Библиографическое описание:

Григорьева М. А. Сущность и содержание процесса обеспечения продовольственной безопасности России // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 113-116.

В настоящий момент в Российской Федерации реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности.

Система продовольственной безопасности России, с одной стороны является подсистемой системы ее национальной безопасности, а с другой – мировой системы продовольственной безопасности, поскольку продовольственная проблема носит глобальный характер и является общемировой.

Право на достаточное питание является неотъемлемым правом каждого человека, которое юридически зафиксировано в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, а также в Международной конвенции об экономических, социальных и культурных правах. В реальной действительности эти права часто не соблюдаются. По оценке, приведенной в Римской Декларации о всемирной продовольственной безопасности в 2000 году 800 млн. человек по всему миру, особенно в развивающихся странах, не имели достаточного количества пищи, чтобы удовлетворить свои основные потребности в питании.

Необходимо отметить, что все существующие видения вопроса продовольственной безопасности подчинены решению главной задачи – повышение экономической безопасности и росту благосостояния населения.

Концепция национальной продовольственной безопасности, разработанная ФАО (Продовольственная сельскохозяйственная организация под патронажем Организации объединенных наций), подразумевает достижение трех основных целей:

  • Обеспечение достаточного снабжения продуктами питания;

  • Достижение максимальной стабильности снабжения;

  • Расширение возможностей бедных по доступу к продуктам питания. [1]

Опираясь на эту концепцию, дадим определение продовольственной безопасности - наиболее исчерпывающим из известных определений является определение ФАО: «Продовольственная безопасность означает наличие в любое время продовольствия в стране и доступ к нему всего населения». Определение ФАО содержит достаточно полную характеристику самого состояния продовольственной безопасности, но не заключает в себе описания основ ее реализации.

Понятие продовольственная безопасность – многоаспектное, сложное и неоднозначное, включающее в себя большое количество структурных компонентов, нагляднее представить которые будет в форме схемы (Рис.1).

Рис.1


В проблеме продовольственного обеспечения необходимо выделить четыре важных аспекта. [1]

Первый заключается в стимулировании производства и обеспечении достаточности продуктов питания.

Обычно в качестве основного показателя уровня поддержки сельского хозяйства используется так называемая оценка поддержки производителей. Эта методика применяется ко всем странам - членам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и в последнее время к некоторым странам Центральной и Восточной Европы.

Второй аспект заключается в физической доступности основных видов продовольствия для населения независимо от места проживания на территории страны или мира. Это означает, что продукты питания в физических объемах, достаточных для удовлетворения потребностей людей, должны бесперебойно поступать к местам их конечного потребления. Физическая доступность предполагает необходимость решения комплекса задач, связанных не только с производством достаточного количества продовольственной продукции, но и с их беспрепятственным перемещением, как между странами, так и внутри них.

Третий важный аспект – экономическая доступность продовольствия. Экономическая доступность продовольствия означает, что уровень покупательного спроса населения при сложившихся ценах обеспечивает возможность приобретения населением основных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, не ниже установленных рациональных норм потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека.

В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения необходимо особое внимание уделить осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы.

Так, к примеру, в ближайшем будущем малообеспеченные граждане страны будут получать продукты по продовольственным карточкам. Предложенная Общественной палатой РФ мера целевой финансовой поддержки малообеспеченных семей напоминает и народу, и власти, что в стране существует доля граждан, которые вынуждены тратить на питание свыше половины своих доходов.[9]

Для этого предполагается выделять из бюджета специальные средства на закупку продуктов по этим картам у фермерских хозяйств, не способных самостоятельно выйти на рынок. Таким образом, можно будет решить сразу две важные задачи – помочь бедным семьям и поддержать сельское хозяйство.

Средства планируется выделять из бюджета в качестве кредитов фермерским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям. Деньги при этом будут выделяться под 1% годовых через систему государственных оптово-розничных закупочных баз. В США, например, давно используют подобные карточки.

И наконец, четвертый аспект, который необходимо рассмотреть – непосредственно безопасность питания, включающая в себя вопросы контроля за качеством сырья и продуктов, создания и сертификации систем управления качеством, улучшения состояния здоровья населения, повышение производительности труда.

Большая часть импортной продовольственной продукции ставит под угрозу здоровье потребителя, так как основная ее масса при относительно низкой цене не отвечает экологическим стандартам. Немаловажно то, что импортозависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеобеспеченности общества – ставит в зависимость все сферы безопасности России.

Качество импортных продуктов питания слишком низкое и во многом не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в эти продукты могут быть включены добавки (консерванты, вкусовые присадки, красители и т.п.), употребление которых в пищу может непредсказуемым образом сказаться на состоянии здоровья не только живущего, но и будущих поколений. Тем самым продукты питания превращаются из пищи в оружие геноцида. Что мы и наблюдаем на практике. Многие консерванты, красители и вкусовые добавки запрещены к продаже в Западных странах, разрешены в России и в странах «третьего» мира.

Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

Остановимся подробнее на таком аспекте государственной экономической политики как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в рамках обеспечения продовольственной безопасности.

Для реализации этой задачи необходимо использовать весь спектр имеющихся средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при ввозе продовольственных товаров, используя таможенную пошлину как мотивацию или стимул к импорту качественной и безопасной продукции.

К мерам таможенного регулирования в области обеспечения продовольственной безопасности страны относят меры таможенно-тарифного регулирования, меры нетарифного регулирования, а также запреты и ограничения, распространяющиеся при ввозе товаров в страну.[8]

Тарифное регулирование осуществляется посредством применения свода ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу.

К мерам нетарифного регулирования относят запреты и ограничения неэкономического характера:

Нетарифное регулирование также подразумевает под собой:

  • квотирование;
  • лицензирование;
  • специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Основные усилия следует направить на упорядочение и сокращение завоза традиционно производимых в стране продовольствия и сырья, а также на развитие экспортной базы, совершенствование структуры импорта продукции, упорядочение тарифного регулирования импортно-экспортных операций.

Одновременно предстоит широко внедрять и использовать систему квотирования импорта продовольствия по тем его видам, которые производятся отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями в недостающих объемах (сахар, растительное масло), с применением льгот по таможенным пошлинам. Значительную помощь в этом окажет и исторический опыт российского таможенно-тарифного законодательства.

На заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации» [9] был заявлен комплекс мер, стимулирующих импортозамещение на внутреннем рынке, в отношении мясных и молочных продуктов питания за счет последовательного снижения квот на импорт мяса в течение трех лет.

В Российской Федерации, в настоящее время, все вышеперечисленные положения в обобщенном и откорректированном виде, нашли свое отражение в национальной Доктрине продовольственной безопасности РФ.

Литература:
  1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента от 30.01.2010 № 120.

  2. Котенко А.А. Обеспечение продовольственной безопасности России в современных условиях.

  3. Постановление ГД ФС Российской Федерации от 04.10.1996 № 645-II ГД «О проекте Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации».

  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.

  5. Таможенный кодекс Таможенного союза. – М.: АБАК, 2011.

  6. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

  7. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

  8. www.customs.ru – официальный интернет-портал Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

  9. www.mcx.ru – официальный интернет-портал Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle