Библиографическое описание:

Сайидахмедова М. С. Контроль и оценка учебных результатов как основные функции преподавателей // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 394-397.

Все преподаватели обязаны осуществлять оценивание. При этом оценивание, как правило, выливается в отметки. Более подробно это регулируется законом об образовании той страны, в которой выполняется задача обучения, или соответствующим положением о проведении экзаменов в других учреждениях.

Однако оценка не является исключительно прерогативой учителей. Другие профессиональные группы также имеют сравнимые функции – это учитель лицея, мастера производственного обучения колледжа, преподаватели в высших учебных заведениях и т.д., то есть везде, где в рамках профессионального обучения или повышения квалификации необходима оценка успеваемости.

Однако, как можно подробнее охарактеризовать оценку? Нижеследующие тексты рассматривают эти вопросы. Оценка имеет свое место во многих «объектах». При этом понятие «местоположение» должно выражать то, какие условия даны и какие выводы следуют из оценки. В то же время понятие «объекты» должно выражать те перспективы, исходя из чего предоставляется обоснование для оценки. При этом, затронутые перспективы содержат различные отдельные аспекты; они обобщены под понятием «импликации». Этим понятием нужно описывать, какие отдельные перспективы предоставляют соответствующее обоснование. При этом выделяют различные импликации, которые изображены на рисунке 1.

Рис. l: Импликации оценки


Как мы можем разъяснить эти импликации? Как они связаны? Эти вопросы рассматриваются ниже. При этом в центре внимания будут образовательные учреждения как учреждение обучения, учения и оценивания. Здесь приводятся все виды учреждений, выполняющих подобные функции или просто формы учебы.

Система отчасти упорядочена по своеобразной иерархии, при которой предполагается сертификация более низкой иерархической ступени для того, чтобы попасть на более высокую ступень.


Оценка и общественные импликации

  • Перспективная функция распределения

  • Функция обучения

  • Функция экономизации

  • Функция контроля

  • Функция отчетности

  • Развивающая функция

Этот аспект в какой-то степени затрагивает одну сторону системы. Другая сторона относится к общим функциям, которые далее приводятся в краткой форме:

















Рис. 2: Перспективная (предположительная) функция распределения, представлена на примере перехода из образовательного учреждения одного типа в другую.


Перспективная (предположительная) функция распределения: Задача профессионального обучения заключается в том, чтобы обучать какой-либо специальности. Обучение с целью получения квалификации должно отражаться в знании и в компетенции. Потому что знание и компетенция решают, кто и какого положения достигнет в обществе – таков демократический принцип. При помощи приобретенных в образовательном учреждение знаний, которые оцениваются, производится сертификация компетенций. Образовательное учреждение выполняя свою обязанность производить оценку, создает предпосылки для того, чтобы личности «могли распределиться» по различным должностям, имеющимся наготове у экономики и общества.

Функция обучения: Каждую оценку внутри существующей системы образования можно перевести в отметку. При этом отметка является показателем (шкалой) достигнутой степени обучения. И в то же время тип учреждения, которую посещал учащийся, свидетельствует о дальнейшем обучении. Это обучение рассматривается как подтверждение знания и компетенции. Последовательность системы через обучение в ходе определенного пути образования создает тем самым предпосылки для получения дальнейшего образования. Таким же образом следует понимать обучение (приобретение квалификации) в других учреждениях, а также при повышении и усовершенствовании квалификации.

Функция экономизации: В том числе и в демократическом обществе не имеет смысла желать предоставить всем учащимся каждую из возможных форм образования. В пользу такой точки зрения говорят также различные предпосылки, касающиеся способностей, интеллекта, наследования и окружающей среды, которые считаются определяющими (детерминантами) успеваемости и которые еще ограничивают такое хорошее обучение. Поэтому образовательные учреждения также выполняет функцию: определить, кто в соответствии со своими индивидуальными предпосылками для какой учебы, какого типа учреждения и какого образования пригоден. Пригодность преобразуется через оценки в сертификацию. Выполняя эту функцию, образовательные учреждение реализует тем самым предпосылки для экономического управления переходом например из общеобразовательной школы в лицей или колледж, при этом не имея возможности действовать совершенно независимо от желания родителей.

Функция контроля: Каждое учреждение, в задачу которого входит профессиональное обучение, повышение или усовершенствование квалификации, должно видеть принципиальную задачу в том, чтобы осуществлять контроль того, чего преподавателям удалось достичь у учащихся. Именно в связи с размышлениями об управлении качеством с одной стороны, и финансовым планированием с другой стороны, которое даст возможность школам самим принимать решения о собственном бюджете, определять основные направления и развивать школьный профиль, мысли о контроле будут все более важными. Потому что ничего не было бы на перспективу для образовательного учреждения более фатальным, чем, если бы возникли подозрения в ее несостоятельности давать знания. То же самое можно сказать и обо всех учреждениях, в которых обучение и учеба имеют такое же большое значении.

Функция отчетности: Школы, лицей и колледжи – это общественные учреждения. Они являются учреждениями государства с монопольной задачей создания предпосылок для того, чтобы учащиеся могли овладеть знаниями. Тем, что это влечет за собой контроль достигнутого , появляется предпосылка для того, чтобы уровень знаний учащихся представить перед общественностью. Выполняя эту функцию, школа выполняет функцию отчетности . В последнее время ученые некоторых стран например Германии следуют этой точке зрения тем, что они пытаются в запланированных межрегиональных исследованиях выяснить, какое состояние успеваемости достигнуто по определенным предметам.

Развивающая функция: Задача каждого педагога принять учащегося с его индивидуальными предпосылками и управлять базирующимися на них и последующими учебными процессами. До тех пор, пока учитывается этот аспект, образовательное учреждение выполняет свою функцию: поддерживать каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными условиями и продолжать развивать его компетенции на основе его личных условий.

Немного остановимся на стратегии предотвращения следующих ошибок при наблюдении и оценивании.

  • Оценивание несколькими независимыми лицами

  • Отделение друг от друга сбор данных и оценивание

(напр., в протоколах наблюдений фиксировать только наблюдаемые индикаторы поведения и никаких выводов)

  • За основу метода контроля берется наблюдаемое поведение

  • Сбор информации различными методами о разнообразных ситуациях

  • Владение ясной картиной ожидания для сравнения плановых и фактических данных.

«Нужно в буквальном смысле «создать» картину учащегося и его успеваемости, а это значит, систематически разрабатывать ее! Таким образом, если мы будем создавать картину учащегося не как-нибудь, а будем разрабатывать ее систематически по фиксированным и понятным правилам, мы предотвратим вероятность того, что случайно протекающие и бессознательные процессы повлияют на наше восприятие и наше мнение».

Следует отметить что, контроль и оценка учебных результатов должны производиться в сотрудничестве между учащимися и преподавателем. Отправную точку для этого дает самоконтроль и самооценка учащихся, далее следует взаимное оценивание учащимися выполненной работы. И тогда на этой основе преподаватель может обоснованно представить свою оценку учебных результатов.


Литература:

  1. Jäger, Reinhold S.: Von der Beobachtung zur Notengebung – Ein Lehrbuch Landau 2004, S. 27-30 / . Йегер, Райнхольд С.: От наблюдения до выставления отметки. – Учебник. Ландау 2004, стр. 27 – 30

  2. Edelmann, D.; Tippelt, R.: Kompetenz – Kompetenzmessung: ein kritischer Überblick. In: Durchblick 2004 Heft 3 S. 7-10

  3. Kirchberg, Günter: Konkrete Didaktik der Geographie. Braunschweig 1988, S.299. Кирхберг, Гюнтер: Конкретная дидактика географии. Брауншвейг 1988, стр.299

  4. Sacher, Werner: Prüfen -Beurteilen – Benoten. Bad Heilbrunn 1994, S.46/. (Захер, Вернер.: Проверятьоцениватьвыставлять отметку. Бад Хайльбрунн 1994, стр. 46).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle