Библиографическое описание:

Павлочева О. С., Низамова Г. З. Вопросы формирования эффективной национальной инновационной системы России // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 131-133.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Начальной стадией построения инновационной экономики является создание национальной инновационной системы (НИС).

По мере углубления глобализационных процессов положение государства на мировой арене все больше начинает определяться его общей конкурентоспособностью, которая, в свою очередь, напрямую зависит от структуры и эффективности инновационной системы страны. Именно инновационная система позволяет государству занять определенную нишу в системе международного разделения труда, приобрести вес и статус в системе международных отношений. Проблема повышения международной конкурентоспособности остро стоит и перед Россией. Не случайно вопрос о перспективах формирования национальной инновационной системы занимает заметное место в российском политике.

Национальная инновационная система – это совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научно-исследовательские организации, потребители) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов, в т. ч. государств на международном уровне [1].

Инфраструктура инновационной деятельности признается неотъемлемой частью НИС. Современная инновационная инфраструктура – это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, что обеспечивает эффективную реализацию инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса. Ее главное назначение определяется как обеспечение взаимодействия между основными компонентами НИС: высшим образованием, сектором исследований и разработок, государственной инновационной политикой и бизнесом. При этом большинство источников признают ее несовершенный фрагментарный характер и определяют ее развитие одной из основных задач на пути перехода к инновационному типу экономики.

В рамках национальной инновационной системы должна быть сформирована инновационная инфраструктура:

- организации, способствующие созданию и развитию инновационных компаний (бизнес-инкубаторы, технопарки, особые зоны и т.д.);

- консалтинговые организации (обзоры рынков, разработка бизнес-планов, стратегии развития, патентные исследования, исследования конкурентных преимуществ, аудит, правовые вопросы и т.д.);

- центры трансферта технологий;

- фондовые биржи высоких технологий.

Государство должно стимулировать (в том числе и налогами) те объекты инновационной системы, которые не нуждаются или не предполагают коммерческие вложения, например патентование.

Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

-повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики;

-увеличить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки);

-преодолеть фрагментарность инновационной инфраструктуры, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций [2].

Проблема практического использования результатов НИОКР, созданных в государственном секторе, имеет ключевое значение для развития отдельных конкретных отраслей. Задача состоит в том, каким образом преодолеть разрыв между генераторами новых знаний (государственные исследовательские организации, академический сектор науки, университеты и т.д.) и теми, кто может использовать эти знания и получать экономическую выгоду (предпринимательский сектор). Одним из путей повышения эффективности государственных ассигнований на НИОКР может служить привлечение потенциальных потребителей к определению направлений исследований и отбору проектов. Однако эти функции во многих случаях все еще являются монополией научного сообщества.

Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов инновационной системы внутри и между ее основными блоками - сектором исследований и разработок, коммерциализацией, инновациями в бизнесе, а также инструментами региональной инновационной политики - главный резерв повышения эффективности НИС.

Отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной системы является координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов.

Именно системный подход к инновационной деятельности, производственному процессу способен обеспечить содействие научно-техническому сектору и создание условий для коммерческого использования результатов научных исследований. Особое внимание при этом необходимо обратить на формирование приоритетов научно-технической и инновационной деятельности и развитие инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности на всех ее стадиях – от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологичной продукции и услуг, на совершенствование правоотношений между субъектами научно-технической деятельности, данные этапы входят в функции менеджмента, от грамотного выполнения которых будет зависеть конечный результат. Решение проблемы экологического характера, также базируется на внедрении менеджмента экологического и безопасности.

Сбалансированное развитие федеральной и региональной составляющих инновационной системы будет реализовываться через повышение эффективности использования действующих институтов - технико-внедренческих особых экономических зон, технопарков, а также через расширение поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса, а также через разработку дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы. В этих регионах будет также обеспечена более тесная увязка используемых как федеральным центром, так и самим регионом инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры.

Сегодня инновационный путь развития декларируют все, но пока мало что сделано реально. Между тем для создания национальной системы и аналогичных региональных систем в качестве ее составных первичных элементов требуется каждодневная кропотливая работа. По-нашему мнению, многообразие функций и задач, сопряженных с формированием инновационных систем общенационального и регионального уровней, предопределяет также острую необходимость достаточно четкой нормативно-правовой регламентации разделения этих функций и задач между Федеральным центром, субъектами РФ и местным самоуправлением. Такая регламентация должна стать одним из ключевых положений инновационной политики федерального и регионального уровней [3, с. 316].

Как показывает опыт развитых в рыночных отношениях стран, главная тенденция государственной инновационной политики заключается в преобладающей поддержке развития и распространения критически важных для национальной экономики новых технологий. Чем универсальнее высокотехнологическая система, чем шире круг конкретных секторов хозяйства, которые она охватывает, тем ощутимее должна быть государственная поддержка и, следовательно, тем выше экономический эффект в отраслях, регионах и экономике страны в целом [3, с. 318]. Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при котором государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга. Государство поддерживает научно-технический сектор и систему образования, являющиеся источниками инноваций, создает инновационную инфраструктуру и нормативно-правовую базу для стимулирования инновационного предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции.

На региональном уровне инновационная политика должна быть нацелена прежде всего на сопряжение опытных и серийных образцов технологических и продуктовых инноваций с условиями производства, исходя из особенностей специализации отдельных территорий, характера структурных диспропорций региональных хозяйственных комплексов, их технологического уровня. Главным, стратегическим направлением инновационной политики здесь является создание в регионах условий для эффективного использования в первую очередь известных технологических и продуктовых инноваций сообразно приоритетным структурным изменениям в территориальных хозяйственных комплексах и с учетом необходимости решения наиболее актуальных социально-экономических проблем региона и страны в целом [3, с. 319].

России как энергетической державе требуются инновации в топливно-энергетическом секторе. В настоящее время мы видим концентрацию сырьевых отраслей в государственном секторе экономики, что позволит государству получать долгое время устойчивые доходы в бюджет, а следовательно, и осуществлять поддержку других инновационных отраслей экономики. Нефтедобывающие компании могут создавать спрос на инновации, который будет распространяться по смежным отраслям.

Таким образом, согласованные и активные действия органов государственной власти, бизнеса, научных учреждений могут позволить России получить выгоды и стать одним из мировых лидеров инновационного развития.


Литература:

1. Гретченко А.А. Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы: зарубежный опыт и российские перспективы. Научный доклад. —М., 2008.

2. «Инновационная Россия - 2020». Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. - М., 2010.

3. Федотов А.А. Региональные инновационные системы проблемы становления. Научный доклад.- Российский гуманитарный научный фонд, проект № 06-02-00078а.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle