Библиографическое описание:

Останина С. А. Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 283-286.

Для определения категории «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» важным ориентиром является понятие «стиль». Слово «стиль» берёт своё начало от латинского слова stylus и греческого stylos, что означает «палочка для письма». Возникнув первоначально в античной риторике для характеристики выразительных средств языка, впоследствии термин «стиль» получил чрезвычайно широкое употребление. Начало философско-эстетическому осмыслению категории «стиль» положил Аристотель, который рассматривал его как характерный способ художественного видения и изображения действительности. В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «стиль» определяется как «образ, вкус, манера» [4, с.53].

В терминологический аппарат психологической науки категория «стиль» была введена в 1927 году А. Адлером, определившем его как совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных). Существенный вклад в разработку данной проблемы в отечественной психологии внёс Ю. А. Самарин. Согласно его утверждению, стиль играет опосредованную роль в развитии способностей человека и является производным трёх компонентов: направленность личности, степень сознательного владения своими психическими процессами, технические приёмы деятельности.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что понятие «стиль» является междисциплинарным, входящим в аппарат языкознания, искусствознания, психологии, педагогики, лингвистики, социологии, культурологии, эстетики, философии. Так, в философии «стиль» рассматривается как «основанный на определённых закономерностях способ, образ жизни и действий» [14, с.436]. В психологии это понятие трактуется как «способ существования чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приёмов» [12, с.632]. Стиль в искусстве – совокупность особенностей, по которым отличаются друг от друга различные художественные явления; это «наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа исторического развития», выражающая суть, уникальность самого феномена художественного творчества [2, с.538]. В педагогической науке используется понятие «стиль деятельности», которое означает «совокупность индивидуальных особенностей определённой деятельности личности, влияющую на способ достижения цели этой деятельности, обусловливающую своеобразие её выполнения» [10, с.557].

Другое направление в исследовании стилевых явлений связано с разработкой теории индивидуального стиля деятельности, созданной в нашей стране в середине ХХ столетия В. С. Мерлиным, Е. А. Климовым и их последователями в соответствии с принятой в советской философии и психологии концепцией деятельности. В. С. Мерлин определяет индивидуальный стиль деятельности как «целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определённый результат» [7, с.131].

Категорию «творческий стиль деятельности» одной из первых ввела в научный обиход Н. Ю. Посталюк. Она рассматривает её как «устойчивое единство способов и средств деятельности, обеспечивающих её творческий характер и целостность» и считает, что для педагогики категория «творческий стиль деятельности» не менее (а может и более) важна, чем «индивидуальный стиль деятельности» [11, с.69]. Л. Б. Ермолаева-Томина определяет «творческий стиль деятельности» как специфический стиль выполнения любой деятельности, для которого характерны «самостоятельная постановка проблемы, самостоятельный способ решения уже готовых проблем» [5, с.156]. Согласно позиции В. И. Андреева, творческий стиль деятельности представляет собой «устойчивую, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно творческую активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных лично значимых творческих результатов» [1, с.58]. В. И. Загвязинский определяет творческий стиль как особый почерк, индивидуальную манеру осуществления деятельности [6, с.128].

Анализ существующих стилевых явлений позволил нам определить сущность понятия «творческий стиль художественно-эстетической деятельности», который мы рассматриваем как особый индивидуальный способ самовыражения личности средствами искусства, для которого характерно устойчивое взаимодействие разнообразных приёмов организации и реализации художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих творческую направленность мыслительных и практических действий, позволяющих достигнуть свободы творческих проявлений и значимых результатов в различных видах художественного творчества. Творческий стиль – интегративное качество личности, содержащее в себе соответствующую направленность, целеобразующие особенности, а также умение организовать творческую деятельность. Мы выделяем совокупность взаимосвязанных между собой структурных компонентов творческого стиля художественно-эстетической деятельности, которые включают в себя мотивационно-ценностный, когнитивно-художественный, креативно-личностный, активно-созидательный (рис. 1). Все обозначенные компоненты творческого стиля деятельности не существуют изолированно; они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, взаимообуславливая качественные проявления друг друга.

Рассмотрим перечисленные компоненты творческого стиля художественно-эстетической деятельности. Мотивационно-ценностный компонент акцентирован на саморазвитие, самовоспитание, самовыражение; овладение новыми знаниями и умениями в области искусства, их творческое применение; стремление развивать свои творческие способности.

Рис.1. Структурные компоненты творческого стиля

художественно-эстетической деятельности


Данный компонент отражает совокупность различных побуждений, мотивов, потребностей, интересов, целей, ценностей, что определяет направленность и характер деятельности личности. Именно творческая направленность личности, выражая её мотивационную структуру, обуславливает динамику продуктивного практико-познавательного процесса. А. И. Савенков подчёркивает, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности (в том числе и творческого потенциала) следует считать мотивацию [13, с.20].

Следующим важным компонентом творческого стиля художественно-эстетической деятельности является когнитивно-художественный, предполагающий необходимость приобретения, усвоения, осмысления новых знаний в области искусства, которые являются своеобразной «строительной базой» творческой деятельности, за пределы которых она выйти не может. Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») – термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение. Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Уровень сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности личности определяется также и наличием у неё способностей к творчеству (креативно-личностный компонент). В Большой современной энциклопедии по педагогике приводится следующее определение творческих способностей: «Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обуславливающих уровень её результативности» [9, с.552]. Отражением уровня творческой одарённости, способности к творчеству, составляющего относительно устойчивую характеристику личности является креативность (creativity). В трудах отечественных исследователей данный термин рассматривается как «творческость», творческие возможности человека.

В Новейшем психологическом словаре даётся следующее определение креативности: «Креативность (от лат. creatura – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [8, с.228]. Анализ работ Л. Б. Ермолаевой-Томиной, С. Л. Колосовой, А. В. Морозова, А. И. Савенкова, А. В. Хуторского, Д. В. Чернилевского и др. показал, что креативность, как интегративная способность, охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.

Мы согласны с утверждениями учёных, что для эффективного осуществления творчества и формирования творческого стиля деятельности необходимо реализовать целый комплекс творческих способностей. К их числу мы относим следующие: воображение, дивергентное мышление, стремление к открытию нового, выдвижению оригинальных идей, быстрота и гибкость мышления, познавательная активность, способность к самостоятельным действиям и суждениям, проявлению индивидуальности. Для формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности необходимыми, на наш взгляд, также являются: образное мышление, эмоциональность, эстетическое отношение к действительности и специальные художественные способности, которые требуются для осуществления деятельности в области искусства. В процессе осуществления творческой деятельности в области искусства реализуется комплексное сочетание творческих способностей школьников; их синтез содействует эффективному формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности личности.

У каждого человека существуют собственно индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, а также эмоций и воли, темперамента и т.д., которые, безусловно, влияют на его творческие возможности. Л. С. Выготский замечает, что «при родовой общности строения человеческого тела и поведения каждая конституция отличается особыми, неповторимыми, ей одной принадлежащими качествами и свойствами, и, в сущности, представляет собой вариацию того среднего типа «человека вообще». Внимание к этим конкретным особенностям каждого из отдельных людей, само собой разумеется, должно сделаться обязательным для педагога и психолога» [3, с.294].

Следующим компонентом творческого стиля является активно-созидательный, который определяет возможности личности к творческому преобразованию окружающей действительности; предполагает овладение способами и приёмами осуществления творческой деятельности; отражает умение воплощать креативные идеи и замыслы в различных видах художественно-эстетической деятельности. Активно-созидательный компонент – это практическое овладение алгоритмами созидательной, преобразующей творческой деятельности. При этом основными критериями успешности творчества становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, активность и продуктивность.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенному, подчеркнём, что творческий стиль художественно-эстетической деятельности – сложная многомерная система, формирование которой реализуется в совокупности всех её компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-художественного, креативно-личностного и активно-созидательного, которые взаимосвязаны, взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. Сформированный творческий стиль – яркий показатель высокого уровня развития творческой личности. Согласно нашему пониманию, творческая личность – это субъект деятельности, обладающий определённым уровнем сформированности творческого стиля, что проявляется в наличии у него устойчивой мотивации к осуществлению креативной деятельности; необходимых знаний, умений, навыков; творческих способностей, помогающих осуществлять деятельность наиболее эффективно; стремления к раскрытию своего творческого потенциала. Для успешного становления и развития творческой личности, по нашему мнению, необходимо стараться в любую деятельность вносить творческое начало; стремиться к саморазвитию, самореализации и самовыражению, становясь творцом собственной жизни. В этом случае, по утверждению Л. С. Выготского, «жизнь человека сделается непрерывным творчеством, одним эстетическим обрядом, который будет возникать не из стремления к удовлетворению отдельных мелких потребностей, но из сознательного и светлого творческого порыва. Еда и сон, любовь и игра, труд и политика, каждое чувство и каждая мысль сделаются предметом творчества» [3, с.317].


Литература:

  1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. – 238 с.

  2. Власов, В. Г. Стили в искусстве: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура [Текст] / В. Г. Власов. – СПб.: Лита, 1998. Т 1.– 672

  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В.Давыдова. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 534 с.

  4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. Даль. – «Прогресс», «Универс», 1994. Т. 4. – 864 с.

  5. Ермолаева, Л. Б. – Томина. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л. Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

  6. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.

  7. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин // Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 544 с.

  8. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. / под общ. ред. В. Б. Шапарь. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 808 с.

  9. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. –Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

  10. Педагогика: учебник [Текст] / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.–432 с.

  11. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект [Текст] / Н. Ю. Посталюк. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. – 205 с.

  12. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика [Текст] / под ред. Г. М. Цыпина. – М. «Академия», 2003. – 366 с.

  13. Савенков, А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства [Текст] / А. И. Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 1999.– 220 с.

  14. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Корабеловой, В. А. Лутченко. – М.: Инфра, 2006. – 576 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle