 тыс.км пробега. При этом степень износа деталей, агрегатов за этот период эксплуатации превышает предельно – допустимые нормы. В результате нами установлено, что ежегодный угар, перерасход моторного масла (импортного), при двух смежной работе достигает 8 литров, а при односменной работе – 4 литра.

Для увеличения моторесурсов машин предлагаем применять автодобавку Royl Gold компании NEWWAYS, которая обладает ремонтно-восстановительными свойствами. Увеличивает компрессию двигателя, устраняет шумы в коробке передач, трансмиссии, повышает износостойкость деталей, уменьшает расход горюче-смазочных материалов.

Добавка для двигателя, антифрикционный кондиционер металла „Royl Gold“, увеличивает моторесурс в три-пять раз, что позволяет эксплуатировать двигатель 500 и более тысяч км до первого капитального ремонта, а также исключать частые регулировочные работы [2].

При испытании антифрикционной добавки „Royl Gold“ на автобусе Iran Khodro гос №51-53 AGB с 10 ноября 2004 года по 20 февраля 2005 года при 20000 км было установлено:

  1. Регламент срока замены масла с использованием добавки увеличился в два раза;

  2. Анализы испытаний масла с добавкой показали, что вязкостно-температурные характеристики соответствуют требованиям стандарта качества масла при 20000 км пробега автобуса, заправленное масло можно использовать и дальше при контроле анализа качества;

  3. При эксплуатации автобуса Iran Khodro без износа двигателя экономия масла марки Shell Rimula Super 15W40 за год составил при односменной работе 130 литров или 299$, при двухсменной работе – 194 литра или 446,2$;

  4. Экономическая эффективность при использовании добавки „Royl Gold“ на автобусе за год за минусом стоимости добавки составила при односменной работе 116,3$, при двухсменной – 225,6$;

  5. За счет добавки „Royl Gold“ степень износа деталей уменьшается в 8 раз. (Эти результаты были получены на машине трения), износостойкость деталей возросла, моторесурс до капитального ремонта двигателя может увеличена как минимум в два раза. Уменьшается расход на закупку запчастей и ремонтные расходы.

Рассмотрим вариант использования минерального масла по цене 2,3$ за литр, в течении трех лет использования, с регламентом замены масла через 150 тыс.км, без угарного процесса, т.е. без износа двигателя. Хотя при интенсивной эксплуатации угар чистого масла будет увеличиваться по мере износа двигателя, достигнув восемь литров в день при моторесурсе 360 тыс.км.

Вопросом увеличения сроков службы масел необходимо постоянно уделять самое серьезное внимание. Это и понятно, так как при каждой замене из системы смазки в зависимости от типа двигателя сливается 10-40 кг масла (а иногда и больше) и столько же заливается свежего. Естественно, что чем реже это делать, тем меньше будет его расход. В настоящее время, несмотря на резкое повышение теплонапряженности современных двигателей, а значит и ужесточение условий работы. Их мешают через 240 мото часов, а в ряде случаев и через 480 ч. Это стало возможным благодаря внедрению моторных масел группы В и Г, а также широкому применению топлива с невысоким содержанием серы (до 0,5%).

Уменьшение расхода моторных масел на угар – один из основных путей снижения расхода масел, т.к. доливки составляют 60-80% от общего расхода масла двигателя.

В последние годы угар масла для двигателей Д-50, Д-37, СМД-60, А-41 и других снизился до 1,0-1,5% от расхода топлива. Однако, опыт эксплуатации лучших зарубежных двигателей показывает, что для 4-6 цилиндровых двигателей угар можно довести до 0,2-0,3% от расхода топлива, а для 8-12 цилиндровых до 0,3-0,4%.

Для тракторных дизельных двигателей угар масла в пределах 0,8-2,0 г/кВт. час обеспечивает нормальное уплотнение камеры сгорания компрессионными кольцами и достаточную износостойкость деталей цилиндропоршневой группы. Во время эксплуатации эта величина для двигателей тракторов составляет (г/кВт. час): для К-700 – 4,8; ДТ-75М – 3,5; ДТ-75 – 3,0; МТЗ-50 – 3,4; МТЗ-5М – 3,4; т.е. превосходит требуемую в 2-3 раза. Однако, часть угар масла превышает и эти показатели.

В табл.1 представлен угар масла для дизельных тракторов

Таблица 1

Расход масла на угар для тракторов

Марка двигателя

Заправочная емкость, кг

Расходы масла на угар, кг/час

номинальный

предельный

ЯМЗ-238 НБ

28,1

0,250

0,750

СМД-60,

СМД-62

17,5


0,175

0,450

А-0,1, А-0,1М

26,2

0,200

0,640

Ф-130, Д-108

23,6

0,250

0,640

А-41

19,2

0,250

0,450

СМД-14,

СМД-14А

18,4

0,175

0,450

Д-54

21,8

0,200

0,400

Д-50, Д-50Л

10,5

0,050

0,200


Предельно допустимые нормативы угара масла на карбюраторных двигателях составляют 0,25 кг на 100 км пробега автомобиля.

Основные причины повышенного расхода масла на угар:

  • увеличение зазора в сопряженных цилиндропоршневой группы;

  • повышенный уровень масла в картере двигателя;

  • нарушение теплового режима работы двигателя из-за непрерывности отдельных узлов или деталей, нарушение регулировок;

  • образование накипи в системе охлаждения.

Технико-экономическая эффективность добавки „Royl Gold“ фактически будет значительно выше по мере износа двигателя и доливки масла на угар. Поэтому представим расчет эффективности работы добавки в масло при предельно допустимом расходе масла на угар при моторересурсе работы двигателя в 360 тыс.км, т.е. 8 литров в день при двухсменной работе и 4 литра при односменной работ, равноценных двигателей по мощностным характеристикам.

Согласно проведенных исследований и анализов добавок „Royl Gold“ можно сделать следующие выводы: за счет уменьшения степени износа деталей в 8 раз, моторесурс работы двигателя до капитального ремонта увеличится в два раза; регламент замены масла увеличился в 2 раза до 20000 км, что уменьшило расход масла в 2 раза. За шестилетний без износный срок эксплуатации автобуса Iran Khodro с добавкой „Royl Gold“ можно получить экономию 349$. На бульдозере или экскаваторе за трехлетний срок эксплуатации экономия масла составит 676,8$. Экономия масла на такси составит 96$. Это за минусом стоимости расхода на добавки, при этом двигатель будет работать стабильно без износа деталей, снизится расходы на запчасти и ремонт.

На четвертом году эксплуатации бульдозере, экскаваторе, при износе двигателей годовой перерасход моторного масла на угар может достигнуть величины 4837,5$.

Представим расход масла при работе бульдозера.

Годовой фонд времени работы бульдозера – 3600 мото/час. Регламент замены масла производится через 250 мото/час. Заправка системы смазки составит: 3600:250=14,4 в год, т.е. ТО-2.

Емкость картера двигателя – 32,5 л.

Расход масла на заправку картера в год:

32,5 х 15 = 487,5 л.

Расход масла за счет добавки „Royl Gold“ уменьшится в три раза: 15 : 3 = 5 ТО-2

(32,5 х 4) + 30 = 160 л.

Расход масла за счет добавки составит:

487,5 л – 160 л = 327,5 л.

Экономия масла за счет добавки составит:

487,5 л – 160 л = 327,5 л.

Расход масла на угар согласно табл. 1. составит:

(0,75 – 0,25) х 124 = 6 л/день

Расход масла на угар за год составит:

6 л/день х 300 дней = 1800 л.

Общая экономия масла за счет добавок составит:

1800 л + 327,5 л = 2127,5 л х 1,4 манат = 1,046,92$

Расчет расхода добавки „Royl Gold“ на заправку системы на год.

Расход добавки 70 г на 1 л масла:

Расход добавки на заправку картера двигателя емкостью 32,5 л:

70г х 32,5 л = 2275 г

Стоимость добавки на заправку двигателя на год:

104 манат х 2,275 л = 83163,4$.

Стоимость работы на заправку системы добавками: 22 манат

Расход на приобретение добавки и на заправку системы составит:

260 + 22 = 99,12$

Экономия на масле за вычетом стоимости добавки:

2 978 – 282 = 947,62$

Общая экономия горюче-смазочных материалов за счет использования добавок:

1785,6 + 2696 = 1575,25$

Стоимость работ по диагностике состояния механизма, масла, топлива и задымленности: 9,13$

Экономия средства от внедрения Центра:

4481,6 – 26 = 1566,11$

Расход от внедрения добавок и диагностику:

374,4 + 282 + 26 = 239,85$

Экономическая эффективность проекта:

1566,11/ 239,85 = 2,28$

Один манат затрат на внедрение проекта дает 2,28$ экономии.

При эксплуатации бульдозера за год будет сэкономлено 27000 литров дизельного топлива и 2127 литров масла, т.е. 4455,6 при общих затратах на внедрение 239,85$.

Кроме того, добавки „Royl Gold“ продлят моторесурс работы техники, снизится характеристики работы двигателя, уменьшится угар масла и выбросы вредных веществ.

Годовой перерасход масла на автобусе при односменной работе может составить $2077,5.

На такси годовой перерасход масла на угар составит $576.

Работа техники при таком режиме эксплуатации нерентабельна, требуется капитальный ремонт двигателей.

В табл. 2 представлен технико-экономический расчет эффективности работы добавки „Royl Gold“ при снижении регламента замены масла в два раза, а в табл. 3. «Технико-экономическая эффективность работы добавки «Royl Gold» при моторесурсе работы двигателя 3600тыс. км.

В связи с этим внедрение антифрикционных кондиционеров металла „Royl Gold“ не только целесообразна, но и необходима. Так как значительная экономия масла не только покрывает затраты на добавки, но дает большую экономию валюты. Кроме того, двух кратное увеличение моторесурса позволит сэкономить большое количество горюче-смазочных материалов, уменьшить затраты на запасные части и ремонт.

Таблица 2

Технико-экономический расчет эффективности работы добавки „Royl Gold“ при снижении регламента замены масла в 2 раза


Наименование техники

Емкость картера, л

Годовой расход масла на замену, л

Экономия масла, л

Экономия масла, $

Затраты на добавки

Экономия на масле, $

Экономия на масле за 3 года, $

Без добавки

С добавкой

Бульдозер, экскаватор: 2-х сменная работа

32,5

390

193

197

453,1

227,5

225,6

676,8

Автобус: односменная работа

32,5

195

95

100

230

113,7

116,3

348,9

Такси: 2-х сменная работа

5

60

29,6

30,4

70

38

32

96


Таблица 3

Технико-экономический расчет эффективности работы добавки „Royl Gold“ при снижении регламента замены масла в 2 раза

Наименование техники

Емкость картера, л

Годовой расход масла на замену, л

Затраты на добавки, $

Экономия, $

Количество углеводородов, кг

День

Год

Стоимость, $

Бульдозер, экскаватор

32,5

8

2400

5520

682,5

4837,5

1440

Автобус

32,5

4

1200

2760

682,5

2077,5

720

Такси

5

1

300

690

114

576

138


Литература:
  1. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование влияния добавок Royl Тритмент (РТ) компании New ways International к моторному маслу на техническо-экономические показатели двигателя ВАЗ 21011». М.: МАМИ. 2002.

  2. Товарные масла Туркменбашинского нефтеперерабатывающего завода (ТНПЗ), 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle