Библиографическое описание:

Прыткова Е. Г., Мандриков В. Б. Актуальные проблемы и направления совершенствования вузовского физического воспитания // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 118-122.

Актуальность настоящей работы обусловлена совершенствованием техники и усложнением технологии производства, требующим и улучшения функциональной и физической подготовленности человека, который управляет им. Анализ научно-исследовательских работ, по данному направлению, позволил сделать заключение о том, что вопросы повышения эффективности физического воспитания молодежи за последние годы не утратили своей актуальности, о чем свидетельствует значительное количество диссертационных работ и научных публикаций.

В начале XXI столетия социально-техногенное развитие общества стало все больше характеризоваться динамичным прогрессом социальных, но вместе с тем, и снижением природных, физических и психических качеств человека [3, 5, 8].

Само усложнение технологических процессов, механизация, автоматизация, компьютеризация труда, наличие в окружающей среде вредных для организма человека отходов производства, подчас несовершенная организация труда, отрицательно воздействуя на состояние работника, уровень его работоспособности, приводит к психоэмоциональным перегрузкам, сокращению двигательной активности и возникновению общесоматических и профессиональных заболеваний.

Согласно источнику Росстата – Федеральной службы государственной статистики (январь 2009) за последнее десятилетие население Российской Федерации уменьшилось на 12 млн человек. По подсчетам демографов, если такая тенденция сохраниться, то в ближайшие 10-15 лет страна потеряет еще 15-20 млн своих граждан. Отмечается, что рост населения в стране прекратился с 1991 года. В тоже время по данным статистики наметилась тенденция увеличения количества рождаемых детей. Так если в 2000г коэффициент рождаемости равнялся 8,7% на 1000 человек, то в 2009г коэффициент составил уже 12,4% (рис.1).

Рис.1. Динамика коэффициента рождаемости населения

в Российской Федерации [6]

Примечание: КР – коэффициент рождаемости на 1000 человек 2010г – данные на январь - июнь

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, в последнее десятилетие и носящие, несомненно, прогрессивный характер, тем не менее, породили множество проблем, оказывающих негативное влияние на физическое состояние населения, в том числе и студенческую молодежь.

Необходимо отметить, что физическое состояние и здоровье населения любой страны является важнейшим критерием её благополучия. Именно данный критерий лежит в основе сохранения и воспроизводства человеческого потенциала в интересах национальной безопасности государства.

Вместе с тем в новых условиях развития России возрастает социальная значимость физической активности в обществе, усиливается её роль в формировании здорового образа жизни. Установлено, что физическая активность умеренной и высокой интенсивности прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья [8 и др.]. В то же время физической активностью в стране регулярно занимается примерно только 20-30% молодежи, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40-60%. Снижение уровня физической активности школьников и студентов при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья. Так, согласно докладу о состоянии здоровья детей в российской Федерации [9] 32,1% детей признаны здоровыми (1 группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья), 16,1% - хронические заболевания (3,4,5 группы здоровья).

Таким образом, хотя у подростков к 17-летнему возрасту имеет место, отмеченное выше, увеличение I группы здоровья, одновременно наблюдается рост хронических заболеваний, охватывающий более 1/5 всех подростков (свыше 800 тыс. детей), т.е. около трети абитуриентов, поступающих в вузы, уже имеют хроническую патологию. Тенденция ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи приняла устойчивый характер. К «факторам риска», оказывающим влияние на состояние здоровья студентов, можно отнести несоответствие условий и требований обучения.

Современный учебный процесс (объем информации, построение занятий, условия их проведения и т.д.) предъявляет к студентам большие психофизиологические и физические нагрузки, которые, как правило, превышают их возрастные ментальные и физические возможности. Увеличивается число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так, например, за последние десять лет число студентов в основном учебном отделении снизилось с 81,9% до 58,1% от их общего числа, а в подготовительном и специальном, наоборот, увеличилось соответственно с 9,1% до 22,3% и с 3,5% до 17-30% [3, 6 и др.].

Основная причина зачисления студентов в специальную медицинскую группу это: болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, болезни глаз и органов дыхания, сердечно-сосудистая и нервно-психическая патология, что согласуется с данными Всероссийской диспансеризации детей от 0 до 18 лет. Данные заболевания за годы обучения с 1-го по выпускной курс возрастают по отдельным нозологиям в 2-3 раза [3, 5 и др.].

Такое несоответствие приводит к уменьшению резервов систем организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей, что сопровождается снижением устойчивости к воздействию социальных, экологических и профессиональных факторов, и, тем самым, не позволяет достичь должного уровня профессиональной готовности.

Использование средств физической культуры и спорта в процессе обучения способствует решению многих проблем, связанных как с получением высшего профессионального образования, так и укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства молодежи.

Проблема совершенствования вузовского физического воспитания уже многие годы является предметом пристального внимания специалистов. На это обращает внимание тот факт, что за последнее десятилетие стремительно возрастает количество научно-исследовательских работ посвященных проблемам физического воспитания в высших учебных заведениях (рис.2).

Стремительному росту научных работ, скорее всего, способствовал и тот факт, что в 2001г была принята концепция развитии физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2005 г, где отмечалось, что самая острая и требующая срочного решения проблема: «это низкий уровень физического состояния молодежи».

Рис.2. Динамика научно-исследовательских работ Российской Федерации (по данным журналов «Теория и Практика физической культуры» и «Известия Волгоградского педагогического университета»)

При анализе (рис.3) тематик научных исследований отмечается, что 32% работ (от общего количества рассмотренных научно-исследовательских работ) посвящены изучению проблем совершенствования процесса физического воспитания в высших учебных заведениях.

Рис.3. Тематика научно-исследовательских работ посвященных проблемам физического воспитания в вузах

Примечание: 1 группа - работы посвященные анализу проблемы совершенствования процесса физического воспитания;2 группа - работы, посвященные изучению формирования у студентов здорового образа жизни; 3 группа – использование нетрадиционных средств в процессе физического воспитания;4 группа – работы, посвященные профессионально-прикладной физической подготовке;5 группа – использование информационных технологий в процессе физического воспитания;6 группа – работы рассматривающие проблемы подготовки и переподготовки специалистов в области физического воспитания.

В то же время значительно расширилась проблематика (около 19%) исследований о применении средств физической культуры в оздоровительных целях, формировании у студентов здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи.

Необходимо отметить, что в последнее время улучшилось содержание и качество научно-исследовательских работ, посвященных исследованию эффективности внедрения нетрадиционных форм, средств и методов физической культуры в учебный процесс в вузах. Данной проблеме посвящено около 25% научных работ [2, 4, 6 и др.] (рис.4).

При анализе работ данного направления обращает внимание тот факт, что в 38,4% исследований (рис.4), рекомендуется использовать в процессе физического воспитания (в основном девушек) для повышения уровня физической подготовленности, профилактики различных заболеваний, укрепления здоровья, средства оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики и танцев различного характера [6 и др.].

На изучение влияния разнообразных средств восточных и западных оздоровительных систем на физическую подготовленность студентов, профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов зрения, профессионально-прикладную подготовку молодежи направлены 18 % научных исследований [2 и др.].

Рис.4. Количество научно-исследовательских работ посвященных использованию нетрадиционных средств и методов физической культуры в учебном процессе Вуза

Примечание:1 группа – средств фитнеса;2 группа – упражнений различного характера в водной среде;3 группа – дыхательных упражнений и оздоровительных методик;4 группа – восточные и западные оздоровительные системы;5 группа – силовые виды спорта; 6 группа – использование природно-климатических факторов и средств закаливания;7 группа – гидромассаж, психологический аутотренинг и др.

В связи с широким распространением заболеваний органов дыхания в значительной части работ (14,1%), рекомендуется использование в процессе физического воспитания студентов различное сочетание дыхательных упражнений и оздоровительных систем Бутейко, Стрельниковой, Йоги для профилактики заболеваний, обучению рациональному дыханию, повышению работоспособности и коррекции психофизического состояния молодежи [2 и др.].

Карась Т.Ю. (2006), Третьяков А.С. (2008) и другие ученые рекомендуют использовать для повышения мотивации к занятиям физической культурой в основном у женского контингента, упражнения в водной среде (10,3%).

Группа авторов [1 и др.] для совершенствования процесса физического воспитания, повышения уровня физической подготовки мужского контингента рекомендуют использовать элементы атлетизма, гиревого спорта, бокса и атлетической гимнастики (10,3%).

Для повышения уровня здоровья занимающихся и повышения адаптационных возможностей организма отдельная группа ученых (3,8%) рекомендуют использовать природно-климатические факторы.

В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности исследователей в области физической культуры в высших учебных заведениях (рис.6)

В.И. Ильинич (2005) и др. считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма. В данном направлении работало около 12% от общего количества специалистов [3, 4, 8 и др].

В настоящее время деятельность человека все больше становиться инновационной, появляются новые информационные системы образования». В этой связи ведется разработка методик, с использованием средств физической культуры и спорта, которые бы соответствовали инновационным и информационно-технологическим подходам современного общества. Данной проблематике посвящено около 8% диссертационных работ.

Одним из перспективных направлений совершенствования вузовского физического воспитания студентов, является разработка научных принципов мониторинга физического и двигательного развития с привлечением комплекса информационных и технологических подходов отвечающих духу времени.

Принципиальные изменения в механизмах развития цивилизации вызывают изменения системы требований, предъявляемых к специалисту и к системе образования в целом. Уровень современного производства предполагает постоянное совершенствование системы высшего образования и профессиональной готовности специалиста к выбранной деятельности.

Поэтому на наш взгляд актуальность совершенствования системы обучения в Вузах является приоритетным направлением исследований. Данное направление актуально и в связи с принятием нового государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения, где обучение предполагается вести по блочно-модульной схеме.

Анализ научных работ показал, что значительная часть исследований [4 и др.] посвящена вопросам использования методов и средств профессионально-прикладной физической культуры в развитии физических качеств, формировании и совершенствовании двигательных навыков, помогающих успешно овладеть производственными процессами, и воспитанию необходимых психофизических качеств специалиста. Важность данного направления обосновывалась тем, что в основе механического влияния занятий физическими упражнениями на успешность производственной деятельности, лежит явление переноса навыков и умений, сформированных в процессе занятий, на результаты овладения навыками и умениями в новых сферах.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества перед специалистами выдвигаются и соответствующие требования. В настоящее время наблюдается тенденция прогрессирующего убывания доли мышечных усилий во многих видах профессионального труда. Это в свою очередь снижает вероятность прямого «переноса» эффекта занятий физическими упражнениями на сферу профессиональной деятельности. Но по нашему мнению в данном случае не исключается возможность другого «переноса», который может выражаться в том, что общее повышение уровня функциональных возможностей организма, индивидуального здоровья, уровня адаптационного потенциала, достигаемые посредством использования средств и методов физической культуры, положительно скажется на любом виде профессиональной деятельности.

Как отмечалось выше, в настоящее время сложилась стойкая тенденция снижения уровня здоровья молодежи. Возрастает количество студентов имеющих отклонения в состоянии здоровья. Как показывает практика, сложившаяся к настоящему времени методика занятий по физической культуре эффективна далеко не для всех, поскольку в учебных группах объединены студенты с различным уровнем физической подготовленности, работоспособности и здоровья.

Из анализа диссертационных работ, посвященных профессионально-прикладной физической подготовке студентов, видно, что недостаточно наработок для молодежи с ослабленным здоровьем, которые в настоящее время составляют почти 50% от общего числа студентов. Это указывает на необходимость разработки новых программ, согласно требованиям стандартов третьего поколения, по физическому воспитанию, в частности по ППФП, для студентов всех медицинских групп, и различной профессиональной направленности.

В связи с этим, данные проблемы связанные с профессионально-прикладной физической подготовки молодежи, мы считаем актуальными и нуждающиеся в дальнейшем рассмотрении.


Литература:
  1. Ануров В.Л. Гиревой спорт в физическом воспитании студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008. - 23с.

  2. Зубкова А.Ю. Оздоровительная физическая культура для студентов разной степени физической подготовленности и лиц среднего возраста на основе сочетания восточных и западных гимнастических систем: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006. - 25с.

  3. Изаак С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - СПб, 2006. - 49с.

  4. Панарин А.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов металлургического вуза как средство формирования их готовности к профессиональному самоопределению: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006. - 25с.

  5. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 22с.

  6. Стрижакова О.В. Физическое воспитание студенток гуманитарных вузов на основе использования средств оздоровительной аэробики: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008. - 24с.

  7. Третьяков А.С. Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Красноярск, 2008.- 24с.

  8. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - 448с.

  9. Шарапова О.В., Царегородцев А.Д., Кобринский Б.А. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей // Российский вестник перинаталогии и педиатрии. - 2004. - №1. - С.56-60.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle