Библиографическое описание:

Токарев А. А. Играя, развиваем внимание у ребенка // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 238-240.

Важнейшим итогом психического развития в возрасте до шести лет появляется возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствует уровень сформированности у них логического мышления, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации. Вместе с тем дети нуждаются в целенаправленном обучении по формулированию ряда качеств, необходимых для полноценного осуществления учебной деятельности. При этом особое значение придается формированию произвольной деятельности поведения – в частности.

В дошкольном возрасте в современном мире отмечено много случаев детей со слабо развитым логическим мышлением, памяти и воображения, неустойчивого внимания, нарушением моторики. Что в свою очередь может влиять на учебную деятельность.

Нарушениями же, расстройствами, дефектам называются всевозможные отклонения от нормы психофизического развития, т.е. от общепринятого в данном проявлении или восприятия её.

В значительно меньшей части психические нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился, обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда конечными явлениями. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка, могут приводить к определенным нарушениям. При анализе нарушений необходимо учитывать большие компенсирующие возможности развивающего детского мозга. У ребенка в значительной большей степени, чем у взрослого сохранные и развивающиеся участки коры головного мозга могут брать на себя функции пораженных. И здесь применяются педагогические методы.

Вниманию читателей предлагаю две полезные игры, которые направлены на развитие психических процессов, т.е. логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. Данный комплекс игр предназначен не только для детских садов, но и для игры в домашних условиях и на детских площадках.

Прятки с игрушками

Чем полезна: Развитие устойчивости внимания, логического мышления, памяти и моторики.

Игровой материал. Пять-семь игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки (грузовик, автобус и т.д.), игрушеч­ная посуда (кастрюлька, сковородка), военные игрушки (самолет, ракета, танк). Игрушки дол­жны быть среднего размера (примерно 20-25 см в высоту), очень привлекательными для детей и новыми (их можно взять на время в соседних группах детского сада).

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-либо работу, доводить дело до конца. Конечно, ребенку не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей, и забавляет их. Игра с игрушками, как показывает практика, является одной из самых любимых, как для детей, так и для педагогов.

Описание игры и приемы ее проведения. Придя, дети видят приготовленный им сюрприз: на отдельном столике стоят новые игрушки. «Это наши гости, — говорит ведущий, — давайте поиграем с ними в прят­ки». Ведущий предлагает детям сесть поудобнее, придвигает столик с игрушками к ним поближе и объявляет, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Он подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше все­го нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось? » — спрашивает ведущий каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет ис­кать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, ведущий предлагает им встать лицом к стене и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т.д. Ведущий шепотом обращается к детям, наблюдавшим за ним: «Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам».

«Пора!» — говорят хором дети и ведущий. Водящие открывают глаза, становятся ря­дом с ведущим, и он объясняет правило: «Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!» Пока дети ищут, ведущий напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, воспитатель спрашивает остальных малышей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?» Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Те­перь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, когда лучше положить тот или иной предмет. Когда все дети побывают в роли водящих, ведущий предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных. Все аплодируют им.

Правила игры таковы, что искать нужно только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие; нельзя подсказывать, где спрятаны игрушки, выдавать общий секрет, того, кто нарушает это правило, не выберут искать игрушки; когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза и подсматривать; прятать игрушки поручается только тем, кто выполняет все правила.

Советы ведущему(взрослому). Игра должна проходить оживленно, эмоционально. Важно, чтобы дети внимательно рассмотрели выбранные игрушки. Отвечая на вопрос ведущему, что им понравилось в игрушке, они отчетливее представляют качества этого предмета, что поможет им при его поисках. К процедуре прятанья игрушек лучше привлекать непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться.

Отзовись. Не зевай!

Чем полезна: на развитие устойчивости и сосредоточения внимания.

Игровой материал. Парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Подбираются картинки, изображающие следующих птиц: петух, курица, гусь, утка, ворона, воробей. Вполне подходят для детей изображения следующих животных, голоса которых уже хорошо им знакомы: корова, коза, лошадь, собака, кош­ка. К картинкам птиц и животных можно доба­вить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков.

Картинки помещаются в коробке, разделенной перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта пособия. Наборы картинок должны храниться в одинаковой последовательности.

Особенности игры. Внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво. Дети легко отвлекаются, теряют намеченную цель и легко переключаются с одних действий на другие. Предлагаемая игра направлена на преодоление этих недостатков и развитие устойчивого, сосредоточенного внимания. Игра предъявляет ребенку целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и т.д. Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению. Эти условия заключаются в следующем: во-первых, содержание игры и ее материал отвечают интересам и склонностям малышей (дети питают особый интерес к животным, которых встречают в своем окружении, они любят подражать голосам этих животных, их движениям и пр.); во-вторых, очень привлекательным является для них сам игровой материал (картинки с изображениями животных); в-третьих, эта игра — забава, где решение познавательной задачи сочетается с движением и звукоподражанием.

В игре принимает участие вся группа. Усилия, которые затрачивает ребенок, получают оценку сверстников, что служит условием самоутверждения и доставляет ребенку удовлетворение.

Описание игры и приемы ее проведения. Ведущий вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Ведущий объясняет детям, что эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего дружка: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. «Как позовет корова свою подругу? — спрашивает ведущий.— Правильно, она будет мычать: «Му-муу», а другая корова должна быс­тро ей ответить: «Му-муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? Правильно, «га-га га», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего друга — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут (по­казывает картинку). Этого мальчика зовут Сережей, а другого Андрюшей, это девочка Наташа, а это— Оксана. Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, ау, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, — птица, животное или человек, — должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. А дети похлопают и скажут: «Молодцы!» А если кто-нибудь зазевался и пропустил свой ход, они скажут ему: «Ай-ай-ай, другой раз не прозевай!»

Закончив объяснение игры, ведущий раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому, и напоминает правило: «Не показывать картинки друг другу, а то не получится интересной игры». Ведущий садится на свой стул, и игра начинается. Взрослый вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда. Выз­ванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и ведущего заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Игра проходит оживленно и, по мере того как малыши начинают осваиваться, приобретает все более веселый и непринужденный характер. Когда все картинки окажутся в коробке, ведущий снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно — другую игровую роль.

Правила игры таковы, что подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал ведущий; нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары (друга); запрещается показывать раньше времени полученную картинку, кто нарушит это правило, того вызовут позднее всех.

Советы ведущему (взрослому). Важно помнить, что эта игра — забава, она должна проходить живо, весело, непринужденно. Многое здесь зависит от вашего поведения. Не превращайте объяснение игры в длинную сухую инструкцию. Пусть малыши в действии освоят правила игры. От яркости, доходчивости и активности объяснения будет зависеть ее успех.

Настроение детей к игре является условием непроизвольного внимания, которое является основой формирования таких его качеств, как сосредоточенность и устойчивость.

Игра поможет вам выявить детей с неуправляемой активностью, с полным отсутствием сосредоточенности и устойчивости внимания. С таким ребенком нужно будет еще поиграть в эту игру для того, чтобы выяснить причины, мешающие ему сосредоточиться, и помочь преодолеть эти недостатки. Детям с рассеянным, неустойчивым вниманием можно напомнить правила. После выполнения своей роли, когда ребенок освободится от картинки и участие в игре станет ему в тягость, можно будет поручить ему покормить «птичек» или отвести «корову» на место, т.е. выполнить дополнительные задания, которые послужат разрядкой и продлят интерес ребенка к игре.


Литература:
  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978 – 304 С
  2. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста.
  3. Развитие познавательных процессов. – М., 1964
  4. Абраменкова В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком. – М.,2001- 78 С
Основные термины: Похожая статья, логического мышления, друг другу, новые игрушки, устойчивости внимания, лицом друг, детей устойчивость внимания, Правила игры, Описание игры, Особенности игры, Игровой материал, друг другу картинки, дошкольном возрасте, картинки друг другу, объяснение игры, психофизического развития, Развитие устойчивости внимания, детей дошкольного возраста, хором дети, дети группы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle