Библиографическое описание:

Агарева М. В. Соматический аспект содержания процесса образования // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 57-59.

В современных условиях модернизации и инновационного развития дошкольных образовательных учреждений условия воспитания таковы, что создаётся высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Подобные нарушения откладывают отпечаток на личностном «Я» ребенка, воплощением которого является его собственное тело и образ телесного Я, рисующие образ человека телесного и мира; и на интегральной миссии тела как инструмента самореализации, как «органа личности» (В.В.Зеньковский).

Соматический аспект содержания процесса образования в особенности на его начальном этапе (дошкольный и младший школьный возраст) рассматривается многими исследователями. Так, в рамках исследований Шильдера (1935), Салливэна (1953), Флейвелла (1978), Р. Бернса рассматривается понятие «образ тела» как источник развития Я-концепции, поскольку является ведущей составляющей образа Я ребенка. Одним из наиболее полных исследований о физиологии, развитии, функционировании и значении для человека осязания, чувства жизни, чувства собственного движения и чувства равновесия являются работы К. Кенинга (1902-1966).

В области исследований самосознания личности В. В. Столин и М. В. Корепанова затрагивают проблему схемы тела. Телесное развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) отражено в исследованиях С. Л. Рубинштейна, В. С. Мухиной. Д. А. Леонтьев выделяет телесное или физическое «Я» в качестве первой грани «Я» и понимает его как переживание своего тела как воплощения «Я», образа тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В исследованиях Г. Олпорта выделяется семь различных аспектов «самости», где телесное Я понимается как сознавание телесных ощущений.

Исследования Р. Бернса показывают что, образ телесного Я начинается формироваться на основе восприятия (перцепции) собственного тела уже в период внутриутробного развития. Поскольку плод, находясь в чреве ма­тери, способен к восприятию первичных сенсорных импульсов, исходящих из вестибулярного аппарата и от рецепторов в мышцах и суставах. Р. Бернс полагает, что сразу после рождения ребенок начинает исследовать собственное тело и контактировать с другими людьми. В это время у истоков формирования образа собственного тела находятся первые исследовательские движения рук младенца [1, с. 98]. Поэтому опыт младенца – это, прежде всего его телесные переживания, имеющие сенсомоторный характер; на их основе формируются и первые физические навыки.

Попытки преодолеть сумбур телесных ощущений Р. Бернс связывает с уяснением ребенком для себя границ тела, его возможные положения и соотношение его частей. Большинство этих ощущений, как считает ученый, возникает в ходе исследовательской деятельности. Это деятельность вначале носит спонтанный характер и имеет случайные результаты, а затем становится целенаправленной и подчиняется замыс­лу.

Р. Бернс делает вывод о том, что постепенно, на уровне мускульных, осязательных и кинестетических (двигательных) ощущений ребенок начинает различать Я и не-Я (что происходит, когда младенец трогает предметы, хватает их и бросает, берет их в рот, когда он падает, ударяется или держится за что-то) [1, с. 99]. Это объясняется тем, что производимые младенцем действия направлены не только на внешние предметы, но и на самого себя. В этот момент у ребенка начинает свое формирование чувство телесного «Я», как уже отдельно существующей единицы. В качестве основных составляющих этого чувства отдельности выступают границы тела – осознание того, где ребенок начинается и заканчивается; и телесное пространство – осознанное, ощущаемое знание того, где ребенку в пространственном отношении комфортно во взаимоотношениях с другими детьми или предметами. В результате движения тела ребенка олицетворяют строящиеся границы, которые и создают его телесное пространство.

В работе Р. Бернса приводятся данные исследований Салливэна, который, рассматривая проблему осознания ребенком границ собственного тела, связывает ее с процессом вычленения собственного тела из окружающей среды и характеризует как опыт переживания своего тела [1, с. 100]. Согласно исследованиям, в этой области, Е. Т. Соколовой, этот опыт первоначально приобретается через физический контакт с матерью, который также создает основу для накопления телесного опыта у ребенка и приводит к осознанию границ собственного тела, порождая первые образы-впечатления о себе, основанные на его теле­сных ощущениях [8, с.14].

Исходя из этих суждений делаем вывод о том, что первоначально, ребенок познает образ своего телесного Я через свои телесные ощущения, или говоря словами Г. Олпорта «телесную самость»

Результат этого процесса, связанный с различением Я и не-Я и укреплением границ Я, в исследованиях В. В. Столина, сопровождается постепенным формированием схемы собственного тела. Схему тела ученый определяет как «субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве» [Цит. по: 9, с. 15]. М. В. Корепанова дополняет и уточняет это определение, подразумевая под схемой тела – «двигательный образ», становление которого осуществляется на основе формирования сенсо-моторных комплексов и происходит в возрасте от двух до пяти лет [2]. Согласно исследованиям В. С. Мухиной прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к телесному развитию, является дошкольный возраст. Рассматривая специфику дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) В. С. Мухина отмечает, что в этот период ребенок с удовольствием овладевает телесными действиями, которые ложатся в основу его образа телесного Я, формируемый в связи с физическим овладением телом.

По утверждению исследователя, активное овладение ребенком собственным телом сосредоточено на координации движений и действий, формировании образа тела и ценностного отношения к телу. В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Ребенок начинает интересоваться телесной организацией других людей и своей собственной, таким образом, проявляется его познавательный процесс [5, с. 164].

Как указывает В. С. Мухина, в возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности [5, с. 165].

Говоря о стадиях развития личности, известный американский ученый Гордон Олпорт вводит новый термин – проприум, охватывающий все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Главным образом Олпорт ведет речь о такой части субъективного опыта, как «моё», или самости. В развитии проприума с детства до зрелости Олпорт выделил семь различных аспектов «самости». В результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения [3, с. 32-33].

Опираясь на стадии развития проприума по Г. Олпорту, мы выделяем возрастной период 5-7 лет как период, в который начинает осознаваться и проявляться образ телесного Я. Этому способствуют: овладение собственным телом; приобретение двигательного опыта; рациональное управление собой. В целом самопознание ребенком образа телесного Я заключается в сенсор­ном восприятии и подкрепляется в процессе моторной дея­тельности.

Как показывает опыт работы педагога-практика К. Кенинга, самопознание ребенком образа телесного Я определяется через совокупность чувственных ощущений, основанных на восприятии [4, с. 143]. Основным условием для восприятия ребенком образа телесного Я является осознание своей телесной сущности, которая получает свое субъективное существование через язык тела совокупность телесных проявлений: особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей, отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром [10].

Изучая проблему сознания, С. Л. Рубинштейн выделяет несколько этапов в развитии самосознания, первый из которых связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений; а второй – с возникновением зачатков самостоятельности по отноше­нию к другим людям, выделением себя из окружающего [6, с. 12].

В рамках нашего исследования нас интересует первый этап развития самосознания, поэтому мы остановимся на этом этапе.

Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна [6, с. 208] отметим, что образ телесного Я ребенка находит свое отражение в двигательном процессе, основанном на ощущениях. Этот факт объясняется тем, что ощущение, сенсорика всегда связаны с моторикой, с действием. Ощущение образа телесного Я – это начальный момент сенсомоторной реакции и результат сознательной деятельности, дифферен­циации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприя­тия этого образа. Восприятие образа телесного Я основывается на чувственном отображении объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств. При восприятии образа телесного Я происходит его осознание, а ощущение образа телесного Я отражает отдельное чувственное качество (образ) или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружа­ющего.

В общем виде ощущение образа телесного Я предшествует его восприятию, и его восприятие предшествует его ощущению. Этот факт объясняется тем, что ощущение, как компонент сенсомоторной реакции, предшествует восприятию: генетически оно первичнее; оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственно данного предмета [6, с. 209]. Из этой мысли следует, что восприятие и ощущение образа телесного Я по своему содержанию может быть как чувственным, так и рациональным. Сам процесс восприятия образа телесного Я включает в себя познавательную двигательную деятель­ность «прощупывания», обследования, распознавания этого образа через другие образы, возникновение которых связано с чувственным наполнением [7, с. 268]. В результате двигательная деятельность ребенка способствует овладению телом, что приводит к формированию у ребенка образа его телесного Я.

Это заключение побудило нас обратиться к исследованиям И. М. Сеченова в области физиологического анализа движений. Исходя из выводов автора, мы заключаем, что образ телесного Я ребенка строится на основе развития у него основных видов движений. В качестве основных видов движений И. М. Сеченов выделяет: движения позы – движения мышечного аппарата (статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела); локомоции – движения, связанные с передви­жением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере, неко­торые его черты; выразительных движений лица и всего тела (мимика и пантомимика), непосредственные проявления эмоций; перерастающие непосредственно из выразитель­ных движений, семантические движения – носители определенного значения [7, с. 23].

Свое совершенство и свою действительную характеристику движения приобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются через кинестические и статические ощущения. Рассматривая кинестетические или двигательные ощущения (от греч. "kineo"– движение), С. Л. Рубинштейн понимает под ними – ощущения движения отдельных частей тел, которые вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов (положения тела и его частей в пространстве) расположенных в суставах, связках и мышцах. Особенно важную роль кинестические ощущения играют при формировании образов и в речевой деятельности. 

Статические ощущения характеризуются С. Л. Рубинштейном показаниями о состоянии тела в пространстве его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, которые дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суста­вных поверхностей и отчасти от кожи. В оценке положения тела в пространстве решающая роль принад­лежит глубокой чувствительности [6].

Основываясь на исследованиях С. Л. Рубинштейна, мы полагаем, что представления об образе телесного Я у детей возникают в двигательном процессе от накопления двигательного опыта через развитие основных видов движений (движений позы, локомоции, выразительных движений, семантических движений), основанных на статических и кинестических ощущениях. Этот процесс включат в себя экспрессивную (внешнее проявление образа телесного Я в выразительных движениях мимики, пантомимики) и импрессивную (образ телесного Я характеризуется его пониманием) составляющие. Выдвигая, это положение мы основываемся на выводах, полученных С. Л. Рубинштейном, которые позволяют нам говорить: экспрессивная составляющая образа телесного Я – внешняя форма его существования и проявления.

Изучение закономерностей развития образа телесного Я, позволило представить нам онтогенез этого процесса:

1-е: восприятие собственного тела;

2-е: уяснение ребенком для себя границ тела, его возможные положения и соотношение его частей;

3-е: на основе мускульных, осязательных и кинестетических (двигательных) ощущений формируется чувство телесного «Я»;

4-е: различение Я и не-Я и укрепление границ Я, сопровождается постепенным формированием схемы собственного тела;

5-е: связан с фантазиями и представлениями о собственном теле, которые рисует образ тела;

6-е: знания о теле приводят к пониманию концепции тела;

7-е: собственно проявление образа телесного Я.


Литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

  2. Корепанова, М.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / М. В. Корепанова. – Волгоград: Изд-во ГИПК РО, 2006. – 144 с.

  3. Корепанова, М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография / М.В. Корепанова. – Волгоград: Перемена, 2001. – 240 с.

  4. Кенинг, К. Развитие чувств и телесный опыт. Лечебнопедагогические аспекты учения о чувствах Рудольфа Штайнера / Пер. с нем. – Калуга, «Духовное познание», 2003. – 168 с.

  5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

  6. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии: В 2 т. Т. I / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II / С.Л. Рубинштейн. – М.: Пе­дагогика, 1989. – 328 с.

  8. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М.: SvR-Apryc, 1995. – 360 с.

  9. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.

  10. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Книжный Дом, 2003 г. – 1312 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle