Теоретические и практические аспекты обучения коньковым лыжным ходам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 12897 раз

Библиографическое описание:

Галиев, Р. Р. Теоретические и практические аспекты обучения коньковым лыжным ходам / Р. Р. Галиев, Ф. Г. Газизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4277/ (дата обращения: 20.04.2024).

Технический прогресс в лыжных гонках, включая также дальнейшее совершенствование конструкции лыж, палок, лыжных ботинок, креплений, обеспечил благоприятную базу для применения коньковых ходов, что, в свою очередь, позволило лыжникам значительно расширить условия для реализации своих биологических резервов и двигательных возможностей.

Название «коньковый ход» определилось сходством движений ног лыжника и конькобежца при наличии существенных различий во многих важнейших элементах. У конькобежца, в частности, маховая нога совершает в воздухе дугообразное движение, а лыжник выносит ногу вперед по кратчайшей траектории и идет с более широко расставленными ногами. Наряду с этим перед началом отталкивания лыжник чаще всего сгибает опорную ногу в коленном суставе, выполняя подседание, которое не так явно выражено у конькобежца. Имеется немало и других особенностей, связанных в первую очередь с мощным отталкиванием руками в большинстве коньковых лыжных ходов. Главное же отличие конькового хода от классического: возможность поддерживать оптимальную скорость мышечного сокращения в более широком диапазоне скоростей передвижения.

Анализ техники передвижения на лыжах свидетельствует о наличии существенных различий между коньковыми и классическими ходами в некоторых кинематических и динамических характеристиках.

В сравнении с классическими ходами в двигательной структуре коньковых способов имеется ряд принципиальных отличий в работе ног, туловища и рук. Наиболее выражены они в механизме движений ног:

– отталкивание выполняется скользящей лыжей в сторону под углом к направлению движения;

– отталкивание происходит не от одной точки опоры, а от целого ряда точек, расположенных по ходу скользящей лыжи;

– отсутствует необходимость в сцеплении лыж со снегом, требуется только лучшее скольжение;

– продолжительность толчка ногой значительно увеличена, чем меньше угол постановки лыж, тем длиннее путь, на котором выполняется отталкивание;

– обязательным условием эффективного отталкивания является приложение составляющей силы под прямым углом к направлению движения лыжи за счет некоторого смещения массы тела к пяточной части ботинка;

– отталкивание выполняется закантованной внутрь лыжей, а вторая лыжа ставится на снег всей скользящей поверхностью, и такое положение надо стремиться сохранить до окончания толчка;

– в целом движения ног характеризуются меньшей естественностью, что затрудняет процесс формирования двигательного навыка.

В работе туловища для коньковых ходов характерны:

– поперечные перемещения тела, размах которых пропорционален углу разведения лыж;

– совпадение направления движения центра тяжести масс с направлением движения лыжи после ее постановки на снег;

– исключение вертикальных колебаний центра тяжести масс за счет сохранения высоты положения тела.

В соответствии с принятой терминологией известные в настоящее время коньковые лыжные ходы в зависимости от работы рук в момент отталкивания и количества шагов в цикле хода имеют следующую частную классификацию:

– одновременный полуконьковый ход;

– одновременный двухшажный коньковый ход;

– одновременный одношажный коньковый ход;

– попеременный двухшажный коньковый ход;

– коньковый ход без отталкивания руками (с махами рук и без махов рук)

Одновременный полуконьковый ход применяется на равнинных участках, пологих подъемах и спусках при наличии лыжни для безотрывного скольжения лыжи опорной ноги.

В цикле хода один толчок ногой сопровождается одновременным отталкиванием руками. Отталкивание производится всегда одной и той же лыжей, отведенной под углом 30º к направлению движения, другая лыжа скользит прямо. Толчок палками заканчивается раньше толчка лыжей.

В зависимости от условий скольжения и рельефа местности длина полуконькового шага от 3-4 м. у начинающих лыжников достигает 6-8 м. и более у квалифицированных спортсменов.

Полуконьковый лыжный ход по структуре двигательных действий наиболее простой и доступный в освоении главного элемента любого конькового хода – отталкивание ногой в сторону скользящим упором.

Одновременный двухшажный коньковый ход – наиболее распространенный среди коньковых ходов способ передвижения. Применяется на различных по профилю участках лыжной трассы. Особенно эффективен он на подъемах.

В цикле этого хода, располагая обе лыжи под углом к направлению движения, выполняется два скользящих коньковых шага и одно отталкивание руками. Первый и второй шаги неодинаковы и отличаются друг от друга длиной, продолжительностью и скоростью скольжения. Визуально на первом шаге палки маховым движением выносятся вперед, на втором – выполняется ими отталкивание.

Одновременный одношажный коньковый ход – самый скоростной вид. Применение его в соревновательных условиях требует высочайшего уровня атлетической подготовки. Кроме того, данный ход наиболее сложный в координационном отношении. Он применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъемах до 10-12°.

Одновременный одношажный коньковый ход, цикл которого состоит из двух скользящих коньковых шагов и двух одновременных отталкиваний руками, по принятой в лыжных гонках классификации является по существу еще одной разновидностью одновременного двухшажного конькового хода, главное его отличие состоит в том, что одновременный мах и толчок руками выполняют на каждый шаг. Этот признак и лег в основу закрепившегося на практике названия «одновременный одношажный коньковый ход».

Попеременный двухшажный коньковый ход применяется на подъемах большой крутизны (более 8°), а также при мягкой лыжне и плохих условиях скольжения на менее крутых подъемах. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, в процессе которых лыжник дважды поочередно (попеременно) отталкивается руками.

Коньковый ход без отталкивания руками применяется для дальнейшего увеличения уже достигнутой высокой скорости на равнинных участках, пологих спусках, при разгоне в отличных условиях скольжения, когда любые толчковые движения руками дают тормозящий эффект. Движения в данном коньковом ходе имеют наибольшие внешние сходства с действиями конькобежца. Туловище лыжника постоянно наклонено под углом 35-45º, что позволяет на высокой скорости сохранить большую устойчивость и уменьшить сопротивление встречного потока воздуха. Низкая посадка на протяжении всего цикла увеличивает продолжительность активного отталкивания ногой. Руки лыжника совершают либо размашистые движения вперед и назад, увеличивая скорость и не допуская скручивание туловища, либо прижимаются к нему. По этому признаку различают два варианта хода: с махами и без махов руками. Длина цикла в коньковом ходе без отталкивания палками составляет в среднем 7-10 м.

В коньковом ходе с махами рук палки удерживаются на вису в максимально возможном горизонтальном положении, обязательно кольцами за туловищем. Активные махи руками вперед и назад сочетаются с работой ног в каждом шаге, как в обычной ходьбе или беге.

При анализе фазовой структуры коньковых ходов целесообразно, с позиций практического применения, придерживаться максимально возможной и обоснованной аналогии с классическими ходами. Если в классических ходах при толчке ногой лыжа останавливается, то во всех коньковых ходах отталкивание выполняется скользящей лыжей, и период стояния, следовательно, отсутствует. Все элементы хода выполняют только в периоде скольжения. Этот ход эффективен для овладения спецификой работы ног в коньковых способах передвижения на лыжах.

При коньковом ходе без махов руками, согнутые перед грудью руки прижимают к туловищу палки, которые удерживаются в горизонтальном положении кольцами за туловищем. Нередко их зажимают подмышками. Такое положение обеспечивает уменьшение силы сопротивление воздуха. Значительно снижаются энергозатраты за счет отсутствия активных махов руками, уменьшения частоты движений, увеличения длины и времени скольжения. Поэтому этот вариант является более экономичным, но менее скоростным по отношению к другой разновидности данного конькового хода.

В обоих вариантах цикл хода содержит два равноценных по всем параметрам скользящих коньковых шага. В каждом шаге заметно выделяются две фазы: свободнее скольжение и скольжение с отталкиванием ногой. Этот ход так же действенен при овладении спецификой работы ног в коньковых способах передвижения на лыжах.

Применение того или иного конькового хода, как и в традиционных классических ходах, определяется рельефом местности, условиями скольжения, продолжительностью работы, уровнем подготовленности лыжника.

Техника коньковых ходов предъявляет большие требования к специальной физической подготовленности, к координации движений, к умению сохранять динамическое равновесие. Эти качества лучше развивать и совершенствовать с детско-юношеского возраста.

Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после овладения основами классических ходов: попеременно двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного (стартового варианта) и двухшажного (школьного варианта).

Освоив технику этих ходов, можно при изучении коньковых ходов использовать умение отталкиваться руками и отчасти умение согласовывать работу рук и ног.

Техника коньковых ходов изучается в такой последовательности: полуконьковый, коньковый без отталкивания руками (с махами и без махов рук), одновременно двухшажный, одношажный, и попеременный коньковые ходы.

При анализе фазовой структуры коньковых ходов целесообразно, с позиции практического применения, придерживаться максимально возможной и обоснованной аналогии с классическими ходами. Если в классических ходах при толчке ногой лыжа останавливается, то во всех коньковых ходах отталкивание выполняется скользящей лыжей (скользящим упором), и период стояния, следовательно, отсутствует. Все элементы хода выполняются только в периоде скольжения

Отсюда и главная задача преподавателя при обучении занимающихся коньковым ходам – научить их отталкиваться этим способом. Для этого можно использовать подводящие упражнения, включаемые в «школу лыжника». Их следует выполнять и непосредственно перед изучением коньковых ходов. При освоении отталкивания скользящим упором в качестве подводящих можно использовать такие упражнения:

  1. поочередное отталкивание ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу при спуске с пологого склона с широко расставленными лыжами (при расстоянии между ними 50-60 см);

  2. то же с подтягиванием толчковой ноги к опорной после переноса массы тела;

  3. то же, но при спуске под уклон 2-3° и с постепенным переходом к отведению носка толчковой и скользящей лыжи от направления движения на угол до 24°;

  4. преодоление пологого подъема «елочкой» с активным отталкиванием лыжей с ребра;

  5. активное отталкивание лыжей вниз отведением при спуске наискось (вправо и влево);

  6. то же с выполнением поворота переступанием к склону;

  7. выполнение поворота переступанием на площадке после небольшого спуска с горы;

  8. выполнение поворота переступанием на укатанной ровной площадке при движении по кругу в начале в одну сторону, затем в другую;

  9. то же при движении по восьмерке (равнина, пологий спуск);

  10. передвижение коньковым ходом (без отталкивания руками) под уклон 2-3°, на равнине, в пологий (2-3°) подъем со значительным (акцентированным) сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах и различным углом отведения (10-24°) носка толчковой и скользящей лыж в сторону от направления движения.

Нельзя недооценивать и потенциал подвижных игр в обучении коньковым лыжным ходам. Они являются одними из лучших средств не только нравственного, умственного, духовного, физического воспитания детей, но и средством организации интересного досуга и активного отдыха. Однако использованию подвижных игр в учебно-воспитательной работе должны предшествовать тщательный отбор и даже их переработка. Приведем пример нескольких игр.

«Гонка-гандикап»

Английским словом «гандикап» называют игру, в которой более слабому дается преимущество в условиях (по времени или расстоянию) для уравновешивания шансов на победу.

Подготовка. Прокладывают две концентрические лыжни (для коньковых ходов готовят два концентрических снежных полотна). Игроков делят на две команды с таким расчетом, чтобы в одной были лыжники посильнее, а в другой – послабее (например, команды мальчиков и девочек). Количество игроков в командах одинаковое. Более слабая команда выстраивается в колонну по внутреннему (малому) кругу, а сильная занимает большой круг. Игроки встают параллельно друг другу. Руководитель располагается в середине круга.

Проведение. По сигналу руководителя обе команды медленно передвигаются по кругу, сохраняя равнение в парах и не обгоняя друг друга. По команде «Марш!» первые номера в колоннах проходят один круг в полную силу и пристраиваются в конец колонны. Победитель первого забега получает одно очко. Затем по сигналу руководителя в игру вступает вторая (идущая теперь впереди) пара, в которой также выявляют победителя. После этого соревнуется третья пара и т.д. Игра заканчивается, когда участники, начинавшие игру, снова окажутся первыми в колоннах. Победитель в каждой паре игроков так же получает одно очко. В итоге побеждает команда, набравшая больше очков.

В игре целесообразно задавать способ передвижения. Он может быть общим для всех игроков, а также заданным для каждой команды или для каждой пары. В зависимости от различий в уровне подготовки лыжников изменяют расстояние между внутренним и внешним кругом, а также протяженность кругов, давая, таким образом, большее или меньшее преимущество. Игру можно проводить в форме эстафеты. Тогда старт игрокам впередистоящей пары дается в момент, когда бегущий по кругу игрок займет место в конце своей колонны. При этом надо заранее согласовать стартовые сигналы для каждой команды (они должны быть разными).

Правила. При спокойном передвижении по кругу сохранять равнение в парах. Использовать только заданный способ передвижения и вступать в игру по сигналу руководителя. Каждый игрок бежит один круг (если нет возможности сформировать равные по количеству участников команды, руководитель назначает игрока, который проходит два круга, и делает по ходу игры соответствующие перестановки в колонне).

«У какой елки меньше ветвей»

Подготовка. На площадке с плотным снежным покровом обозначают линию старта и на расстоянии более 100 м проводят параллельно ей линию финиша. Играющие делятся на команды по 5-10 человек (количество игроков в команде регулируют с учетом прежде всего погодных условий, чтобы не допустить переохлаждения лыжников в ожидании своего старта) и становятся на стартовой линии в колонну по одному без лыжных палок. Интервал между командами – не менее 4 м. Для каждой команды назначают судью по подсчету количества коньковых скользящих шагов.

Проведение. По сигналу первые номера в колоннах передвигаются к финишу коньковым ходом без отталкивания руками, стараясь выполнять как можно меньше шагов на контрольном отрезке. Затем подается стартовая команда для вторых, третьих и последующих номеров. Побеждает команда, которая в сумме сделала меньше коньковых скользящих шагов, образно названных елочными ветвями. Нагрузку можно увеличивать или уменьшать как за счет изменения длины контрольного отрезка, так и путем прокладки его на склонах разной крутизны. По мере овладения сутью игрового задания целесообразно задавать и другие коньковые ходы (с лыжными палками).

Правила. При подсчете учитывать только завершенные скользящие шаги. Старт очередному игроку давать после финиша предыдущего. Возвращаться на линию старта можно по окончании всей игры.

Основные термины (генерируются автоматически): коньковый ход, ход, отталкивание руками, игра, команда, коньковый ходя, мах руками, работа ног, коньковый способ передвижения, сигнал руководителя.


Похожие статьи

Некоторые аспекты безопасности в тренировочном процессе...

Вторая рука в согнутом напряженном положении страхует бок. В такой позиции удар распределяется по большей поверхности.

Эта особенность уменьшает вероятность зацепления коньков партнеров в плотных позициях ног. Некоторые модели коньков для...

Скандинавская ходьба как один из методов лечебной физкультуры

Цель работы заключается в популяризации данных упражнений.

Правая нога должна взаимодействовать с палкой в левой руке, в левая нога — с палкой в правой руке.

Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действии.

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Прыжок — это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета.

Перед приземлением он делал мах руками назад — это помогало выбросить дальше ноги, а

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: до...

Методика обучения основным видам движения по физкультуре...

Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление.

Змановский Ю. Ф. «Бегать раньше, чем ходить?», М., 1984г.

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

Поэтому необходимо давать пробежки в легком темпе 20–30 м, добиваясь ритмичной работы рук и ног.

Приземление на полную стопу снижает силу отталкивания и соответственно скорость;  на постановку ступни

Метод круговой тренировки в начальных классах

Правда, играть (подвижные игры, эстафеты) они способны без устали.

Например, одно упражнение — на развитие мышц ног, другое — рук, третье — туловища, четвертое — на равновесие и т. д.

Включение музыки служит сигналом к началу работы.

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

После публикации данной статьи, Роскомнадзор провел проверку, в ходе которой

Метод склонения подростков к самоубийству игры «Синий кит» включает в себя идею отбора

Далее организаторы просили прислать фотографии шрамов или порезов на руке и на этом основании...

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

Игры установлены и работают на сервере. Пользователь отправляет команды серверу, где

В ходе опроса выяснилось, что 54% опрошенных считают, что до сих пор они никаким образом

Самыми популярными из них являются интерактивная совместная работа, онлайн-бухгалтерия...

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

По команде руководителя все останавливаются и больше не сходят с места. Водящий вытягивает руки вперед, стараясь дотронуться до стоящего в круге

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы).

Похожие статьи

Некоторые аспекты безопасности в тренировочном процессе...

Вторая рука в согнутом напряженном положении страхует бок. В такой позиции удар распределяется по большей поверхности.

Эта особенность уменьшает вероятность зацепления коньков партнеров в плотных позициях ног. Некоторые модели коньков для...

Скандинавская ходьба как один из методов лечебной физкультуры

Цель работы заключается в популяризации данных упражнений.

Правая нога должна взаимодействовать с палкой в левой руке, в левая нога — с палкой в правой руке.

Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действии.

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Прыжок — это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета.

Перед приземлением он делал мах руками назад — это помогало выбросить дальше ноги, а

Гормональные прыжки (скачки, прыжки с ноги на ногу, связки), количество отталкиваний: до...

Методика обучения основным видам движения по физкультуре...

Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление.

Змановский Ю. Ф. «Бегать раньше, чем ходить?», М., 1984г.

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

Поэтому необходимо давать пробежки в легком темпе 20–30 м, добиваясь ритмичной работы рук и ног.

Приземление на полную стопу снижает силу отталкивания и соответственно скорость;  на постановку ступни

Метод круговой тренировки в начальных классах

Правда, играть (подвижные игры, эстафеты) они способны без устали.

Например, одно упражнение — на развитие мышц ног, другое — рук, третье — туловища, четвертое — на равновесие и т. д.

Включение музыки служит сигналом к началу работы.

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

После публикации данной статьи, Роскомнадзор провел проверку, в ходе которой

Метод склонения подростков к самоубийству игры «Синий кит» включает в себя идею отбора

Далее организаторы просили прислать фотографии шрамов или порезов на руке и на этом основании...

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

Игры установлены и работают на сервере. Пользователь отправляет команды серверу, где

В ходе опроса выяснилось, что 54% опрошенных считают, что до сих пор они никаким образом

Самыми популярными из них являются интерактивная совместная работа, онлайн-бухгалтерия...

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

По команде руководителя все останавливаются и больше не сходят с места. Водящий вытягивает руки вперед, стараясь дотронуться до стоящего в круге

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы).

Задать вопрос