Библиографическое описание:

Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: к вопросу познания мира и воспитания чувств // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 344-356.

Все музыкальные пьесы, созданные мною специально для ансамбля свирелей “Творческая Мастерская Лель”, часто имеют в своей содержательной основе какую-либо необычную или интересную историю.

Древнеславянская легенда гласит, что давным-давно жил на свете светловолосый пастушок, чьи родители так сильно любили друг друга, что назвали его Лелем, в честь бога любви. Маленький пастушок так чарующе играл на дудочке, что сам бог Лель был очарован. Однажды бог Лель спустился к пастушку, чтобы принести ему в дар волшебную свирель из тростника. Подарок буквально осчастливил пастушка Леля, и он не выпускал инструмент, подаренный богом из рук. Свирель так чудно играла, что даже птицы и звери в лесах пели и танцевали под ее звуки.

Как говорит легенда, на беду полюбила того пастушка красавица Светана. Она так сильно была увлечена Лелем, что готова была практически на всё, чтобы тот обратил на неё своё внимание. Но Лель так и не отвечал Светане взаимностью, увлечённый игрой на своей чудо-свирели. Однажды ночью, когда Лель мирно и сладко спал под деревом в поле, Светана прокралась к нему, украла свирель и сожгла ее. Лель впал в необъятную грусть и тоску, а к осени угас, как свеча на ветру. Похоронили Леля на берегу реки, а вокруг могилы его, как гласит легенда, стал расти тростник. И вот сегодня, в наши дни, древняя легенда о юном Леле впервые нашла свое музыкальное воплощение в свирельной музыке.

Славянская легенда” – музыкальная пьеса неторопливого и сказового характера. Ее доминирующее настроение – печаль, хотя наплывами появляются и эмоционально более светлые оттенки. Очевидно, что распевная и выразительная мелодия “Славянской легенды” построена на интонационных оборотах, свойственных древней русской песенности. Таковыми являются, в частности, опора мелодии на квинтовый тон лада и ее “кружение” вокруг квинтового тона, а также характерное миноро-мажорное ладовое “мерцание”.

Важным выразительным штрихом является имитация в партии аккомпанемента звучания русского народного инструмента – гуслей, что в большей степени способствует воплощению сказового характера изложения мелодии, а также многочисленные остановки – ферматы, также придающие изложению музыки характер рассказа. Однако самым выразительным штрихом этой пьесы является, вне всякого сомнения, сам нежный тембр свирели, придающий звучанию особый – пастуший колорит:



















В противовес мелодике “Славянской легенды” с ее несложным (песенным) ритмическим рисунком, мелодика музыкальной пьесы “Иероглифы”, своей довольно непростой и даже капризно изысканной ритмикой, в сочетании со сложными для исполнения форшлагами и штрихами, зрительно напоминает замысловатые и таинственные восточные иероглифы-загадки. Пентатонная основа мелодики “Иероглифов” придает звучанию древний восточный колорит, а минорная окраска – сдержанность и даже некоторую суровость звучания. При записи фонограммы-сопровождения к этой музыкальной пьесе мы использовали весь богатейший спектр восточных ударных инструментов. Таким образом, на примере двух небольших пьес – “Славянской легенды” и “Иероглифов” мы можем как наглядно выявить и сравнить специфические особенности русского песенного сказа и древней восточной мелодики:


Музыкальная пьеса “Розовый сад” посвящена одному из красивейших местечек Ростова-на-Дону – хорошо известной как ростовчанам, так и многочисленным гостям этого южного цветущего города, Аллее Роз. Аллея Роз находится на площади Плевен1 и представляет собой парковую зону, состоящую целиком из множества насаждений болгарских роз всевозможных цветов и оттенков. Здесь царят удивительный аромат и красота, а увиденное рождает чувство восторга и огромное желание возвращаться сюда снова и снова. Именно это восторженное настроение воплощено в музыке “Розового сада”. Отличительной особенностью этой пьесы является особое построение музыкальных фраз – все они строятся по принципу постепенных, но ярко выраженных волнообразных динамических нарастаний.























Сегодня у “Творческой Мастерской Лель” очень много новых замыслов, проектов и идей, и все они связаны не только с традиционным для музыкальной педагогики разучиванием новых музыкальных сочинений в ключе разбора нотного текста, штрихов, аппликатуры и освоения технических приемов. Основополагающим началом при осуществлении творческих замыслов для нас является, прежде всего, знакомство с отраженными в музыке интересными и познавательными историями и явлениями окружающего и такого прекрасного во всем его многообразии мира.


Литература

  1. Калашников В. Боги древних славян. – М.: Русское слово, 1997.

  2. Кузнецов В. Академия игрушечных наук. – Вечерний Красноярск, №23 (480), 1993 (06.02.1993).

  3. Мифология древнего мира. – М.: Белфакс, 2002.

  4. Никонов И. Никто не против. – Учительская газета, № 150 (8931), 1987 (17.12.1987).

  5. Смелова Э. Свирель поет мелодии детства (переложения популярных песен). – Toронто, Онтарио. – 2008.

1 Болгарский город Плевен – город-побратим российского Ростова-на-Дону.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle