Библиографическое описание:

Белякова Е. И., Родионова Н. В. Особенности подготовки специалистов в области управления инновациями // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 112-113.

Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту.

Инноваторы необходимы предпринимателям для повышения эффективности производств, внедрения новейших технологий, снижения издержек. Но существуют определенные сложности в управлении инноваторами. Как показывает практика, отличительные деловые качества, присущие инноватору таковы: креативность, мобильность, постоянный поиск нового, может быть и не совсем логичного на данном этапе развития общества, но нового и логичного для самого искателя. Здесь могут иметь место высокая степень коммуникации, открытости и иррационализма. Требуются особы условия подготовки таких специалистов.

В РФ на настоящий момент ведется широкая подготовка менеджеров. Но в основном это менеджеры широкого профиля (специальность «менеджмент организации»), либо профильных отраслей (например, специальность «менеджмент в нефтегазовой промышленности»). Однако как таковых специалистов по управлению инновациями и инноваторами следует готовить. Инноваторы – это специалисты, работающие на грани творчества и точных наук, технологий. Руководить ими могут менеджеры с творческим подходом.

Современная система образования во всем мире строится в соответствии с двумя концепциями: непрерывного и опережающего образования. Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создает для нее оптимальные условия для такого движения, то есть осуществляется переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». Опережающее образование означает следующее: уровень развития системы общего и профессионального образования должен опережать и формировать уровень развития личности, общества и производства, его техники и технологии (производство рассматривается в самом широком смысле, включая и материальное, и духовное производство). Концепции непрерывного и опережающего образования в данный период времени находят практическое применение в практике ведущих мировых образовательных центров и транснациональных корпораций. Успешное внедрение концепций влечет наиболее эффективное развитие бизнеса и личности как специалиста [4].

Важно, чтобы специалисты по управлению инноваторами обучались в соответствии с обозначенными выше концепциями. В то же время сейчас подготовка специалистов по управлению инновациями ведется в различных формах:

- отдельные дисциплины в вузах (основы инноватики);

- специальность в вузах;

- краткосрочные курсы в консультационных и инжиниринговых центрах

- долгосрочные курсы с разработкой индивидуального инновационного проекта – наиболее эффективны.

Однако необходимо учитывать такие особенности подготовки специалистов, как:

1) необходим значительный объем самостоятельной работы слушателей

2) обязателен подбор преподавателей из числа профессионалов-практиков

3) программы целесообразно осуществлять без отрыва слушателей от работы и обеспечивать оригинальными учебными пособиями

В обучении менеджеров есть некая двоякость: для менеджеров из разных областей деятельности есть некие общие принципы работы. Управлять инновациями — значит уметь увеличивать их стоимость. В этом основной смысл и цель работы менеджера. В то же время управление инновациями строится на различных практических подходах. В связи с этим большинство преподавателей в Европе — профессиональные консультанты консалтинговых фирм или реальных инновационных компаний. В качестве еще одного момента бенчмаркинга стоит упомянуть об известной программе "Коммерциализация науки и технологии" Техасского университета в городе Остин – в ней преподаватели поднимают вопросы, связанные с правовой охраной, управлением интеллектуальной собственностью [2].

В России на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ введены разнообразные обучающие программы, но их эффективность, как показывает практика, оставляет желать лучшего. Зачастую пытаются просто внедрить скопированные европейские и американские программы, минимально адаптируя их к российским условиям [3].

На данный момент в России слабые условия для поддержки и развития инноваторов: работа специалистов разрознена, нет единого информационного центра. Практически не ведется статистика изобретательства. Институт защиты интеллектуальной собственности только начинает развиваться. Между изобретением и внедрением его в производство и дальнейшую реализацию проходит достаточно большой промежуток времени. В связи с этим необходимо создание механизма, который выделил бы инноваторов, способствовал воплощению их идей, юридически консультировал, а также помогал бы при их ущемлении их прав.

В связи с развитием научного прогресса России, обусловленным экономическими, политическими факторами, необходимость поддержки инноваторов ярко выражена. Реализующиеся программы недостаточно эффективны. Однако намеченная позитивная тенденция дает надежду на благоприятное научное развитие не только науки и инноваций, но и на качественный кадровый состав и потенциал тех людей, которые ведут непосредственно работу с инноваторами и результатами их деятельности.

В качестве решения проблемы стоит рассмотреть такой вариант. Предлагается идея создания информационно-аналитического центра, который будет интегрировать предложения инноваторов и спрос предпринимателей и государства, способствовать развитию потенциала, а также мотивации самих инноваторов. Информационно-аналитический центр «Союз инноваторов» должен иметь определенную организационную структуру и включать как минимум шесть достаточно крупных отделов: юридический отдел, планово-экономический отдел, образовательный отдел, благотворительный фонд, отдел по работе с инноваторами и инновациями, отдел по работе с «потребителями» инноваций. Центр должен быть организован на независимой основе (т.е. непосредственно не связан ни с вузами, ни с администрацией города, ни с каким-либо предприятием). Впоследствии предполагается развитие сотрудничество с тремя основными элементами внешней среды.


Литература:
  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
  2. Зинов В. Государственная политика России в области развития науки и технологий подразумевает взаимосвязь двух базовых направлений: формирование национальной инновационной системы и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса// Цифровая библиотека Украины, рубрика: сфера образования. – 2006. - 27 октября.
  3. Зинов В. Инновационный процесс: все решают кадры // Экономика России: ХХI век. – 2006 - № 19.
  4. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003.
Основные термины: управления инновациями, систем управления инновациями, подготовки специалистов, управлению инновациями, области управления инновациями, Обоснование необходимости разработки, качества подготовки специалистов, необходимости разработки систем, разработки систем управления, Управление инновациями, управление инновациями, управлении инноваторами, специальность «менеджмент, управлению инноваторами, России слабые условия, необходимость поддержки инноваторов, Особенности подготовки специалистов, конструкции «образование, особенности подготовки специалистов, уровень развития

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle