Библиографическое описание:

Кравченко А. С. Факторы воздействия на стандартизацию подготовки учителей в США // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 272-274.

Стандартизация системы образования в США стала частью общего процесса реформирования американского образования. Предпосылки современной системы управления качеством образования в США проявились на этапах: 1) борьбы за доступ к образованию (50 - 60-е гг. XX в.; 2) ориентации на компетенции в образовании (70-е гг. XX в.); 3) концентрации внимания на конкуренции и качестве всех звеньев образования (начало 80-х гг. XX в.); общего движения реформ в сторону стандартизации образования «standards-based reform» (80-х - 90-х гг. XX в.). С середины 1980-х годов почти все штаты поддержали идею о создании стандартов для учащихся по меньшей мере в основных академических областях. Федеральные инициативы, прежде всего No Child Left Behind (NCLB), заменили рекомендательный характер правительственных резолюций принуждением.
В 1991 г. в США создан Национальный комитет по образовательным стандартам и тестированию. Для образовательных стандартов США характерны следующие особенности:
  • они регулируются такими нормативными документами, как "Акт об образовании в целях укрепления экономической безопасности", "Laws for Education. US Department of Education, Wash., D. С 1990", "Америка в 2000 г.: стратегия образования" (1991), программная концепция приоритетных целей образования Национальной ассоциации губернаторов США "Цели 2000: достижение национальных целей образования" (1991);
  • стандарт рассматривается как совокупность конечных и сопутствующих целей (в области реформы образования);
  • стандарт предусматривает достижение фиксированных показателей.
В настоящее время каждый штат имеет свои академические стандарты для учащихся. Стандарты обладают спецификой своего штата. Хотя стандарты любого штата могут быть стимулированы стандартами профессиональных ассоциаций или основаны на стандартах других штатов, они остаются характерными продуктами штата, отражающими понимание жителей штата того, что является наиболее важным в областях, которым эти стандарты посвящены.
Существуют как культурные, так и исторические причины существования различий между стандартами разных штатов. С культурной точки зрения штаты проявляют неизменную двойственность, будучи в одно и то же время региональными и принадлежащими Америке. Они разделяют национальную культуру и историю, участвуют в национальной экономике, общественной жизни, являются политическим наследием и союзом идей и ценностей. В то же время они существуют в своих собственных отличительных окружающих условиях, географических регионах и культурах. Они имеют свои собственные отдельные историю и взгляды на будущее, свою уникальную демографическую ситуацию, и каждый из них имеет свои взгляды на то, что необходимо учить, во что инвестировать и к чему стремиться. Штаты непреклонно сопротивляются периодическим федеральным попыткам установить централизованный контроль над государственным образованием. Движение за стандартизацию образования (standards-based reform) стало в США десятилетием стандартов и оценивания.
Ряд исследователей образования (O'NEIL, ALLRED, BAKER) выделяют три основных причины для подготовки стандартов в 90-х годах.
Первая из них – внимание к качеству преподавания «академических дисциплин» - инициативы следующих профессиональных объединений: Национальный Совет учителей математики (1989 г.), Международная ассоциация по чтению/Национальный Совет учителей Английского языка (1994 г.), Совет по образованию в области математических наук, входящий в Национальный совет по исследованиям (1995 г.), Национальный Совет учителей Английского языка (1996 г.). Эти профессиональные объединения получили лидирующие позиции по разработке стандартов для школ в своих академических областях. В этот период возникает широкая полемика вокруг стандартов, касающаяся использования «новых и стимулирующих (challenging)» стандартов, нацеленных на поддержку обучения всех школьников. Общественное мнение приравнивало «стимулирующие» (challenging) стандарты к обучению, основывающемуся на академической или дисциплинарной базе. Эксперты вновь вступили в спор о том, что должно изучаться в школе.
Второй причиной для разработки стандартов, по словам исследователей, является общество. Отчеты о требуемых умениях для работы от штата Мичиган, от национальных научных исследований, от аналитических данных о рабочем рынке, а также от работы Комиссии по достижении необходимых умений Секретариата Департамента по труду посвятили внимание требованиям, необходимым для успеха в получении работы. Мотивы для этих наборов умений были связаны с важностью американского экономического соревнования, а также с ощущением, что США могут быть ослаблены экономическими генераторами на Дальнем Востоке и мощью развивающегося европейского сообщества. Эта угроза усиливалась докладами о результатах международных сравнительных исследований о достижениях учащихся, демонстрирующих серьезное отставание американских школьников.
Третьей причиной стали потребности учащихся, которые отличались большим разнообразием [4].
В диссертации М.В. Широковой «Ведущие тенденции управления качеством педагогического образования в США» [3] выделены некоторые исторические предпосылки современной системы управления качеством педагогического образования в США. Автор исследования выделяет опосредованные факторы развития управления качеством педагогического образования в США и непосредственные факторы развития управления качеством педагогического образования, такие как юридические нормы, обусловленность целей и стратегий образования, структурные изменения системы подготовки учителей.
В диссертации О.Н. Бессарабовой «Образовательные стандарты средней школы США: состояние и тенденции развития» отмечается, что участие в разработке стандартов для школьного образования принимали Национальный совет учителей математики (National Council of Teachers of Mathematics), Американская федерация учителей (American Federation of Teachers); научно-исследовательские лаборатории, научные институты (Национальный институт достижений учащихся, куррикулума и оценки - (National Institution on Student Achievement, Curriculum, and Assessment) и другие профессиональные организации. Образовательные стандарты средней школы США включают стандарты содержания образования и стандарты достижений учащихся. Появление стандартов способствовало тенденции усиления критериально-оценочной и организационно-управленческой функций в образовании [1]. В 2009 году сорок шесть из пятидесяти американских штатов и федеральный округ Колумбия стали принимать участие в ведении общих стандартов дошкольного и среднего образования. Утверждением образовательных стандартов занимаются Национальная ассоциация губернаторов и Совет главных школьных чиновников штатов.
В диссертации Е.В. Разумовой «Стандартизация образования в России и за рубежом (80-е гг. ХХ – начало ХХI вв.): Сравнительный анализ» выделяется три этапа стандартизации образования в США. Первый из них - становление теоретических основ стандартизации образования, разработка федеральных образовательных стандартов в 1983-1994 гг. В период 1994-2002 гг. федеральные стандарты носят рекомендательный характер, основными признаются стандарты штатов. С 2002 года по настоящее время ситуация характеризуется наличием единых целей, строгой подотчётности штатов центру, ориентацией на установление федеральных стандартов [2]. Несмотря на авторские утверждения, нужно отметить, что до настоящего времени национальные стандарты образования приняты только относительно ряда предметов и не во всех штатах США. Однако процесс стандартизации школьного образования оказал существенное влияние и на стандартизацию педагогического образования, так как часто этим занимаются одни и те же профессиональные объединения, что отличает стандартизацию педагогического образования от стандартизации в других отраслях.
В целом в данных и других отечественных исследованиях, обращенных к управлению качеством педагогического образования в США, его стандартизации, выделяются различные этапы и мероприятия, которые воздействовали на процессы разработки и принятие стандартов. В тоже время в диссертациях по сравнительному образованию не затрагиваются теоретико-педагогических традиции США, которые позволяют определить специфику стандартизации национальных программ подготовки учителей в США, отличную от европейских стран.
Нужно отметить, что стандартизация профессионального образования шла по особому пути. Различия в понимании профессиональных квалификаций не столь заметны, так как они связаны с миром работы. Теории профессионального образования не формировались в университетских стенах, так как были связаны с профессионально-техническим образованием или менеджментом, который преподавался в бизнес школах. Исключение составляли теории обучения и подготовки средствами образования специалистов некоторых гуманитарных профессий, и специалистов для работы в школах, то есть учителей.
Разработка стандартов профессионального образования в США началась позже, чем в европейских странах, во время администрации Буша старшего, и была активно продолжена во время президентства Билла Клинтона. После доклада Комиссии по вопросу умений американской рабочей силы, рекомендовавшего создание Национального совета по контролю за разработкой национальных стандартов умений и квалификаций, необходимых для начала трудовой деятельности, для всех отраслей и профессий американской экономики, был сформирован Национальный совет по стандартам умений. В его функции входили разработка стандартов и оценочных процедур, сертификация «в рамках пятнадцати секторов экономики». Постановка задачи разработки стандартов была связана с тем, что в США не было единой системы квалификаций.
Проблема разработки профессиональных стандартов в США представлена в ряде исследований российских авторов. В данных исследованиях отмечается, что в США нет общепризнанных межотраслевых свидетельств, разработанных представителями отраслей, которые бы присваивались в рамках всей функциональной вертикали. Совет по стандартам ставил своей задачей разработать квалификации, которые бы были достаточно широкими для обеспечения мобильности работников на рынке труда, с одной стороны, и одновременно давали бы возможность использования работников на выполнении смежных работ, требующих различный набор умений. В результате Комитет Совета по стандартам, оценке и сертификации разработал концептуальный подход к системе квалификаций, представляющий систему в виде дерева с ветками и листвой. Ствол дерева – это умения и знания, которые являются общими для всех отраслей в рамках сектора. Ветви – это дополнительные умения и знания, которые требуются в отдельных отраслях данного сектора, а листва – это конкретные специальные умения и навыки.
Можно сделать вывод о том, что на стандартизацию учительского образования в США, кроме внешних факторов, стремления обеспечить качество образования учителей, оказали влияние традиции психолого-педагогических англосаксонских теорий, которые были отличны от многих стран Европы, где формировались дидактические теории. В тоже время они совмещались со стандартизацией квалификаций, которые разрабатывались в профессиональном образовании и теориях менеджмента.

Литература:
Бессарабова О. Н. Образовательные стандарты средней школы США: состояние и тенденции развития: состояние и тенденции развития: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Волгоград, 2006 223 с. РГБ ОД, 61:06-13/2469.
  1. Разумова Е. В. Стандартизация образования в России и за рубежом (80-е гг. XX - начало XXI вв.): сравнительный анализ: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Разумова Елена Викторовна; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Саратов, 2009.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/309.
  2. Широкова М. В. Ведущие тенденции управления качеством педагогического образования в США. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Белгород – 2010.
  3. Eva L. Baker, Harold F. O'Neil Jr. Standards for Student Learning - Definitions and Descriptions, Historical Context, Comparing Past and Present, Potential for Success [Электронный ресурс]: Education Encyclopedia. – URL: http://education.stateuniversity.com/pages/2444/Standards-Student-Learning.html. - [дата обращения 12.10.2011].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle