Библиографическое описание:

Спирина М. В. К вопросу о значении работы по памяти и воображению // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 124-126.

В истории развития изобразительного искусства четко определились две линии в подходе к изображению натуры. Например, в Голландии и Фландрии были специалисты отдельных жанров, вплоть до натюрморта. Таким ярким примером может служить Снейдерс. Узкая специализация позволяла художникам работать без натуры, хотя в основе выработанных ими технических навыков и приемов, лежало постоянное наблюдение и всестороннее изучение натуры. Характерным примером специалиста одного жанра в русском искусстве был Айвазовский, который овладел жанром мариниста настолько, что писал картины «от себя», не выходя из мастерской. Художник, много и упорно работающий в области одного жанра, настолько осваивает мастерство, что с легкость пишет свою тысячную по исчислению картину.

Своим мастерством, приобретенным трудом и опытом, он с легкостью делится со зрителями. Однако зрители начинают замечать схожесть работ и некую повторяемость жанра. В истории искусства много имен замечательных мастеров своего излюбленного жанра, писавших с необычайной легкостью, оставивших после себя огромное количество произведений. Назовем, например, Рубенса.

Умение рисовать по памяти обеспечивается также знанием перспективы, пластической анатомии, цветоведения и других наук, связанных с художественной деятельностью. Эти дисциплины в подготовке студентов должны быть обязательными и тесно взаимосвязанными с учебно-творческой деятельностью по рисунку, живописи и композиции.

Программа подготовки учащихся к рисунку по памяти включает различные задания и упражнения. Чаще всего практикуется повторение по памяти некоторых программных заданий. Количество часов на такое повторение рекомендовано значительно меньше, чем на выполнение этюда с натуры. Обычно при этом дается установка на то, чтобы при повторении задания по памяти учащийся стремился передать обобщенное впечатление от натуры за счет нивелирования подробностей. Однако отказ от передачи в этюде деталей часто приводит к неоправданным упрощениям, что может негативно сказаться на дальнейшем учебном опыте.

Повторение программных заданий по памяти проводится обычно сразу же после их завершения. При таком подходе учащиеся часто пытаются восстановить в памяти и скопировать только что выполненный с натуры этюд. Во избежание копирования своего этюда можно повторять задания по памяти, но с другого ракурса или через несколько дней после проведения занятия. Тогда учащиеся действительно будут больше опираться на память натуры и умение запоминать и передавать ее тональные или тонально-цветовые особенности, характер формы, пропорции, движение. Такие упражнения полезно проводить непосредственно после завершения задания с натуры.

Если мы рассматриваем занятия по живописи, то в работе по памяти наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Начинающего живописца подавляет большое разнообразие тонких оттенков цвета натуры, ее цветовое разнообразие. Запомнить и передать цветовое состояние натуры сложно. Это объясняется неразвитым живописным видением. Наблюдаемый в момент выполнения этюда цвет в натуре может быть впоследствии вытеснен цветом более понятным для рисующего.
Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто оттенками зеленого цвета, кирпичный дом - оранжево-красным, небо -голубым и т. д. Знание предмета, а также закономерностей и принципов перспективы, цветоведения должно помогать воссоздать образ натуры. Эти знания служат своеобразным контролем и основой памяти, и на этой основе надо запоминать и передавать отмеченные в момент наблюдения характерные особенности цветового строя натуры с учетом освещения и настроения. Если не передать эти особенности, то этюд будет лишен живости и жизненной правды. Нужна постоянная тренировка, направленная на развитие чувства тонально-цветовой цельности, тогда этюды не будут абстрактно-обобщенными и похожими друг на друга.
Продолжительность наблюдения также может оказывать влияние на полноту и качество запоминания изображаемого. Однако это не нужно связывать с возможностью механического «заучивания» подробностей натуры. Наш взгляд чаще останавливается на том, что послужило причиной заинтересованного внимания, наблюдения. На основе наблюдения наиболее интересного и характерного в натуре должно воспитываться умение запоминать. Это может быть состояние освещенности, погоды цветовой строй и ритм предметов, характер их формы, движение или покой, а нередко и интересная деталь и т. д. С этих отправных моментов (или учебно-творческой установки) начинается анализ и запоминание содержательной части натуры, ее характерных особенностей и интересных деталей.
Наблюдая и анализируя натуру, студент должен стараться как можно яснее представить себе будущий этюд, рисунок, а для этого видеть и запоминать натуру в цвете, линиях, мысленно компоновать, писать ее в памяти. Прикасаясь к листу бумаги, студент уже должен знать и предвидеть свое будущее произведение. Таким образом, процесс анализа и запоминания натуры, скорее всего, превращается в процесс написания натуры по памяти, перевода ее в определенную форму изображения. Такое запоминание легче и прочнее, чем механическое «срисовывание».
На завершающей стадии или после выполнения задания по памяти провести проверку и уточнение этюда по натуре. Натура богаче любого запаса наблюдений, опыта. К тому же уточнение по натуре должно служить дальнейшему обогащению и развитию памяти. Если писать этюд, композицию только на основе памяти и представлений, не обогащая себя натурными впечатлениями, то это может привести к штампу, манерности, упрощенности и некоторой стилизации. Живопись по внешнему виду может быть красивой, легкой, но лишенной живописных тонкостей, свежести. В таком случае она будет слишком общей, скучной, холодной.
Если рассматривать аспекты рисунка по памяти и воображению графическими материалами, то суть работы не меняется, меняется только техника. В графических зарисовках развитие чувства равновесия, ритма, пропорций натуры происходит во время выполнения ряда упражнений, нацеленных на выявление главного и характерного. Запоминание увиденного базируется на тех же принципах, что и в живописи (о которых мы упоминали выше), только цвет здесь отходит на второй план, а на первый выходит – тон. К тону добавляется линия и пятно. В системе подготовки студентов художественных специальностей не выделяется отдельного времени на зарисовки по памяти и воображению, поэтому преподавателю необходимо отдельно проводить краткосрочные сеансы в процессе работы над той или иной постановкой. Также очень важным, является выполнение самостоятельной части работы во вне урочное время, когда студенты находят объект для изображения, ракурс и подбирают технику работы. Это позволяет им более обширно охватить тематику, более разнообразно и творчески подойти к выполнению задания. На стадии самостоятельно выполненных работ по представлению и воображению вырабатывается некоторая ответственность, смелость в принятии решения, непосредственно связанного с художественной деятельностью студентов.
Что касается выполнения постановок в аудитории под контролем руководителя, то для более эффективного развития художественного мышления и воображения необходимо менять местоположение и ракурс. В изучении студентами натуры преподаватель должен постоянно контролировать учебный процесс, пересаживать студентов, менять их местами. Такие методы работы позволяют студентам осваивать курс рисунка и живописи более эффективно, так как изучение натуры происходит всесторонне. Важным моментом является то, что студенты не «привязываются» к одному и тому же месту или ракурсу, а ищут новые возможности в передаче и раскрытии натурного материала. Изображение модели с различных ракурсов позволяет целостно увидеть постановку, изучить ее характерные особенности, понять специфику того или иного задания, предложенного преподавателем.
Очень полезно делать этюды-зарисовки, наброски с натуры, по памяти интересных наблюдений и впечатлений, некоторых деталей натуры. Это может быть форма, характер, особенности цветовой окраски (например: облаков, веток, листьев различных деревьев, кустарников, цветов, трав, плодов, ягод и т. п.). Накапливая знания и представления о деталях натуры, художник приобретает необходимую свободу и независимость от натуры. Это пригодится ему в дальнейшей учебной и творческой деятельности, позволит расширить границы художественного мышления и воображения, раскроет по-новому всесторонне развитую, творческую личность.

Литература:
  1. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии восприятия. – М., 1976.

  2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок.- М.: Просвещение, 1995.

  3. Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. – М.- Л., 1948.

  4. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle