Библиографическое описание:

Уматалиева К. Т. Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 419-423.

Компетенция действия сегодня бесспорно считается вышестоящей целью профессионального образования, и, что интересно, концепции производственного обучения и повышения квалификации все больше ориентируется на понятие «профессиональная компетенция действия». Принимая во внимание заказ профессиональных колледжей на образование, прежде всего, важно различать компетенцию и квалификацию. Компетенция обозначает успехи в учебе, принимая во внимание самих учащихся и их способность к действиям с чувством собственной ответственности за свои действия в частной профессиональной и общественной сфере. Это понимание рассматривает подробно также профессиональную учебу принципиально исходя из способностей и интересов субъекта. Это ни в коим образом не исключает ее применимости на рынке труда, тем не менее, применимость не возводится в крайне важный критерий оценки. Напротив, в понятии квалификация учитываются знания, навыки и умения, применительно к возможности их использования в частной, профессиональной и общественной сфере .

Исходя из этого общего понятия компетенции, нужно подробнее объяснить компетенцию действия и профессиональную компетенцию действия.

Компетенция действия – это способность и готовность человека к действиям с сознанием ответственности за собственные действия. С одной стороны она является (предварительным) результатом процессов учебы и развития отдельного человека в социальной интеграции, с другой стороны, является также предпосылкой для дальнейшего развития индивидуальной компетенции. Развитие компетенции действия нужно понимать как продолжающийся всю жизнь процесс, который в определенной фазе должна структурировать и поддержать профессиональный колледж. Для организации обучения это означает, что нужно всерьез относиться к имеющейся у учащегося компетенции, способствовать развитию компетенции и заложить основу дальнейшего развития компетенции после профессионального образования.

Профессиональная компетенция действия – это способность и готовность человека действовать в профессиональной ситуации целесообразно, технически грамотно, продуманно и в соответствии с общественной ответственностью, т.е., самостоятельно и целенаправленно решать поставленные задачи на основе знаний и опыта, а также при помощи собственных идей, оценивать найденные решения и усовершенствовать свою способность действовать. Профессиональная компетенция действия включает в себя компоненты профессиональной компетенции, личностной компетенции и социальной компетенции.

Профессиональная компетенция – это способность и готовность самостоятельно, профессионально грамотно и руководствуясь методами прорабатывать постановки задачи и оценивать результат. Сюда относятся также «экстрафункциональные квалификации», такие как логическое, аналитическое, абстрагирующее, интегрирующее мышление, а также распознавание взаимосвязей систем и процессов. Применительно к положениям об организации профессиональной подготовки для производственного профессионального обучения профессиональная компетенция соответствует цели: способствовать выполнению профессиональной деятельности, которая … включает в частности самостоятельное планирование, проведение и контроль.

Личностная компетенция обозначает способность и готовность человека как личности разрешать вопросы шансов развития, требований и ограничений в профессии, семье и общественной жизни, обдумывать и оценивать их, раскрывать собственные таланты, а также формулировать и развивать жизненные планы. Сюда в частности относится также разработка продуманного представления о ценностях и автономное формирование ценностей.

Социальная компетенция обозначает способность и готовность учитывать и понимать социальное отношение и состояние интересов, уделяемое внимание и натянутые отношения, а также рационально и с сознанием собственной ответственности объясняться с другими людьми и достигать соглашения. Сюда же в частности относится также развитие социальной ответственности и солидарности.

Неотъемлемой составной частью как профессиональной компетенции, так и личностной и социальной компетенции является методическая компетенция, коммуникативная компетенция и учебная компетенция.

Методическая компетенция обозначает способность и готовность к целенаправленному, планомерному образу действия при выполнении профессиональных заданий и решении проблем (например, при планировании рабочих шагов). При этом самостоятельно выбираются, применяются, а при необходимости усовершенствуются изученные методы мышления и способы работы или стратегии решения для преодоления рабочих заданий и проблем. Методическая работа охватывает самостоятельную организацию и оценку; это требует собственной инициативы и творчества.

Коммуникативная компетенция подразумевает способность и готовность обмениваться обстоятельствами дела и душевным настроем через вербальный (устную и письменную речь) и формальный (формулы, графики ...) языки, а также и при помощи невербальных средств (посредством жестикуляции и мимики)! Сюда же относится способность и готовность воспринимать, понимать и представлять собственные намерения и потребности, а также намерения и потребности партнеров. Таким образом, речь идет о понимании и организации коммуникативных ситуаций.

Учебная компетенция – это способность и готовность самостоятельно и вместе с другими лицами понимать и применять информацию об обстоятельствах дела и взаимосвязях и упорядочивать их в мыслительные структуры. Что касается профессиональной работы, то здесь учебная компетенция развивается в умственной переработке профессиональных представлений (чертежей, схем, специальных статей), а также в понимании и толковании социальных отношений и действий в группе и их документальном оформлении (сообщения в газетах, статьи в журналах, фильмы и пр.). К учебной компетенции относится в частности также способность и готовность в профессии и за пределами профессиональной сферы развивать учебные приемы (техники обучения) и стратегии обучения и использовать их для повышения квалификации. Настоящая время нами в процессе повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин применяется несколько современные технологии обучения такие как «Лаборатория будущего», «Проблемные обучения» «Перекрестная наметка идей», «Морфологическая матрица», « Латеральное мышление» позволяющие развитию методическую компетенции и творческую мышлению слушателей.

Один из таких технологий является «Изучения случая». Изучение случая – это комплексный методический прием обучения (учебный метод, обучающий метод, предмет усвоения), который построен на структурах решения проблемы или на структурах распознавания проблем. Задаются проблемы чаще всего в форме (профессионального) случая или же они выводятся из конкретных случаев. Главное значение имеет то, что сложные случаи приспосабливаются к месту применения, к школе, колледже или процессе повышения квалификации, т.е. они упрощаются, сокращаются и структурируются таким образом, чтобы обучаюшиеся могли с все с большей самостоятельностью решить свойственную случаям задачи.

Дидактическая цель применения технологии «Изучения случая» заключается прежде всего в улучшении методических компетенции действия.

Методическая цель метода изучения случая заключается в определении вариантов решения проблемы, включая их оценку, или в поиске обоснования для решения проблемы. Для изучения случая приспосабливается какая-либо проблемная ситуация, которая, как правило, уже произошла в действительности. Слушатели получают задание анализировать проблемную ситуацию и с максимально возможной самостоятельностью искать пути решения проблемы. В поиске решений проблемы слушатели должны по возможности противопоставлять различные предложения решения и взвешивать по отношению друг к другу их преимущества и недостатки, прежде чем они придут к обоснованному решению. Затем это решение сравнивается с решением в реальном случае.

Немецский ученый Кайзер (KAISER) приводит следующие четыре важных варианта изучения случая :

Метод

Проблемная ситуация

Получение информации

Решение проблемы

Метод изучения конкретного случая

- нужно распознать и анализировать скрытые проблемы

- информация предоставляется

- определение вариантов решения

- принятие решений

- сравнение решения с реальным принятым решением

Метод проблемного случая

- проблемы уже сформулированы

- информация предоставляется

- определение вариантов решения

- приятие решений

- при необходимости сравнение с реальным решением

Метод непредвиден-ного случая

- случаи представляются в пробелами

- проблемы не названы

- информацию необходимо получить самостоятельно

- определение вариантов решений

Метод с поставлен-ной задачей

- проблемы и варианты их решения уже заданы

- информация предоставляется

- критика имеющихся решений

- при необходимости поиск дополнительных вариантов решений


Метод изучения случая был разработан для профессионального обучения юристов (дидактическая казуистика: изучение отдельного случая): Во время обучения начинающие юристы обучались на (отдельном) случае: они разделяли случай на отдельные пригодные для проработки элементы, искали собственные решения, исполняли различные роли в случае, моделировали решение и критически обсуждали случай в целом.

Изучение случаев весьма ценно прежде всего для лиц, недавно начавших свою профессиональную, педагогическую деятельность, и для практиков, потому что оно вносит важный вклад в профессиональную ориентацию, поскольку обсуждает реальные условия будущей профессиональной деятельности. В сфере управления Метод Изучения Случая также является составной частью профессионального обучения .

Метод Изучения Случая предъявляет высокие требования как к преподавателю, так и к слушателям курса, Преподаватели должны искать подходящие случаи, после выбора обобщать всю важную информацию, предварительно обрабатывать ее с дидактической точки зрения и инициировать учебные процессы. Они должны найти компромиссное решение, нечто среднее между управлением и постепенным отступлением на задний план. Слушатели курса должны обладать опытом групповой работы, творческого подхода к работе и опытом самостоятельного поиска информации и ее оценивания. Если этого нет, то эти навыки нужно отрабатывать в предварительной тренировке . Случаи – это более или менее комплексные обстоятельства дела или проблемы из мира труда, или же эпизоды из жизни и профессиональной сферы, к которым предъявляются следующие три основных условия :

Случай должен

  • соответствовать действительности;

  • быть обозримым;

  • допускать несколько решений.“

Изучение Случаев никогда не может полностью отразить комплексную реальную ситуацию, поэтому они должны предварительно перерабатываться с дидактической точки зрения, т.е. случаи должны структурироваться, сокращаться и упрощаться. Моделирование в вымышленной ситуации означает отсутствие риска для учащихся. Представление случая чаще всего осуществляется в форме описания.

При дидактической переработке комплексные случаи могут быть переработаны в пригодную для слушателей форму следующим образом:

  • представление отдельных проблем как уже решенных проблем;

  • показ отдельных решений проблемы при помощи дополнительного материала;

  • ограничение постановки цели.

Слушатели не обязательно должны найти все возможности решения проблемы.

Применение технологии «Изучения случая» на учебных занятиях может осуществляться следующим образом:

  • преподаватель и все слушатели совместно разбирают случай ;

  • некоторые учащиеся изучают случай в группе, остальные учащиеся наблюдают;

  • оптимально: работа в нескольких малых группах с руководителем дискуссии,

  • каждый учащийся сам изучает случай;

  • несколько малых групп разрабатывают различные случаи.

Последовательность этапов применения технологии «Изучения случая» состоит в следующим: сопоставление → информация → исследования → решение → обмен мнениями → сверка с оригиналом .

  1. Сопоставление:

  • Преподаватель (как правило): создать проблемную ситуацию с открытым решением проблемы (возможны несколько решений), предоставить важные связанные между собой данные или
    предварительную информацию, мотивировать дальнейшую разработку слушателем необходимости подготовить конкретные рабочие задания , возможно познакомить слушателей с необходимыми методами;

  • Слушатели (пленум → малые группы): анализировать и понимать проблемный или конфликтный случай, а также ситуацию (событие, действующие лица, основные условия), распознавать/понимать проблему и признавать ее для себя (Что нужно решить? Анализ цели), разработать фактическое состояние дела/информацию, составить дальнейшие данные.

В ходе анализа ситуации слушателем могут быть заданы следующие вопросы :

  • „Какие составные части являются важными, а какие неважными?

  • Какие отношения существуют между отдельными элементами (факторы, объекты, события) комплексной ситуации?

  • Где и как проявляются проблемы?

  • В чем заключаются собственные причины проблем?

  • Как могла бы выглядеть улучшенная ситуация по сравнению с исходной ситуацией?

  • Какие самые большие сложности возникают на пути решения проблемы?

  • На какие вопросы нужно обратить особое внимание при поиске возможностей решения?“.

  1. Информация:

  • Слушатели (малые группы): разработать календарный план информационной фазы, все с большей самостоятельностью находить дальнейшую важную информацию с использованием различных источников (преподаватель, эксперты из сферы практики и теории, спец.литература, журналы, энциклопедические словари, Интернет, ведомства, учреждения, предприятия и пр.), систематизировать и оценивать ее (возможные вопросы к учащимся: Насколько важны данные и насколько они способствуют продвижению вперед? С каким намерением Вы составили их?),

  • Преподаватель: как правило: предоставление дальнейших доступных для учащихся и понятных им материалов (повышающаяся степень сложности), консультирование;

  1. Исследование (изучение):

  • Слушатели (малые группы): разработать несколько или все возможные варианты решения и показать их в качестве альтернатив, обозначить возможные пересечения (наибольшая степень самостоятельности);

  • Преподаватель: при необходимости предоставление дальнейших материалов/источников или документации, консультирование;

4. Решение (резолюция):

  • Слушатели (малые группы): оценивать варианты по взвешенным критериям (преимущества, недостатки, выводы), выбрать при помощи систематической дискуссии, рассуждения, обоснования (никаких эмоциональных или случайных решений) оптимальные варианты и письменно сформулировать результат (таким образом, чтобы его могли понять также наблюдатели),

  • Преподаватель: наблюдение, при необходимости оказание помощи (критерии оценки, вопросы/импульсы/указания), ведение (модерация) дискуссии;

  1. Обмен мнениями (дискуссия, отстаивание мнения):

  • Слушатели (пленум): в пленуме обосновать и прокомментировать принятое решение, т.е., защищать/отстаивать (аргументы «за» в пользу этого решения и контраргументы «против» собранных альтернативных решений), различные рабочие группы являются в определенной степени „противниками“.

  • Преподаватель: ведение (заботиться о том, чтобы решение не было одобрено преждевременно; паузы, обобщение);

  1. Сверка с оригиналом (сравнение):

  • Слушатели (пленум): после успешного обмена мнениями и если случай основывается на реальном событии: сравнить собственное решение с реально найденным или при необходимости с практически применяемым решением, консультирование с экспертом, если нет сведений о результатах случая

  • Преподаватель: ведение/модерация, помощь.

Преимущества привлечения модератора/ведущего, независимо, будь то преподаватель или учащийся, очевидны: „присутствие модератора в малой группе ведет

  • к систематическому прохождению дискуссии,

  • к дисциплинированному поведению членов группы в ходе дискуссии,

  • к более содержательному и глубокому анализу альтернативных решений,

  • к поиску решения, определяемого спорным путем.“
    Кроме показательных примеров из спец.литературы и специализированных журналов, а также из повседневной прессы, можно было бы рекомендовать обратиться к разнообразию конкретных учебных примеров в сети Интернет:
    при помощи ввода в информационно-поисковую машину, например, «метод исследования случая» «исследование случая биотехнология» и «исследование случая здоровье/социальные науки» можно найти инициативные предложения для показательных примеров и изучения случаев. Типичные темы из сферы экономики – это, например, принятие на работу кадров, договора о закупке, рекламные кампании, из сферы здравоохранения и социальной сферы – это клинические картины/ течение заболевания, проблематичные процессы социализации/воспитания/коммуникации, а из сферы биотехнологии – это актуальные этические вопросы.

Изучение Случая демонстрирует следующие сильные стороны и педагогическое значение:

  • элемент, усиливающий учебную мотивацию: слушатели бросают вызов проблемам и вопросам, важным для жизни и профессии;

  • в результате самостоятельной деятельности повышается самостоятельность учащихся;

  • связь с жизненным миром: связь между практическим проявлением проблемы и теоретическим высказыванием (через эпизод из жизни или профессиональной сферы);

  • упрощение комплексного случая: прозрачность, пригодность для изучения, пригодность для объяснения;

  • работа в группе (сотрудничество);

  • содействие способности принимать решения/находить решения;

  • ориентирование на действие и на профессию (картина будущей деятельности);

  • полные действия/компетенция действий;

  • комплексные учебные ситуации .


Литература:

  1. Bader, Reinhard: Handlungsfelder-Lernfelder-Lernsituationen. S. 20-23 . ( Бадер, Райнхард: Поля действия-учебные поля-учебные ситуации. Стр. 20-23 )

  2. BUDDENSIEK, Dr. Wilfried: Entscheidungsfindung im Methodenver- bund – Didaktische Begründung für die Verbindung von Fallstudie und Simulationsspiel. In: Keim, Helmut (Hrsg.): Planspiel, Rollenspiel, Fallstudie. Zur Praxis und Theorie lernaktiver Methoden. Köln: Wirtschaftsverlag Bachem 1992.

  3. KAISER, Franz-Josef: Entscheidungstraining. Die Methoden der Entscheidungsfindung: Fallstudie, Simulation, Planspiel. Bad Heilbrunn/Obb: Klinkhardt Verlag 1976.

  4. KAISER, Franz-Josef, BRETTSCHNEIDER Volker: Fallstudie. In: Wiechmann, Jürgen (Hrsg.): Zwölf Unterrichtsmethoden. Vielfalt für die Praxis. 2. Aufl., Weinheim und Basel: Beltz Verlag 2000.

  5. BRETTSCHNEIDER, Volker: Entscheidungsprozesse in Gruppen. Theoretische und empirische Grundlagen der Fallstudienarbeit. Bad Heilbrunn/Obb: Klinkhardt Verlag 2000.

  6. ERTMER, P.A., NEWBY, T.J., MacDougall, M.: Student’s Responses and Approaches to Case-Based Instruction. American Educational Research Journal 1996, 33, S. 719-752.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle