Библиографическое описание:

Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 338-341.


Статья содержит в себе краткую информацию о возникновении и развитии ритуально-обрядовых действ в русской народной праздничной культуре, которые исторически эволюционировали: традиции, обычаи, обряды и ритуалы первобытности и язычества трансформируются в драматические игры. Эти игры, в свою очередь, предшествовали спектаклям народного театра и народных театрализованных представлений. Так, в процессе эволюции возникла необходимость создавать авторские сценарии театрализованных народных представлений и праздников на их традиционной ритуально-обрядовой основе, что положило начало развитию сценарной драматургии народных массовых зрелищ.


Article comprises a brief information on occurrence and development of ritually-ceremonial actions in Russian national celebratory culture which historically evolved: traditions, customs, ceremonies and rituals of primitiveness are transformed to drama games. These games, in turn, directly preceded performances of a folk theatre and the national dramatized representations. So, in the course of evolution there was a necessity to create author's scenarios of the dramatized national representations and holidays on their traditional ritually-ceremonial basis that has begun development to dramatic art.


В начале XXI-го века, когда актуализируется концепция мира как единого мультикультурного пространства, возникает интерес к исследованию мировоззренческих и эстетических основ той или иной культурной традиции. Одной из таких основ является праздник, соединяющий специфику особого мировосприятия и определенной художественной формы.

Анализируя праздник в контексте драматургии и режиссуры, в первую очередь, следует детально рассмотреть понятие «праздник». Приведем точки зрения ведущих специалистов. Теоретик литературы и гуманитарный эпистемолог XX века М.М.Бахтин пишет: «Всякое празднество – очень важная первичная форма культуры. А культура праздника слагается из культуры игры, слова, движения, музыки, звука, моды, костюма, этикета, обычая, ритуала. Словом, из совокупности разных культур» [2, с. 18].

Согласно утверждению исследователя русской традиционной культуры А. Некрыловой, праздник как социокультурное явление, «утверждая социальные порядки, нормы, художественные и нравственные идеалы, приобщает общество к традиции [5, с.34].

По мнению Д. М. Генкина, «Праздник – это комплексная форма массовой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища. Педагогическая ценность праздника – удовлетворить интересы людей с разным культурным уровнем, поднимая его на более высокую ступень» [3, с. 12].

Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т.д. Позднее, для укрепления в народном сознании христианского понимания праздника, церковь опиралась на языческие традиции.

Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В народных праздниках сосредоточены вечные гуманистические ценности. В современном обществе они необходимы как средство воспитания, как особый способ приобщения отдельного человека и его семьи к социальному целому, как чувственно-наглядный способ передачи новым поколениям норм поведения, идеалов и ценностей.

Древнегреческий историк Геродот считал праздники «наряду с расой и языком, третьим элементом, объединяющим греков, а исторически зрелище может возникнуть только там, где складываются культурные традиции» [9, с. 2].

В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т.д. Составляющая праздника очень многообразна, но в данной статье ставится цель рассмотреть сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней. Ярким примером тому служит праздничная культура России, в частности, такой русский народный праздник как «Масленица».

Прежде всего, необходимо разобраться в таких дефинициях, как «драматургия» и «сценарий». В литературной энциклопедии терминов и понятий драматургия (греч. dramaturgia) означает, во-первых: синоним понятия драмы как литературного рода или совокуп­ность драматических произведений одного писателя, направления либо эпохи, нации, региона. Во-вторых, сюжетно-композиционная основа спектакля, кино- или те­лефильма с конкретизирующими ее подробностями, как правило, заранее зафиксированная словесно. Драматургия включает в себя произведения драматического рода литературы – пьесы (поскольку они предназначены для сцены) и сценарии, создаваемые как писателями, так и режиссерами [4, с. 25].

Сценарий - это подробная литературно-режиссерская разра­ботка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, рас­крывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к дру­гой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия».

Таким образом, сценарий массового праздника является понятием комплексным, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, орга­низатора. Сценарий является основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств, имеющий общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио.

Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является игровой характер композиции. Театральность и зрелищно-площадная импровизация становится истоком комедии Дель-арте [8, с. 99].

Исторически в эпоху античности сценарий формировался как дифирамб во время дионисий.

В эпоху Средневековья и Возрождения разработка сценариев религиозных мистерий и мираклей поручалась городской ремесленной гильдии. Впоследствии группа бродячих актеров комедии Дель-арте, искусство которой носит импровизационный характер, тем не менее разрабатывала для каждого спектакля свой сценарий с включением туда местных шуток, номеров, содержание которых строилось в зависимости от интересов местной публики.

Конвент Французской революции уделял праздникам и представлениям такое большое значение, что на своих заседаниях утверждал их сценарии, многие из которых писались лично Робеспьером.

Рассматривая эволюцию массовых зрелищ нельзя не отметить одного из выдающихся актеров ХVIII века Федора Волкова, которого можно смело назвать первым сценаристом и режиссером массового действа в России. В начале 1763 года Федор Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада «Торжествующая Минерва», организованного по случаю коронации Екатерины второй. Богатое оформление и реквизит, народные хоры и персонажи русских сказок, маски и колесницы, и все это было великолепно украшено и наряжено. В представлении участвовали жонглеры, акробаты и эквилибристы, специально выписанные из-за границы.

Вся Москва стала местом действия, а все москвичи - участниками представления. Маскарад продолжался несколько дней и заканчивался большим гулянием.

В XX столетии в России резко усилилась зрелищность спектаклей. Театр нуждался в сценарной драматургии. Текст обрастает ремарками, обозначающими интонации и движения актеров, мизансцены и шумовые эффекты. Сценарий в его письменной форме становится, наряду с диалогическим текстом, необходимым компонентом драматургии [8, с. 106].

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника. Сценарная драматургия праздника или обряда предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся коллизией или конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых - духовно-нравственное влияние на зрителя.

«В качестве синтезирующего начала, создающего новый сплав, должен выступать единый сценарно-режиссерский замысел. В искусстве массовых представлений оригинальность, неповторимость замысла - первый залог успеха и заинтересованности зрителя, участника праздника. Внешняя зрелищность является в нем именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращает зрителей в участников действия» [6, с. 85].

В качестве примера рассмотрим праздник Масленицы. Его обрядовая часть построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси - это Комоедица, - один из древнейших славянских праздников.

Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя «ком» (отсюда - «первый блин кОмам», т.е. медведям).

«Неотъемлемой частью праздника было ряженье – надевали «хари» от злых духов, медвежью шкуру, несли определенную функцию скоморохи и колоброды, жрица Марены и жрица Живы. Разыгрывалось целое театрализованное действо, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Заканчивалось действо обрядом сжигания чучела Марены.

Праздник стал именоваться «Масленицей» лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени «сдвинут» почти на месяц, ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица (сырная седмица) стала предшествовать. «Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем – хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье)» [2, с.12].

Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника. На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена.

В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником - по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов.

На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь» [7, с. 46].

К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием – сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание.

В настоящее время Масленица – это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.

Подобно Масленице менялась и постепенно развивалась сценарная драматургия и других народных праздников.

Все они прошли длинный исторический путь от древнейших языческих обрядов через средневековые запреты, гонения, и притеснения в советский период - до современных, христианских, народных праздников.

Мысль о том, что корни нашего театра и театрализованных представлений надо искать в народных играх и обрядах, высказывалась многократно. Например, А. Н. Веселовский и П. О. Морозов утверждали, что эта зависимость имеет отношение не только к нашему театру, но проявилась во многих аспектах. «Как у всех других народов, писал П. О. Морозов, так и у нас, на Руси, первых признаков появления драматического элемента в словесности следует искать в культовом обряде и сопровождающих его песнях, и вместе с тем, в играх, в которых мимический инстинкт, всякому человеку присущий, находит выражение в действии» [8, с.81].

Таким образом, древнерусские праздничные игрища явились основой для возникновения театрализованных представлений и праздников современности. При этом создавались условия, благодаря которым позднее преимущественное развитие получили игрища, трансформирующиеся в драматические игры. Игры эти, в свою очередь, непосредственно предшествовали спектаклям народного театра и народных театрализованных представлений. В процессе эволюции народные театрализованные представления с их элементами ряжения и разыгрывания ролей, и передаваемые из поколения в поколение, явились предпосылкой для создания авторской сценарной драматургии.

В нашей стране авторские сценарии праздничных народных гуляний начали создаваться в советский период, наравне с расцветом праздничной драматургии в целом. В наши дни сценарная драматургия праздника приняла определенную четкую форму – это подробная литературно-режиссерская разра­ботка содержания театрализованного праздничного действия, где в строгой последовательности и взаимосвязи, диалогически и в ремарках излагается все, что будет происходить на массовом празднике; рас­крыты тема, идея, и сверхзадача, обозначены авторские переходы от одной части действия к дру­гой, четко обозначены все элементы композиции от завязки до финала.

Итак, современная сценарная драматургия является основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств, имеющая общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Но в данном случае, когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.


Литература:

  1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] : / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – Москва, 1990. – 543 с.

  2. Велецкая, Н. Н. Принципы драматургии народного театра [Текст] / Н. Н. Велецкая. Москва, 1964. – 249 с.

  3. Генкин, Д. М. Массовые праздники [Текст] : учеб. пособие / Д. М. Генкин. – Москва : Просвещение, 1975. – 256 с.

  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. И сост. А. Н. Николюкин. – Москва : НПК «Интелвак», 2001.
  5. Некрылова, А. Ф. Традиции русской культуры в массовых народных праздниках [Текст] : учеб.- метод. пособие / А. Ф. Некрылова. – Москва : МК РФ; ГИВЦ, 1995. – 160 с.

  6. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России [Текст] : учеб. пособие / В. М. Рябков. – Челябинск, 2006. – 706 с.
  7. Царев, М. И. Театрализованные праздники и зрелища [Текст] / М. И. Царев. – Москва: Искусство. 1976. – 204 с.

  8. Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища ; игра, сопровождающая жизнь [Текст] : учеб. – метод. пособие / И. Б. Шубина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 288 с.

  9. Закон Тюменской области «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области», 05.02.2004г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://law7.ru/base16/part3/d16ru3739.htm

  10. Праздничная культура в современном мире, [Электронный ресурс]. – Режим доступа : lifepromo.ru


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle