Библиографическое описание:

Жалолова Д. Ф. Развитие у учащихся способности самостоятельного решение проблемы с помощью активного метода «Морфологическая матрица» // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 262-264.

В настоящее время в системе профессионального образования центральной фигурой становится личность учащегося, его знания, ценностные ориентации, социальные позиции и качества.

Уметь учиться, интенсивно учиться, по нашим мнениям это особенно важно сегодня, когда происходит смена концепции образования от обучения на всю жизнь к обучению протяжения всей жизни. Поэтому, задача образовательных учреждений сегодня заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы научить его самостоятельно и постоянно учиться, решать жизненные и профессиональные проблемы, иметь устойчивую жизнеспособность.

Формирование и развитие самостоятельной и творческой способности обеспечивается с внедрением новых методов обучение. Одним из таких активных методов обучения является «Морфологическая матрица».

Морфологическая матрица – это комплексный методический прием обучения, в котором проблема раскладывается на ее компоненты, так что для элементов проблемы ведется поиск и соответственно вносятся по возможности большое количество компонентов решения.

Дидактическая цель применения морфологической матрицы заключается в том, чтобы через перекрывание полей представить себе в полном объеме проблему а также содействовать развитию способности решать проблему при помощи структурирования и принудительного соединения. Вместе с тем, метод также стимулирует творческое решение проблемы.

Методическая цель заключается в определении вариантов решения.

Морфологический метод является систематическим, аналитическим методом решения проблем. Поставленная проблема систематически раскладывается на параметры. Эти параметры являются факторами/показателями проблемы и должны быть независимы друг от друга. Параметры и их проявления составляются в форме таблицы, в виде так называемой матрицы (двухмерной) или ящика (трехмерного). При помощи обоих видов представления можно наглядно представить взаимосвязь отношений.

Изобретателем морфологического метода считается швейцарский физик и астроном Фритц Цвикки (Fritz ZWICKY). Слово «морфология» происходит из греческого языка и означает «учение о форме и формообразовании». Каждый произведенный по определенному методу порядок называется морфологией и поэтому также говорят об «учении об упорядоченном мышлении».

Морфологически метод является систематическим структурным анализом, применяемым с целью найти новые комбинации или различные возможности решения комплексной или ограниченной, технической или не технической проблемы. А поэтому, морфологическая матрица особенно хорошо подходит для нахождения ниш для новых продуктов, процессов и услуг. Кроме этого, она применима для аналитических целей, а также при инициировании инновационных процессов. Метод применим как в групповой работе, так и в индивидуальной работе

Структура и проведение метода «Морфологическая матрица»

Если рассматривать ее формально, то морфологическая матрица состоит из параметров и выражений. Параметры (что?) являются при этом совместными переменными, которые встречаются во всех возможных решениях; эти параметры должны реально быть независимыми друг от друга, должны соответствовать действительности для всех мыслимых решений и полностью охватывать проблему. Проявления (как?) являются допустимыми для параметра возможностями формирования. Выполняемой функции противопоставляются мыслимые/допустимые решения.

  1. Схема процесса составления морфологической матрицы может выглядеть следующим образом


Врезка1

1. Существует проблема, которую необходимо описать.

  1. Проблема раскладывается на важные, независимые друг от друга элементы проблемы (параметры).

  2. Для каждого элемента фиксируются все мыслимые возможности (проявления), независимо от первоначальной проблемы. Они вносятся справа в поля рядом с параметрами.

  3. Для каждого элемента основной проблемы выбирается самое благоприятное проявление, независимо друг от друга; каждая возможная комбинация по каждому проявлению из каждой ячейки представляет собой возможное решение основной проблемы.

  4. Оптимальное решение основной проблемы выделяется/ маркируется.

Определение параметров: составьте сначала простой список возможных параметров и перерабатывайте его до тех пор, пока не будут выполнены следующие требования:

  • Логическая независимость: параметры не должны взаимно обуславливать друг друга.

  • Общая действительность: параметры должны относиться ко всем без исключения решениям, а не только к части решений.

  • Важность: принимать лишь существенные высказывания.

Общее количество параметров должно составлять семь-десять параметров, проявления, которые взяты сами по себе не представляют оптимального решения, в результате комбинирования с другими проявлениями могут также привести к оптимальному общему решению.

Пример применения морфологической матрицы

Проблема: канун Нового года

Представьте себе, Вы хотите на следующий год совершить поездку в канун Нового года. Теперь Вы просто ищете какое-нибудь путешествие.

В качестве вспомогательного средства для принятия решения предлагается морфологическая матрица.

В первый столбик впишите сначала друг под другом все описательные признаки, т.е., дату, цену и т.д. Затем Вы придумываете для каждого последующего критерия различные решения. Это должно происходить независимо от определенного заранее намеченного мнения.

Признаки

Параметр












































Ниже приводится пример применения морфологической матрицы

Разработка упаковки для моющего средства

Признак

Проявление 1

Проявление 2

Проявление 3

Проявление 4

форма

прямоугольный параллелепипед

цилиндр

тетраэдр

шар

материал

Картон

пластик

фольга

дерево

цвет

пестрый

Ч / Б

золотой

радуга

для удобства переноски

ручки

прорези для захвата

петли

ремень

запечаты-вание

Крышка

корковая пробка

дозатор

вентиль

Порциони- рование

стаканчик

весы

ложка

таблетки

дополни-тельная польза вещи

игрушка

шкатулка для драгоцен-ностей

контейнер

ведро


Анализ

Благодаря применению этого метода процесс решения проблемы систематизируется, но он также служит для нахождения новых идей и для творческого решения проблем. Морфологическая матрица делает возможным рассмотрение комплексных проблем и различных постановок задач, поскольку представление проблемной области может осуществляться четко и понятно. Метод полезен в тех случаях, когда при большом количестве вариантов решения необходимо разработать приоритеты. Особенно целесообразно применение метода морфологическая матрица в фазе генерирования идей. Благодаря визуализации метод облегчает комбинирование многих решений для компонентов в общее решение. Новые идеи возникают в результате принудительного соединения оптимальных проявлений, которые могут вести к необычным комбинациям. Следующим преимуществом морфологической матрицы является в некотором роде автоматическое протоколирование результатов посредством записывания (на листе бумаги или при помощи корточек на доске и пр.) в матрицу или в ящик .При определенных условиях составление морфологической матрицы может потребовать больших затрат времени. Оно требует солидных профессиональных знаний о соответствующей проблемной области. Важным условием является однозначное определение проблемы и независимость параметров. Кроме этого, параметры и проявления должны четко отличаться друг от друга. Определение параметров и проявлений требует тренировки и при некоторых постановках задач может быть сложным. Важно учитывать следующее:

  • Не каждое составление матрицы удается сразу.

  • Матрице нужно время для «роста». Повторный просмотр может часто улучшить результат.

Сравнение с опросным листом Осборна и методом обращения

Опросный лист Осборна предложен в начале 50-х годов американским специалистом по рекламе Александром Осборном . Речь идет о перечне вопросов, который охватывает девять комплексов. Цель этого метода заключается в том, чтобы планомерно направлять творческое мышление на различные области заведомо иного рода.

При методе обращения проблема как в поговорке переворачивается и ставится с ног на голову, чтобы придать новые импульсы. Вместо того, чтобы размышлять над тем, как, к примеру, можно было бы увеличить производство, размышляют на тем, как можно сократить сбыт .


Литература:

  1. BACKERRA, Hendrik; MALORNY, Christian; Schwarz, Wolfgang: Kreativitätstechniken. Kreative Prozesse anstoßen, Innovationen fördern. Die K7. 2. Aufl., München, Wien: Carl Hanser Verlag 2002.

  2. BUGDAHL, Volker: Kreatives Problemlösen im Unterricht. Frankfurt am Main: Cornelsen Scriptor 1995.

  3. SCHAUDE, Götz: Kreativitäts-, Problemlösungs- und Präsentationstechniken. 3. Aufl., Eschborn: Rationalisierungs-Kuratorium der Deutschen Wirtschaft (RKW) e.V. 1995.

  4. SCHLICKSUPP, Helmut: Kreativ-Workshop. Ideenfindungs-, Problemlösungs- und Innovationskonferenzen planen und veranstalten. Würzburg: Vogel 1993.

  5. ZWICKY, Fritz: Entdecken, Erfinden, Forschen im morphologischen Weltbild. München, Zürich: Droemer & Knauer 1966.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle