Библиографическое описание:

Парпиев О. О. Применение изречений Навои в развитии письменной речи // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 292-293.

Использование изречений Навои имеет огромное образовательное и воспитательное значение в повышении навыков письменной речи учащихся это:

  1. Способствует глубоко и полноценно понять произведения Навои;

  2. Облегчает представление практического значения, жизненного содержания изречений Навои;

  3. Выполняет функцию важного источника при усовершенствовании общих речевых навыков и умений учащихся.

Здесь мы будем говорить только о методах использование изречений Навои.

Известно, что изречения Навои можно встретить и в отдельных произведениях («Махбуб ул-кулуб», «Арбаъин»), и в составе других произведений (газель, рубаи, поэма «Хамса»)

В начальном периоде учитель сам может читать или писать на доске, а также может применять наглядные пособия, технические (пособия) средства, компьютерную технологию. А после найти их в процессе работы, полноценно использовать их по желанию и инициативе учащихся.

На уроках родного языка для выбора девиза уроках учащимся даётся изречения Навои. В младших классах может использоваться повествовательное изложение.

Крестьянин, посеявший овес, не может собрать пшеницу

Благовоспитанные люди достигают плода счастья.

Неуместное старание хуже безделья.

Если народ тебя не защищает -

Ищи причину в себе

Что надо говори, а что не надо – промолчи

Вода льдом, еда с солью, человек словом прекрасен.

При выборе эпиграфа к письменной, творческой, домашней и классной работам применения изречений Навои уместны. Конечно, при этом надо исходить из темы творческих работ.

Пир Навои, сколько пирующих людей

Но в единстве совесть и нрав милей

Что за птица из благородства крыло

Не низок уважение к отчизне было

Не мало вне земли ищущих цветов

Много цветов на земле и цветущих краев.

Мы на практике применили задание «Комментарий изречений Навоий». Для этого выбирается один из изречений Навои, связанное с темой даётся комментарий изречений. При этом даётся возможность свободному мышлению на основе своего мировоззрения и представления. Объём письменной работы может состояться из маленького текста ( в объёме 3-4 предложений), до пол страницы и одной полной страницы. При этом указывается и на ограничении времени (например, 5,10,15 минут). Только после составления текста даётся грамматическое задание (например, объясните значение производных и непроизводных существительных в тексте, распространите предложение однородными членами; определите чем выражено дополнение)

Игра «Восстановим изречения Навои» не только развивает устную и письменную речь учащихся, но и способствует творческому мышлению». Для это берётся изречение Навои и места слов меняются. Учащимся даётся задание восстановить фразу. Обратим внимание на строку из «Фархада и Ширин»

Трав сто тысяч гибнут в цветущих садах, но

Красивый стан мишь стоит сто лет свободно.

Учащимся даётся это в следующих формах:

  1. Вариант лёгкий. При этом в фразе меняется места 1 и 2 слов. В качестве помощи учащимся на местах остаются рифмующие слова:

Тысяч сто трав гибнут в цветущих садах, но

Стоит лишь красивый стан сто лет свободно.

2) Средне-сложный вариант. При этом желательно оставить рифмующие слова на месте. Только количество меняемых слов увеличивается:

Сто тысяч трав гибнут цветущи в садах, но

Лишь красивый стан стоит сто лет свободно.

  1. Сложный вариант. При этом меняется места не только рифмующих слов, но и фраз. Но такие задания выполняются только после специальной подготовке, сформулированных навыков и умений учащихся.

Такие занятия можно считать умственной гимнастикой. Они приближают учащихся к творчеству Навои, что развивает самостоятельный и творческий интеллект, наряду с этим выполняет функцию источника устную и письменную речь.

Страница неписаная правды есть

Всяк люд должен эту страницу учесть.

Будь далёк от делов «Брать чтобы дать».

Не лучше ли не брать дабы отдать.


Литература:
  1. Алишер Навоий. «Махбуб ул-кулуб». – Ташкент:1983.

  2. Алишер Навоий. Сборник. 20 томов. Ташкент: 1998.

  3. Алишер Навоий. «Фархад и Ширин». Ташкент: 1989.

3


Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, письменной речи, цветущих садах, красивый стан, письменную речь, письменной речи учащихся, изречений Навои, письменную речь учащихся, девиза уроках учащимся, изречений Навои уместны, обучения письменной речи, навыков письменной речи, задание «Комментарий изречений, Объём письменной работы, начальном периоде учитель, уроках родного языка, старание хуже безделья, умений учащихся, функцию источника устную, возможность свободному мышлению.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle