Библиографическое описание:

Сумцова О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 297-298.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Современное общество требует конкурентоспособных специалистов, которые не просто владеют базовым иностранным языком (ИЯ), но и способны общаться на профессиональном ИЯ по своей специальности. Актуальность данной проблемы несомненна в наш век – век глобализации экономики, интеграции политической, культурной и общественной жизни. Следовательно, основной задачей для преподавателей современных технических вузов на сегодняшний день является поиск, исследование и применение актуальных методов преподавания ИЯ.

В современных условиях роль активных методов в практике обучения ИЯ продолжает оставаться актуальной. Авторы работ, посвященных проблемам языковой подготовки в высшей школе, отмечают ряд причин низкой эффективности преподавания ИЯ в техническом вузе. Одной из причин является ограниченное количество часов, выделяемое на его изучение. При этом основной задачей обучения является практическое владение развитой профессионально ориентированной коммуникативной компетенцией для активного применения ИЯ в профессиональном общении.

«На сегодняшний день основная задача обучения ИЯ состоит в обучении профессионально-ориентированному общению» [2, с.43], а сам процесс обучения должен быть практико-ориентированным. Следовательно, необходимо найти такие универсальные методы обучения ИЯ, которые позволят достичь более высокого уровня подготовки специалистов посредством интеграции языковой и профессиональной сфер.

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Именно такое обучение общепринято считать «наилучшей практикой обучения» в современном вузе. Исследования показывают, что именно на активных занятиях, если они ориентированы на достижение конкретных целей и правильно организованы, обучаемые часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Фраза «наиболее полно и с пользой для себя» означает, что учащиеся думают о том, что они изучают, каким образом они будут применять полученные знания в ситуациях реальной жизни или дальнейшего обучения.

Следует отметить, что обучение ИЯ должно вестись в рамках личностно-ориентированного, коммуникативно-направленного и профессионально-деятельностного подходов в системе языковой профессионально ориентированной подготовки студентов технического вуза. Повышение качества иноязычной подготовки высококвалифицированного специалиста возможно при условии внесения существенных изменений в процесс обучения ИЯ в вузе посредством внедрения инновационных образовательных технологий, ориентированных на профессиональную сферу и обеспечивающих чёткие критерии оценки языковых компетенций.

Одной из таких компетенций является коммуникативная компетенция, определяемая в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности.

В условиях развития новых информационных технологий проблема развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетентности студентов как будущих представителей информационного общества, приобретает особое значение. Актуальность компетентностного подхода в проектировании деятельностных результатов языкового образования в неязыковом вузе определяется необходимостью преодоления дегуманизации технического образования путём совмещения социально-гуманитарной и технической подготовки студентов. В рамках компетентностного подхода на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешными в обществе. С этой точки зрения, преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:

  1. приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;

  2. развитие умений слушания и коммуникации;

  3. развитие положительной самооценки, толерантности, понимания других людей и их потребностей;

  4. поощрение новаторства и творчества.

Обучение ИЯ в неязыковом вузе, сегодня понимаемое как обучение межкультурной коммуникации, неразрывно связано с использованием современных методов. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и, соответственно, специфику использования тех или иных методов и технологий обучения. При организации занятий преподаватели университета используют ролевые и дидактические игры, программированное обучение, лекции-дискуссии, метод конкретных ситуаций, работу в малых группах, деловые игры и другие современные методы обучения. Задачами любой учебной дисциплины является формирование определенных компетенций в соответствии с компетентностной моделью специалиста. Овладеть коммуникативной компетенцией на ИЯ, не находясь в стране изучаемого языка, достаточно сложно. Именно по этой причине необходимо использовать активные методы обучения ИЯ в современных вузах.

Основная цель активных методов обучения ИЯ – это формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих ИЯ. Следует отметить, что профессионально-ориентированные проблемные учебно-речевые ситуации позволяют студентам достичь успехов в процессе овладения иноязычной профессиональной коммуникацией, которая, в свою очередь, является основой последующего иноязычного профессионального общения. Усвоенный в процессе обсуждения материал речевых ситуаций может быть перенесён в среду реальной коммуникации с представителями других стран, использован в процессе чтения научно-технической литературы и работы с другими источниками информации.

Применение разработанной системы профессионально-ориентированных проблемных задач в процессе преподавания иностранного языка студентам технических вузов позволяет улучшить качество обучения, активизировать их творческий потенциал.

Бесспорно, коммуникативная компетенция важна не только на уроках ИЯ, но и становится частью современного общества. Однако любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированности умения их использования в профессиональной деятельности. Для решения данной задачи всё шире применяется такие активные методы обучения, как кейс стади и метод решения задач.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что активные методы обучения ИЯ обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют студенту самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Активные методы также обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  1. повышение познавательной активности учащихся;

  2. развитие творческих способностей и нестандартности

  3. мышления;

  4. активизацию самостоятельной деятельности;

  5. развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности студента;

  6. формирование положительной учебной мотивации, эффективное усвоение большого объёма учебной информации;

  7. развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

  8. раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития.

Особое место в совокупности процессуальных характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает осознание студентами своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями программы курса, образовательного стандарта, рынка труда. А главное – приводит к пониманию «некомпетентности», создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования, практического использования полученных знаний. Следует также отметить, что применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты. Использование этих методов позволяет в значительной мере реализовать сущностные черты компетентностного подхода, добиться результата, оптимального для каждого студента.

Таким образом, развивая необходимые профессиональные компетенции выпускника вуза средствами дисциплины «Иностранный язык», решается одна из важнейших проблем современного высшего образования в эпоху глобализации – подготовка специалистов, готовых к социальной и академической мобильности и компетентных в профессиональном отношении. Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста обеспечивается посредством использования активных методов обучения, адекватно отражающих содержание и структуру иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста.


Литература:
  1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика. 1977.
  2. Сафроненко О.И. Программно-методическое, технологическое и кадровое обеспечение качества системы многоуровневой языковой подготовки студентов неязыковых вузов / О.И. Сафроненко. —
  3. Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2006. — С. 43.
  4. http://festival.1september.ru/articles/562370/
  5. Wikipedia.org

  6. http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-2.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle