Библиографическое описание:

Кузнецова Е. А. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на развитие конкуренции // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 126-128.

Происходящая в России трансформация экономики и общественной системы закладывает основы создания рыночной экономики. Стратегической целью политики государства должно быть создание условий, обеспечивающих этот процесс. [1] Особая роль в процессе модернизации экономики России должна принадлежать малым и средним предприятиям. Для реализации этой роли малым и средним бизнесом, государству необходимо постоянно предпринимать комплексные и системные действия по формированию благоприятной среды, стимулирующей раскрытие новаторского потенциала малого и среднего предпринимательства и содействующей в привлечении предприятиями малого и среднего бизнеса серьезных инвестиций.

При этом следует подчеркнуть важность комплексного использования всех форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства России, а также региональных администраций.

Можно констатировать, что за последнее время, достигнут значительный прогресс не только в совершенствовании системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, но и в создании эффективной конкурентной среды для бизнеса как одной из важнейших задач экономической политики страны.

Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов развития конкуренции. Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению и переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность. [6]

Способность длительное время удерживать и расширять рынок сбыта своей продукции, при этом сохраняя рентабельность своего бизнеса можно с уверенностью назвать конкурентоспособностью малого бизнеса.

Конкурентоспособность малого бизнеса объясняется потенциалом, заложенным в нем, а также качественными характеристиками:

- персонифицированный характер отношений между предприятиями и клиентами;

- единство права собственности;

- ключевая роль руководителя в деятельности предприятия.

Исходя из этих характеристик, складываются факторы конкурентоспособности малого бизнеса.

Итак, факторы конкурентоспособности:

  1. Способность к переменам и совершенствованию: благодаря своей динамичности каждое предприятие малого бизнеса постоянно втянуто в процесс совершенствования своей деятельности.

  2. Инновативность – способность предприятия к инновациям, постоянному внедрению в производство новшеств: предложение нового или усовершенствованного продукта в настоящее время становится решающей возможностью привлечь покупателя, заинтересовать его расширить или реструктурировать свою потребительскую корзину.

  3. Способность овладевать ограниченными сегментами рынка: малые предприятия появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников. [3]

Однако существующие проблемы тормозят развитие малого бизнеса, при этом наиболее значимыми проблемами, влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:

недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности;

низкая доступность на рынке труда персонала требуемой квалификации;

сложности доступа к ресурсам коммерческих банков, недостаточное развитие системы микрофинансирования, неразвитая система гарантий (поручительств), слаборазвитые механизмы самофинансирования;

низкая доступность современного производственного оборудования;

недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и прежде всего в муниципальных образованиях края;

невысокий уровень развития системы информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства.[4]

Развитие малого и среднего предпринимательства требует комплексных и согласованных действий органов исполнительной власти, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Приморском крае поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется с 2008 года на основании краевой целевой программы.

В 2008 - 2010 годах поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась на основании Закона Приморского края № 344-КЗ от 03.12.2008 года «О краевой целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2008-2010 года».

В результате осуществления мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства финансовую поддержку получил 161 субъект малого предпринимательства, муниципальные образования края в рамках местных программ предоставили субсидий более 1 000 малым предприятиям Приморского края, количество малых предприятий увеличилось до 26,3 тыс. единиц (106,4% к плановому значению), оборот предприятий малого бизнеса увеличился и составил 175,5 млрд. рублей (116,5% к 2009 году). [2]

Для реализации государственной политики, а также на основании достигнутых результатов в предыдущих периодах в 2010 году принято постановление Администрации Приморского края № 328-па от 24.09.2010 «О краевой долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы». Также в крае разработана и действует Долгосрочная целевая программа «Развитие конкуренции в Приморском крае» на 2010-2012 годы.

Согласно программе развития конкуренции, основными направлениями по созданию максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса являются:

повышение доступности финансово-кредитных ресурсов за счет работы Гарантийного фонда Приморского края, основной целью которого является предоставление услуг поручительства при привлечении предпринимателями банковских кредитов в условиях недостаточного залогового обеспечения;

повышение доступности краевого и муниципального имущества, которое будет использоваться для осуществления производственной деятельности;

упрощение доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за присоединение к электрическим сетям, и упрощения процедуры присоединения;

снижение административных ограничений и избыточного контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

расширение доступа малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу;

обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, публикация на сайте Администрации Приморского края справочной информации о возможности получения государственной поддержки. [5]

Таким образом, стабильное развитие малого и среднего предпринимательства только положительным образом скажется на развитии конкуренции. При этом концентрация усилий федеральных и региональных органов власти должна в первую очередь быть направлена на формирование благоприятной среды для бизнеса, так как без целенаправленной политики по защите конкуренции, развитию малого и среднего предпринимательства невозможно обеспечить диверсификацию экономики и динамичное развитие наиболее важных секторов.


Литература:

  1. Богомолова И.П., Конова О.Ю. Влияние государственной экономической политики на развитие малого бизнеса. Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=9&page=13

  2. Доклад «О ходе реализации целевых программ в Приморском крае за 2010 год» Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.primorsky.ru/files/20047.pdf

  3. Сайт центра информационной поддержки малого бизнеса. Конкурентоспособность малого предпринимательства. Электронный ресурс. / - Режим доступа http://smallbusinesses.ru/content/10/

  4. Постановление Администрации Приморского края от 24.09.2010 № 328-па «О краевой долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы». Электронный ресурс. / - Режим доступа http://mb.primorsky.ru/content/news/federal/general/m,05,59/

  5. Постановление Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 199-па «Об утверждении программы «Развитие конкуренции в Приморском крае» на 2010 – 2012 годы» Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/competition/concreg/doc20100531_04

  6. Резолюция X Всероссийской Конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России» 25 - 26 мая 2010 года, г. Москва. Электронный ресурс. / - Режим доступа http://www.intech-tr.ru/news/2011/rol_malogo_i_srednego_biznesa_v_modernizacii_ekonomiki_rossii.html

Основные термины (генерируются автоматически): среднего предпринимательства, субъектов малого, малого бизнеса, развития малого, среднего бизнеса, поддержки малого, Приморского края, малого предпринимательства, Развитие малого, работу субъектов малого, Оценка развития малого, развития малого предпринимательства, поддержки субъектов малого, Администрации Приморского края, развитие малого, программе «Развитие малого, субъект малого предпринимательства, среднего предпринимательства финансовую, развитие малого бизнеса, Влияние развития малого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle