Библиографическое описание:

Рузиева К. Э. Обеспечение возможности использования межпредметных связей в преподавании химии в средних специальных и профессиональных учебных заведениях // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 389-391.

В нашей Республике с учетом преемственности в системе непрерывного образования был принят «Закон об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров» и Государственные стандарты образования. Вся работа образовательного процесса направлена на совершенствование обучения, преподавания и развитие у молодежи навыков выполнения заданий и использования полученных знаний.

Внедрение межпредметных связей в образовательном процессе является для учителя большой дидактической задачей. Выполнение этой задачи предполагает знание и усвоение учителем сведений, касающихся даже самых узких специальностей. Применение в обучении межпредпредметных связей в средних специальных учебных заведениях, профессиональных колледжах позволяет подготовить специалистов, умеющих работать с техникой и механизмами, основанных на совершенной технологии. Также даст возможность увидеть результат выполнения поставленной цели. Применение межпредметных связей осуществляется с помощью новых педагогических технологий, использованием действующего и новейшего учебного оборудования, приобретенного на кредиты других государств . Только таким образом можно подготовить в колледже младшего специалиста.

Для подготовки младшего специалиста по направлению химия необходимо использовать специально разработанные программы и учебные планы, которые обязательны для приобретения знаний, навыков и умений учащимися.

Давайте коротко посмотрим, из чего состоит смысл взаимосвязи предметов и наук. Например, по химии идет объяснение темы «Нефть». Эта тема включает такие мелкие пункты как: «Распространение нефти в природе», «месторождения нефти», «Состав нефти, строение, физико-химические свойства», переработка нефти, продукция получаемая от нефти, где используется нефть, связанные с нефтью экологические проблемы.

Цели изучения этой темы:

  • закрепление знаний по изученной теме «Нефть», и обобщение полученных знаний, умение использовать их на практике;

  • экологическое воспитание, привитие любви к природе, ценить труд людей. Заложить фундамент предпринимательства, экономического воспитания и профессионализма в процессе обучения темы;

  • вызвать у учащихся интерес, связанный с приобретением специальности;

В преподавании специальных предметов и химии на каждом уроке обязательно должна быть связь между предметами, которая соответствует данным темам, это поможет учащимся в их профессиональной деятельности, повысит их технические представления и активность.

Основная цель профессиональных колледжей заключается в умении учащимися при получении специальности использовать приобретённые знания и умения. Для применения на практике связей между предметами требуются высокие знания самого преподавателя и использование их для образовательного процесса.

Преподавание химии в профессиональных колледжах должно быть по определённой системе, структуре, а это требует большого внимания, как со стороны преподавателя, так и ученика. Нужно терпеливо и внимательно изучать основные правила и понятия предмета химии.

Программа обучения должна быть составлена с учётом преемственности знаний в системе непрерывного образования и поэтому:

  • объяснение основных понятий должно проходит последовательно;

  • каждое понятие по химии должно найти подтверждение примерами и должно иметь свою структуру;

  • обязательное изучение основных понятий, правил, доказательств, схем, законов во взаимной связи при переводе химических символов на язык формул;

  • учащиеся должны уметь давать анализ различным химическим моделям, уяснить правила решения задач и делать необходимые выводы, но всё это должно проходить последовательно.

Для претворения целей обучения нужно, чтобы у учащего было стремление получения знаний. Получение твёрдых знаний необходимо по требованию жизни, времени, для общества нужна гармонично- развитая личность. И поэтому учащийся профессионального колледжа, пройдя некоторую главу программы, становится обладателем определённой системы знаний практической химии. А в конце учебного курса учащиеся уже обладают достаточными знаниями для анализа закономерных связей предмета химии, законов. Исторически в обществе всегда происходят изменения, из этого следует, что и программы обучения должны совершенствоваться.

В профессиональных колледжах преподавание предмета химии ставит задачу не только дать хорошие знания, но и приобретение студентами специальности совершеннной квалификации, применить в своей деятельности хорошие знания умения и навыки. Чтобы добиться таких результатов в преподавании химии и в использовании технических средств всегда должна быть неразрывная связь.

Внедрение межпредметных связей возможно при наличии следуюших направлений:

  • нужно уметь дать такие знания, навыки и умения по предметам, чтобы все преподаваемые предметы были направлены на подготовку хорошего младшего специалиста;

  • для качественного преподавания у самого педагога должны быть необходимые, установленные государственными стандартами учебные программы, календарно- тематические планы и другая необходимая документация.

Учащиеся, которые получают знания по химии и профессии, связанные с этим предметом должны участвовать на всех занятиях, проводимых по последнему слову современной техники. Учащиеся должны быть ознакомлены с системой оборудования, непосредственно связанной с получаемой специальностью.

В ходе использования межпредметных связей обязательной считается и воспитательная работа. Оценка уровня приобретения знаний по химии в профессиональных колледжах дает нам понять какие темы в программе вызывают трудности в усвоении учащимися

Наряду с приобретением знаний по химии, учащиеся старших курсов должны уметь эти знания систематизировать, совершенствовать и помимо этого у учащихся должно сложиться мировоззренческое понимание химических процессов. Также основная цель обучения заключается в понимании учащимся изменений и добавлений в химических моделях, связи науки с другими отраслями. Выделим несколько этапов для достижения высоких целей в образовательном процессе, как на теоретических и так и практических занятиях:

а) при изучении новой темы или выполнении упражнений, довести до сознания каждого учащего основные понятия, правила и законы, выделить практические связи;

б) выявление приобретенных знаний навыков и умений с помощью различных видов контроля и творческими научными заданиями;

в) обобщение знаний навыков и умений по той или иной теме предмета и связь с другими науками.

г) обеспечение всех этапов обучения для повышения качественных знаний, ускорение процесса усвоения знаний, представления, размышления.

д) обеспечение обогащения мировоззрения учащихся через размышление о развитии химии как науки, представления об истории возникновения и развитии этой науки, ее основное назначение и применение;

е) выработать метод для диалектического подхода изучения предметов, привития логического мышления.

При обучении предмету химии, необходимо сочетать теоретические и практические занятия. Так как есть теоретические понятия, которые на практике не применяются, но через некоторое время они будут нужны для развития знаний следующей ступени образования. Существуют теоретические представления, которые дополняются в виду практической деятельности человека и возникают новые и новые направления практической химии.

Использование в обучении связи теоретических и практических занятий развивает представление, мышление, расширяет кругозор и приводит к реализации знаний. Совмещение теории с практикой развивает последовательность в событийности компонентов, моделировании. Также помогает творческому изучению химии, приобретению и совершенствованию навыков и поэтому каждое теоретическое и практическое занятие, которое проводится с правильной методической разработкой, дает учащимся знания, навыки и совершенствование умений. А это в последнее время требование современной совершенной системы урока. Вот такой совершенствованный урок химии в профессиональных колледжах, где выдвигаются следующие принципы:

  • применение проблемных методов урока;

  • - организация урока на основе научно-методических разработок;

  • создать условия для эффективного использования технических средств обучения;

  • -эффективное, целенаправленное использование информационно-вычислительной техники;

  • -уделить внимание принципиальной связи предмета химии с другими предметами на основе грамотно составленного и понятного для учащихся учебного материала;

  • -использование учителями и учащимися учебных пособий и учебников в непрерывной их взаимосвязи.

Одновременно с этим должен проходить взаимообмен мнений, совместное решение проблем, эвристический поиск, использование поискового метода по предмету на высоком уровне и требованиях. Непосредственная и прямая связь на протяжении всего урока для полного усвоения и обеспечения получения знаний. Чтобы достичь высоких результатов и показателей качества знаний необходимо обратить внимание на научно-методические положения. Организация обучения правил законов химии на основе научно-методических разработок. И поэтому на протяжении всего урока включить все элементы, связывающие и влияющие на сложную и составную систему обучения. Учителю применить все имеющиеся средства и методы, и связанные с ними диалектические законы. Это в свою очередь обеспечивается правильным выбором доступных и продуктивных методов. Все эти вышеизложенные мнения о диалектических связях дают возможность подготовиться каждому учителю к уроку.

Нужно обратить внимание на поставленные цели, определить структуру каждого урока и его проведение, так как это имеет большое значение. И поэтому основная цель предмета химии формировать прочные знания, навыки и умения. Учителя должны поставить перед собой основную цель формировать и развивать у учащихся умения решать примеры и задачи различными способами , моделями с помощью объяснений и методов обучения предметов. Каждый урок по химии имеет свою внутреннюю структуру, дидактический метод, поэтапность, которая характеризует определенную тему. Это подтверждение можно увидеть на 3-ей схеме. На этой схеме мы можем увидеть взаимосвязь предмета химии с другими предметами по составной структуре урока и его элементов.


Литература:

  1. Н.Х. Авлиякулов. Технология неразрывности обучения в системе непрерывного профессионального образования. Монография. Изд-во. «Фан». Ташкент. 2010. 78с.

  2. Тухтаева З.. Межпредметные связи в профессиональном образование. Журнал. Профессиональное образованиею Москва.2011.-№9. С.43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle