Библиографическое описание:

Тохчуков Р. Р. Алгоритм создания предпринимательского агрокластера Северо-Кавказского федерального округа // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 207-210.

Феномен кластера как отраслевой агломерации на некоторой территории экономически взаимосвязанных предприятий известен со времен ремесленного производства. Однако только в последней четверти ХХ века промышленные кластеры начали рассматриваться как важный фактор экономического развития регионов [1, с. 436].

Изучение методологических подходов, передового зарубежного и отечественного опыта формирования производственных кластеров позволяет утверждать, что для осуществления этого процесса требуется ряд предпосылок [2, с. 144]:

  1. Наличие совокупности предприятий, взаимодействующих в рамках бизнес-процессов, использующих конкурентные преимущества территории и ориентированных на динамично развивающиеся сегменты рынка.

  2. Сильные торгово-промышленные палаты и эффективные профессиональные ассоциации, которые предоставляют компаниям возможность встречаться и обмениваться опытом.

  3. Атмосфера доверия и творчества, являющаяся следствием тех взаимных преимуществ, которыми пользуются предприятия, расположенные на одной территории.

  4. Функционирование значительного числа малых и средних предприятий, использующих различные, но с некоторыми общими чертами технологии и/или специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов изделий.

  5. Наличие научных организаций с высокой предпринимательской культурой; квалифицированной рабочей силы; свободных производственных помещений и инфраструктуры, необходимых для организации бизнеса.

  6. Хорошо развитая инфраструктура, поддерживающая промышленное развитие (технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-технические центры, промышленные зоны, инновационно-промышленные комплексы, агентства по развитию субконтрактных отношений).

  7. Политика региональных органов власти и управления, направленная на поддержку и развитие кластеров. Постоянное взаимодействие фирм внутри кластера способствует формальному и неформальному обмену знаниями и профессиональными навыками. А образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров.

Анализ теоретико-методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта позволило определить технологию формирования кластеров в регионе, предусматривающую три основных этапа:

  1. Предварительный этап;

  2. Основной этап;

  3. Завершающий.

На наш взгляд, принципиально важное значение имеет первый этап — предварительный, на котором определяется потенциал кластеризации и разрабатывается программа реализации кластерных проектов.

Задача второго этапа — активизация процессов кластеризации в регионе, подключение к этим процессам возможных участников. Для того чтобы процесс кластеризации реально начался, требуется инициатива властных структур региона. Действия властей должны быть направлены, прежде всего, на формирование координационного центра с целью планирования и реализации кластерных проектов, лоббирования интересов их участников, разрешения внутренних конфликтов, координации деятельности, содействия развитию.

Кластер предполагает взаимодействие различных структур и организаций, поэтому членами координационного совета могут стать все заинтересованные в его создании и развитии лица: представители местных органов власти, различных объединений и союзов предпринимателей, крупных компаний и образовательных учреждений региона.

После создания координационного совета необходимо определить: цели и задачи кластера; состав его основных участников, т.е. производителей, поставщиков, потребителей, взаимосвязанных между собой в процессе создания и экспорта продукции; необходимую инженерную и социальную инфраструктуру; научно-исследовательские организации для выполнения разработок по профилю кластера; учебные заведения для подготовки специалистов, требующихся предприятиям-участникам.

Для достижения заметной внутренней динамики кластер нуждается в привлечении множества участников и некой критической массе. Ее наличие позволит сформировать и надолго сохранить постоянно обновляющиеся связи между гибкими фирмами малого размера и крупными поставщиками ресурсов. Критическая масса может служить буфером и придавать кластеру устойчивость к внешним воздействиям или давлениям другого рода, включая потерю компаний (даже когда эти компании могут быть отнесены к ключевым), пока не превышен критический порог количества оставшихся участников. Отсутствие критической массы может, наоборот, сделать кластер уязвимым к утрате специфических ресурсов и навыков.

Итогом основного этапа является реализация программы развития а, следовательно, создание в регионе кластеров.

На завершающем этапе выполняется оценка функционирования кластеров на основе показателей, характеризующих экономическое развитие. По результатам оценки осуществляется корректировка программы развития кластеров, проводятся необходимые изменения в их деятельности.

Для создания предпринимательского агрокластера СКФО по нашему мнению необходимо исходить из пять основных этапов:

1) На этапе инициирования необходимо решение следующих задач:

  • Создание инициативной группы
  • Привлечение заинтересованных лиц

2) На этапе диагностики и прогнозирования необходимо решение следующих задач:

  • Маркетинговые исследования;
  • Определение участников;
  • Изучение мотивов возможных участников;
  • Анализ капитала и наличие ресурсов участников;
  • Перспективы последующего развития.
3) На этапе определения стратегии необходимо решение следующих задач:
    • Составление стратегии развития предпринимательского агрокластера;
    • Разработка программы реализации стратегии;
    • SWOT-анализ.

4) На этапе формирования предпринимательского агрокластера необходимо решение следующих задач:

    • Создание организационной структуры;
    • Создание управляющей структуры (Координационного совета предпринимательского агрокластера);
    • Разработка проектов.

Для управления и представления интересов предпринимательского агрокластера, необходимо создание юридической некоммерческой структуры в виде Координационного совета предпринимательского агрокластера, который объединит партнеров кластера, будет регулировать взаимоотношения между ними и определять степень их вовлеченности в кластерный проект, в том числе их финансовую ответственность.

Кроме Координационного совета предпринимательского агрокластера в рамках управляющей структуры необходимо определение рабочих групп, руководителя проекта.

Задачей Координационного совета предпринимательского агрокластера должно являться общая координация предпринимательского агрокластера и политическая поддержка, планирование и организация работы в кластере, развитие потенциала участников, построение сетей сотрудничества, а также координация с менеджерами проектов.

Задачей руководителя или менеджера проектов должно являться реализация проектов в рамках кластерной инициативы и прочих проектов и отчетность.

Задачей рабочих групп должно являться координация и ответственность за эффективное выполнение плана мероприятий стратегии развития предпринимательского агрокластера (рис. 1).

Рис. 1 - Взаимодействие управляющих структур предпринимательского агрокластера

В этой связи формирование организационной структуры предпринимательского агрокластера, должно происходить на паритетной основе. Участие государственных, частных, инновационных организаций, образовательных и исследовательских институтов, предпринимательских объединений, должно осуществляться на принципе открытости и доверия.

Для создания предпринимательского агрокластера СКФО, необходимо привлечение финансирования из государственных и региональных программ, направленных на поддержку кластеров. Для уточнения необходимого пакета документов следует ознакомиться с условиями конкретной программы.

5) На этапе мониторинга и оценки эффективности необходимо решение следующих задач:
  • Оценка эффективности реализации стратегии;
  • Соответствие поставленных целей и достигнутых результатов;
  • Уточнение стратегии и корректировка мероприятий.

Эффективность реализации стратегии программы и плана мероприятия предпринимательского агрокластера может быть оценена, исходя из различных групп индикаторов, но мы выделили 4 наиболее важные:

  1. Рост качества производственных мощностей, ресурсов и IT базы

  2. Повышение конкурентоспособности кластера

  3. Расширение роли кластера на внешних и внутреннем рынках

  4. Укрепление сетей сотрудничества (табл. 1)

Таблица 1

Индикаторы, оценки эффективности реализации стратегии программы и плана мероприятий предпринимательского агрокластера

Индикатор

Описание

1

Рост качества производственных мощностей, ресурсов и IT базы

  • снижение затрат и повышение качества услуг и товаров за счет эффекта синергии и упорядочения логистики и внедрения информационных технологий;

  • количество вовлеченных в деятельность предпринимательского агрокластера через участие в программах проф. подготовки;

  • создание новых рабочих мест;

  • сохранение существующей рабочей силы;

  • совместные проекты, направленные на сотрудничество бизнеса и учреждений образования в области подготовки специалистов для нужд предпринимательского агрокластера.

2

Повышение конкурентоспособности кластера

  • создание «совокупной инновационной продукции» предпринимательского агрокластера;

  • уровень производительности труда;

  • улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности;

  • уровень внедрения систем качества в предпринимательском агрокластере.

3

Расширение роли кластера на внешних и внутреннем рынках

  • рост показателей экспортной деятельности;

  • создание единого имиджа предпринимательского агрокластера и её участников;

  • лучшее знание потребностей и тенденций национального и мировых рынков;

  • количество вновь созданных предприятий в предпринимательском агрокластере;

  • количество привлеченных в предпринимательский агрокластер инвестиций;

  • число совместных предприятий.

4

Укрепление сетей сотрудничества

  • число контактов и уровень сотрудничества с другими кластерами;

  • количество новых партнеров, вовлеченных в предпринимательский агрокластер;

  • членство в кластерных организациях;

  • число совместных мероприятий, количество участников.

С учетом жизненного цикла предпринимательского агрокластера, необходимо проводить ряд мероприятий на регулярной основе с целью уточнения и корректировки стратегии и плана мероприятий. Изменения в стратегических документах должны быть согласованы со всеми участниками кластера. Это позволяет оценить эффективность деятельности как кластера в целом, так и его участников.


Литература:

  1. Гибеж А.А. Деревянное домостроение как основа кластера // Проблемы стратегии и тактики регионального развития: Материалы V Российской науч.-практ. конф., г. Вологда, 25 — 27 января 2006 г. — Часть II. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. - 436 с.

  2. Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий // Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. — М.: Сканрус, 2001. — 144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle