Библиографическое описание:

Топор А. В., Оболоник Е. Ф. Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 410-412.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, педагогический колледж, эссе.


Сложившаяся экологическая ситуация это результат безответственного отношения отдельных индивидуумов и человечества в целом к природному окружению. Современное общество пожинает плоды своей многолетней разрушающей деятельности. Подобное потребительское отношение невозможно изменить, издав соответствующее распоряжение или указ. Единственный выход – воспитание подрастающего поколения, обладающего экологическим сознанием и соответствующим поведением. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования является одной из первоочередных задач мировой педагогической общественности.

Не смотря на актуальность этого педагогического направления, ряд проблем экологического образования требует тщательной разработки. Одна из них – формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. К сожалению, практика показывает,что, несмотря на все усилия педагогов-новаторов, общеобразовательная школа, за редким исключением так и не смогла «экологизировать» свою деятельность. Вот почему, вопросыэкологического образования, воспитания экологической культуры будущего педагога так актуальны в современном образовании.

О формировании экологической культуры в настоящее время необходимо говорить, как о социально необходимом нравственном качестве личности, которое проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Согласно Л. П. Печко [3] , экологическую культуру следует рассматривать как:

  • культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

  • культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

  • культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой, являются: семья, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации. Однако ведущая роль все же принадлежит школе, организующей прогресс формирования экологической культуры во время учебной, внеучебной и внеклассной работы на протяжении 11 лет обучения. Причем именно период обучения в начальной школе, согласно мнению психологов (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина), - является сензитивным для экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Главной задачей учителя начальных классов является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков экологической направленности, необходимых для жизни и труда в современном техногенном обществе. Для реализации этой задачи необходима подготовка грамотного, компетентного специалиста, способного пополнять свои знания из естественно-научных дисциплин, пересекающихся в силу широты вопросов, охватываемой экологией, и использовать их на уроке в начальной школе. Поэтому необходимо более ответственно подойти к подготовке будущего педагога начального звена обучения.

В решении этой задачи значительная роль принадлежит учреждениям начального профессионального образования, а именно педагогическим училищам и колледжам. Необходимость экологического образования и воспитания в них очевидна, по многим причинам, укажем некоторые из них:

1) современное состояние окружающей природной среды в значительной степени обусловлено погоней за сиюминутным экономическим эффектом;

2) недостаток экологических знаний и умений не позволяет оценить в полной мере результаты своей деятельности;

3) обязанность заботиться об окружающей среде ложится не только на наше, но и на будущие поколения. А основной задачей учителя как раз и является образование и воспитание подрастающего поколения;

4) человек, не являющийся носителем экологической культуры, не может формировать и развивать ее в других людях.

Всего этого возможно достичь если разумным образом подойти к организации естественно-научной и профессиональной подготовки обучающихся в педагогическом колледже. Согласно О. В.Толкачевой, для учреждения начального профессионального образования содержание должно строиться на разумном сочетании фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки. При этом основной целью, императивом современной начальной профессиональной школы должна являться подготовка не только образованного, но и высоконравственного специалиста, а к подготовке такого специалиста должен привлекаться весь опыт, накопленный Мировым Сообществом [2].

В этом ключе определенный интерес представляет работа,проводимая в Бендерском педагогическом колледже, по нескольким направлениям экологического образования. В первую очередь общеобразовательное направление, которое заключается в изучении естественнонаучных учебных дисциплин с экологической направленностью, таких как: история, обществознание, география, физика с астрономией, химия, биология, экология, экологические основы природопользования - при изучении которых учащиеся получают общие теоретические сведения о проблемах, перспективах экологии. Главной задачей этого направления является необходимость сформировать у обучающихся ясное представление об экологии как о науке, имеющей непосредственную связь с реальной жизнью.

Так же работа экологической направленности ведется при изучении дисциплин предметной подготовки, а именно: естествознания с методикой преподавания и экологическим воспитанием, методики преподавания основ безопасной жизнедеятельности.

Еще одна форма работы - научно-исследовательская деятельность обучающихся, главное условие успешности которой — понимание учащимися личной значимости получаемых результатов. Немалую роль в этом играет подготовка докладов о состоянии природных объектов республики (река Днестр, Кицканский лес, Колкотовая балка и т.д.), о влиянии деятельности производств на окружающую среду (Днестровская ГРЭС, Хлопчато-бумажный комбинат, Рыбницкий металлургический завод и т.д.).

Отдельно хочется отметить такой вид работы, как написать эссе (англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк;от латинского "exagium" - взвешивание) напредложенные темы: «Мое любимое время года», «Мое любимое растение (дерево, животное)». Эссе на экологическую тему способствует формированию культуры духовного общения с природой, в процессе которой, согласно Л.П. Печко, развиваются эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства природы.

Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией, позволяющее выражать индивидуальные впечатления и соображения по конкретному экологическому вопросу. Оно не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета, что позволяет свободно раскрывать какую-либо проблему. Этот вид работыпозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. В зависимости от специфики рассматриваемой темы, формы эссе могут значительно дифференцироваться. Это может быть:

  • анализ имеющихся статистических данных по изучаемой экологической проблеме,

  • анализ материалов из средств массовой информации,

  • подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих рассматриваемую экологическую проблему,

  • личные впечатления от увиденного природного явления,

  • анализ собственных поступков в природной среде и т.д.

В любом случае, построение эссе - это ответ на вопрос, позволяющий раскрыть тему с соблюдением классической системы повествования:

  • введение - суть и обоснование выбора данной темы,

  • основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса;

  • заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме [1].

Описанный выше метод очень редко находят применение в педагогических колледжах, традиционно используется лекционно-семинарская, классно-урочная система, т.е. формы организации учебного процесса, основанные на простой передаче знаний. Однако при организации любого вида работы самое главное, чтобы в ходе нее студенты испытывали необходимость высказывать свои мысли (вслух – при обсуждении на практических и семинарски занятиях; на бумаге, при выполнении письменных работ, например, эссе) у них возникали вопросы, и они пытались найти на них ответы. Ведь умение формулировать вопрос – это уже первый шаг к пониманию проблемы.

Вышеизложенное, позволяет говорить нам о том, что для эффективной реализации экологического образования в системе среднего профессионального образования необходима не только теоретическая и практическая деятельность, по воспитанию экологической культуры будущего педагога, но и творческая деятельность, направленная на развитие эстетических, нравственных качеств личности. Что позволит будущему специалисту в дальнейшем следовать правилам экологически целесообразного поведения во всех сферах профессиональной деятельности, вписываясь в законы взаимодействия общества и природы.


Литература:

  1. Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе и рефератов: Учебно-методическое пособие / Сост.: Е.Р. Агадуллина, М.В. Котова, А.В. Ловаков, Е.А. Орел, М.Р. Хачатурова / Под общ.ред. А.В. Ловакова. М. : ГУ-ВШЭ, 2010. 28 с.

  2. Толкачева О.В. Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста [Текст] / О. В. Толкачева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.

  3. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/Под ред. Л.П. Печко.-1984.-135 с.

Основные термины: экологического образования, становления будущего специалиста, экологической культуры, этап становления будущего, Формирование экологической, Формирование экологической позиции, экологической культуры будущего, будущего педагога, культуры будущего педагога, педагогического мастерства будущего, учащихся педагогического колледжа, непрерывного экологического образования, профессионального образования, профессионального училища, начального профессионального образования, Формирование экологической культуры, экологической направленности, воспитания экологической культуры, эстетические эмоции, эстетические достоинства

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle