Библиографическое описание:

Дмитриенко Н. А. Формирование компетентного специалиста в процессе обучения иноязычному общению // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 83-85.

Одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов в высшей школе является процесс формирования компетентного специалиста. Необходимость реформирования высшего профессионального образования объясняется тем, что ученые, исследователи во многих странах мира стали все чаще говорить о том, что система высшего образования в целом, и процесс профессиональной подготовки специалистов в частности, отстает от темпов развития науки, техники и производства. Это явилось основным условием изменения образовательных, педагогических целей и задач, цель которых направлена на сокращение столь существенного отставания, и ориентирована на повышение качества образования и языковой подготовки специалистов.

Возникновение новых педагогических понятий в терминологическом аппарате, таких как компетенция, компетентность специалиста, объясняется изменениями, происходящими в современном российском обществе, которые вызвали необходимость по-новому рассматривать привычные образовательные явления. Смысл образования определяется рядом исследователей (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, и др.) как обретение человеком своей сущности, максимальное раскрытие и развитие творческого потенциала каждой личности, ее субъектных качеств. [1, с. 3.]

Смена ключевых педагогических позиций и изменение подходов к профессиональной подготовке студентов порождают не свойственные ранее характеристики процесса профессионализации: ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов высшего профессионального образования. Обращение исследователей, педагогов к необходимости решения данной проблемы, опосредовано решает многие задачи личностного и профессионального развития современных специалистов. В основе большинства современных подходов к образованию и построению педагогических технологий лежит понятие «ключевые компетенции специалиста», в общем смысле они трактуется, как общая способность человека реализовать полученные в вузе знания и умения в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Уровень овладения ключевыми компетенциями выступает критерием качества полученного образования и языковой подготовки, как культурологической составляющей. Жизнь человека в поликультурном обществе определяется культурным уровнем взаимодействия человека с другими людьми. Высокий уровень коммуникативной компетентности проявляется в межкультурном взаимодействии, общении и личностных характеристиках.

Многие ученые неоднократно делали попытки уточнить понятия компетенция и компетентность специалиста.

Так, А.В. Хуторской разводит понятия компетенция и компетентность. Компетенция, по мнению ученого, подразумевает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность подразумевает некий результат, владение, обладание человеком рядом компетенций и включает его личностное отношение к компетенциям и предмету деятельности. [2, с.59]

Компетентность - уровень образованности специалиста достаточный для самообразования и самостоятельного решения познавательных задач и проблем в соответствии с личностной позицией специалиста. Анализ литературы позволяет сделать следующий вывод о том, что компетентность определяется суммой знаний, умений и навыков, которые проявляются в профессиональной деятельности, общении и личностных характеристиках специалиста. [3, с.34]

Таким образом, в понятии «компетенция» заложено отчужденное, заранее заданное требование к профессиональной подготовке специалиста, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное профессиональное качество или (характеристика). Принимая во внимание данное утверждение, мы считаем, что профессиональная компетентность специалиста – это проявление профессиональных компетенций, направленных на критическое осмысление и оптимальный поиск решения профессиональной проблемы.

Компетентность может включать в себя разнообразный и широкий спектр различных компетенций, которые проявляются в различных сферах деятельности человека. Основными компетенциями признаны коммуникативные компетенции, в нашем исследовании основным способом формирования коммуникативных компетенций является процесс обучения иноязычному общению.

Уровень коммуникативных компетенций, лингвистических в том числе, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к специалистам не только на мировом рынке труда, но и в России. Ряд ключевых положений Болонской декларации направлены на расширение мобильности и обеспечение трудоустройства выпускников, сохранения культурного и языкового разнообразия, специфики национальных культур и приоритетов.

Хотя, понятие «компетентный специалист» не имеет однозначного толкования в педагогических исследованиях, оно чаще всего рассматривается, как способность личности осуществлять сложные виды профессиональной деятельности. Компетентностный подход к процессу профессиональной подготовки обеспечивает реализацию основных тенденций высшего профессионального образования на переориентацию оценки результатов профессиональной подготовки специалистов с понятий «подготовленность», «образованность», «профессиональные умения» на педагогические понятия «компетентность специалиста», «иноязычная компетенция».

Таким образом, основная цель профессиональной подготовки - формирование компетентного специалиста заключается в необходимости развития у будущих специалистов языковых компетенций, которые позволят будущему специалисту приобщиться к культурным ценностям, самоопределиться с ценностными смыслами и установками, что признается как гуманистическая цель будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим, возникает необходимость рассмотрения основного перечня языковых коммуникативных компетенций, которые определяют понятие компетентного специалиста. Основными профессиональными характеристиками компетентного специалиста являются: способность строить паритетный (равноправный) диалог, прогнозировать коммуникативную ситуацию, отстаивать точку зрения, критически осмысливать возможности выхода в стороннюю ситуацию, проявлять толерантность к мнению других, а также преданность бизнесу; нацеленность на улучшение профессиональной деятельности, активность, преданность, честность и т.д.

Анализ характеристик компетентного специалиста позволяет говорить о том, что формирование профессиональных компетенций тесно связано с личностным развитием специалиста.

Поставленная задача требует реализации в учебном процессе, не перетягивая одеяло на себя каждым предметником. Процесс формирования иноязычных компетенций является жизненно важным средством развития культурологического слоя сознания, а социальная роль индивида предписывает любому человеку, как социальному индивиду необходимость владения коммуникативной компетенцией для успешной социализации и самореализации в социальной и профессиональной среде. Иноязычные компетенции специалиста является важными, так как они позволяет развивать творческое мышление студентов, активно формировать способность неординарно мыслить и решать профессиональные задачи на основе использования общих и профессиональных знаний, использовать иностранный язык как средство обмена профессиональными приемами, знаниями и способ повышения профессионализма.

Важными коммуникативными компетенциями признаются умения специалиста понимать и определять психологическое содержание профессиональных обязанностей, эмоциональное содержание речевых действий, поступков и других внешних проявлений речевой деятельности человека; умение прогнозировать возможные способы коммуникативного поведения других людей в контексте тех или иных коммуникативных ситуаций; развитие способности проектировать целесообразные и разумные способы общения с дру­гими людьми, самостоятельно мыслить, осознавать, пони­мать и принимать ответственность за последствия собственного поведения; доверять своим чувствам и открыто выражать их.

Исследователями отмечено, что уровни развития иноязычной и коммуникативной компетенций будущего специалиста тесно связаны с установлением внутреннего баланса между интеллектуальной и эмоциональной сферами деятельности личностных структур сознания. Личностные структуры сознания являются условием развития личности специалиста, основным фактором превращения студента из не владеющего профессиональными знаниями и компетенциями в компетентного специалиста.[3,с. 33]

Иноязычная и коммуникативная компетенции являются важными критериями для установления «я-концепции» будущего специалиста, для определения и осознания личностной позиции специалиста, наиболее полного раскрытия личностного потенциала в учебной и профессиональной деятельности. [1, с.12]

Иноязычная компетенция специалиста рассматривается как личностно-социальное интегральное качество, которое необходимо будущему специалисту для правильной оценки коммуникативных ситуаций общения, которые определяются личностными целями или структурой целей; правилами социального поведения; системой ролей, характерной для определенной коммуникативной ситуации. (М. Argyle, A. Furnham, J.Graham).Ряд современных исследователей рассматривают процесс формирования иноязычной компетенции как развитие психосоциальных качеств личности, как интегральные личностные новообразования, как проявление внутренней силы и уверенности в выполнении профессиональных обязанностей, которые появляются от осознания и ценности развитой коммуникативной способности эффективно взаимодействовать с другими людьми и социальным окружением. (Л. Хьелл, Д. Зиглер).

Другие исследователи связывают формирование иноязычной компетенции с развитием способности делать социально-психологический прогноз любой коммуникативной ситуации, определять направление диалога, делать прогноз профессиональной коммуникации и развивать умение адаптироваться в ней (Е.В. Руденский).

Европейский Совет в качестве основной цели обучения иностранным языкам выдвигает основную задачу – формирование социальной, межкультурной, лингвистической компетенций будущего специалиста. Можно смело утверждать, что в настоящее время сформировался социальный заказ на формирование иноязычных компетенций гражданами России, что позволяет решить задачу формирования компетентного, конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. Повышение качества высшего профессионального образования можно решить за счет улучшения качества языковой подготовки специалистов.

Возможности дисциплины «Иностранный язык» как средство развития компетентного специалиста обосновывается современными социально экономическими и культурологическими изменениями в обществе, которое определяется интенсивным развитием всего мирового сообщества, расширением и укреплением роли международного сотрудничества для интенсивного развития разных областей жизнедеятельности людей. Это ставит перед системой высшего профессионального образования основную задачу, направленную на формирование высокого уровня владения иностранным языком, как средство формирования иноязычной и коммуникативной компетенций.

 В процессе формирования иноязычной компетентности специалиста осуществляется становление профессиональной компетентности специалиста, так как мы не только формируем у обучаемых определенный комплекс знаний о языке, как о культурной системе, но профессиональные знания синтезируются в сознании как общая картина профессионального развития специалиста.


Литература:

  1. Бондаревская, Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н./Д, 2000. -43 с.

  2. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. А.В. Хуторской.// Народное образование.-2005.-№2.-С58-64.

  3. Дмитриенко, Н.А К вопросу о формировании аутентичной личности специальности// наука и бизнес: пути развития №4. М., 2011- С.33-37

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle