Библиографическое описание:

Кузнецова Е. А. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на развитие конкуренции // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 126-128.

Происходящая в России трансформация экономики и общественной системы закладывает основы создания рыночной экономики. Стратегической целью политики государства должно быть создание условий, обеспечивающих этот процесс. [1] Особая роль в процессе модернизации экономики России должна принадлежать малым и средним предприятиям. Для реализации этой роли малым и средним бизнесом, государству необходимо постоянно предпринимать комплексные и системные действия по формированию благоприятной среды, стимулирующей раскрытие новаторского потенциала малого и среднего предпринимательства и содействующей в привлечении предприятиями малого и среднего бизнеса серьезных инвестиций.

При этом следует подчеркнуть важность комплексного использования всех форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства России, а также региональных администраций.

Можно констатировать, что за последнее время, достигнут значительный прогресс не только в совершенствовании системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, но и в создании эффективной конкурентной среды для бизнеса как одной из важнейших задач экономической политики страны.

Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов развития конкуренции. Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению и переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. [6]

Способность длительное время удерживать и расширять рынок сбыта своей продукции, при этом сохраняя рентабельность своего бизнеса можно с уверенностью назвать конкурентоспособностью малого бизнеса.

Конкурентоспособность малого бизнеса объясняется потенциалом, заложенным в нем, а также качественными характеристиками:

- персонифицированный характер отношений между предприятиями и клиентами;

- единство права собственности;

- ключевая роль руководителя в деятельности предприятия.

Исходя из этих характеристик, складываются факторы конкурентоспособности малого бизнеса.

Итак, факторы конкурентоспособности:

  1. Способность к переменам и совершенствованию: благодаря своей динамичности каждое предприятие малого бизнеса постоянно втянуто в процесс совершенствования своей деятельности.

  2. Инновативность – способность предприятия к инновациям, постоянному внедрению в производство новшеств: предложение нового или усовершенствованного продукта в настоящее время становится решающей возможностью привлечь покупателя, заинтересовать его расширить или реструктурировать свою потребительскую корзину.

  3. Способность овладевать ограниченными сегментами рынка: малые предприятия появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников. [3]

Однако существующие проблемы тормозят развитие малого бизнеса, при этом наиболее значимыми проблемами, влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:

недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности;

низкая доступность на рынке труда персонала требуемой квалификации;

сложности доступа к ресурсам коммерческих банков, недостаточное развитие системы микрофинансирования, неразвитая система гарантий (поручительств), слаборазвитые механизмы самофинансирования;

низкая доступность современного производственного оборудования;

недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и прежде всего в муниципальных образованиях края;

невысокий уровень развития системы информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства.[4]

Развитие малого и среднего предпринимательства требует комплексных и согласованных действий органов исполнительной власти, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Приморском крае поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется с 2008 года на основании краевой целевой программы.

В 2008 - 2010 годах поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась на основании Закона Приморского края № 344-КЗ от 03.12.2008 года «О краевой целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2008-2010 года».

В результате осуществления мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства финансовую поддержку получил 161 субъект малого предпринимательства, муниципальные образования края в рамках местных программ предоставили субсидий более 1 000 малым предприятиям Приморского края, количество малых предприятий увеличилось до 26,3 тыс. единиц (106,4% к плановому значению), оборот предприятий малого бизнеса увеличился и составил 175,5 млрд. рублей (116,5% к 2009 году). [2]

Для реализации государственной политики, а также на основании достигнутых результатов в предыдущих периодах в 2010 году принято постановление Администрации Приморского края № 328-па от 24.09.2010 «О краевой долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы». Также в крае разработана и действует Долгосрочная целевая программа «Развитие конкуренции в Приморском крае» на 2010-2012 годы.

Согласно программе развития конкуренции, основными направлениями по созданию максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса являются:

повышение доступности финансово-кредитных ресурсов за счет работы Гарантийного фонда Приморского края, основной целью которого является предоставление услуг поручительства при привлечении предпринимателями банковских кредитов в условиях недостаточного залогового обеспечения;

повышение доступности краевого и муниципального имущества, которое будет использоваться для осуществления производственной деятельности;

упрощение доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за присоединение к электрическим сетям, и упрощения процедуры присоединения;

снижение административных ограничений и избыточного контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

расширение доступа малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу;

обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, публикация на сайте Администрации Приморского края справочной информации о возможности получения государственной поддержки. [5]

Таким образом, стабильное развитие малого и среднего предпринимательства только положительным образом скажется на развитии конкуренции. При этом концентрация усилий федеральных и региональных органов власти должна в первую очередь быть направлена на формирование благоприятной среды для бизнеса, так как без целенаправленной политики по защите конкуренции, развитию малого и среднего предпринимательства невозможно обеспечить диверсификацию экономики и динамичное развитие наиболее важных секторов.


Литература:

  1. Богомолова И.П., Конова О.Ю. Влияние государственной экономической политики на развитие малого бизнеса. Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=9&page=13

  2. Доклад «О ходе реализации целевых программ в Приморском крае за 2010 год» Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.primorsky.ru/files/20047.pdf

  3. Сайт центра информационной поддержки малого бизнеса. Конкурентоспособность малого предпринимательства. Электронный ресурс. / - Режим доступа http://smallbusinesses.ru/content/10/

  4. Постановление Администрации Приморского края от 24.09.2010 № 328-па «О краевой долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы». Электронный ресурс. / - Режим доступа http://mb.primorsky.ru/content/news/federal/general/m,05,59/

  5. Постановление Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 199-па «Об утверждении программы «Развитие конкуренции в Приморском крае» на 2010 – 2012 годы» Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/competition/concreg/doc20100531_04

  6. Резолюция X Всероссийской Конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России» 25 - 26 мая 2010 года, г. Москва. Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.intech-tr.ru/news/2011/rol_malogo_i_srednego_biznesa_v_modernizacii_ekonomiki_rossii.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle