Библиографическое описание:

Махкамов Б. А. Экологическое образование учащихся в процессе трудового обучения // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 97-99.

В статье освещены вопросы, связанные с экологическим образованием школьников в процессе внеклассной и внешкольной работы по трудовому обучению, раскрыты понятия экологической культуры, экологического воспитания, определены формы внеклассной и внешкольной работы экологической направленности, приведены сценарии внеклассного занятия и экскурсии.

Ключевые слова: Экологическая культура, разумное потребление, источники энергии, природные ресурсы, экскурсия. дискуссия, естественные и гуманитарные знания.


Экологическая культура является составной частью общей культуры человека. Основное содержание экологической культуры составляют экологические знания, умения и навыки, приобретенные в процессе экологического образования и воспитания.

Формирование экологической культуры должно вестись в 2-х направлениях: экологическое образование и экологическое воспитание. Если экологическое образование подразумевает получение конкретных знаний об окружающей среде и её процессах, то экологическое воспитание – это осознанное понимание и принятие данных процессов и их значимости.

Современное школьное образование хронически перегружено. Введение новых дисциплин или даже новых тем в имеющиеся учебные планы и программы означает либо возрастание академической нагрузки на учащихся, либо сокращение каких-либо других дисциплин и разделов. Ситуация усугубляется еще и тем, что для развития творческих навыков у обучающихся необходимы время, ёмкие методы, такие, например, как проведение дискуссий, собственные исследования, деловые игры. Все это занимает значительно больше времени, чем предусмотрено сеткой часов.

На уровне основной школы в рамках изучения естественных и гуманитарных дисциплин можно добиваться становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе понимания необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам. На данном этапе обучения очень важна межпредметная координация учебного плана и рассмотрение каждой конкретной темы с учетом биологических, химических, физических, общегеографических, экономических знаний и прикладной практической деятельности.

Мы рассмотрим возможность интеграции экологического образования и воспитания в процесс трудового обучения, в частности возможности уроков труда и внеклассной и внешкольной работы, направленных на обогащение экологических знаний учащихся и активизацию их экологической деятельности.

Работа по экологическому образованию учащихся на учебных занятиях по труду носит преимущественно информативный характер, в связи с чем не используется в полной мере воспитательный потенциал применяемых «экологических» материалов для развития экологического мышления школьников. В этом отношении внеклассная и внешкольная работа по трудовому обучению способствует более эффективному решению поставленной задачи, наиболее полной реализации принципов политехнизма, межпредметной связи, краеведения, системного подхода.

При выборе конкретных форм внеклассной и внешкольной работы экологического содержания, мы исходили из следующего: эта работа не должна уводить учащихся в сторону от основного содержания программного материала по трудовому обучению. Необходимо связать познавательную деятельность учащихся с целями учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на уроках. Содержание внеклассных и внешкольных занятий должно быть наполнено интересной информацией и фактами, отражающими актуальные проблемы регионального и общемирового характера.

Изучение передового опыта, анализ литературы в рамках исследуемого вопроса, личный опыт автора позволили определить основные формы внеклассной и внешкольной работы по экологическому образованию и воспитанию, которые отражены в таблице.

Виды и формы внеклассной работы экологического содержания


Виды и формы внешкольной работы экологического содержания

1.

Кружки.

Производственные экскурсии по трудовому обучению экологической направленности.

2.

Вечера по экологической тематике.

Экскурсии: экскурсия на природу, экскурсия на производство, экскурсия в научные лаборатории.

3.

Факультативные занятия.

Участие в работе секций станции юных техников, станции юных натуралистов.

4.

Конференции по экологии.

Самостоятельные наблюдения природных явлений, метеорологические измерения, фиксирование их в лагерях труда и отдыха.

5.

Чтение научно-популярной литературы и журналов по вопросам экологии.

Участие в деле охраны и рационального использования природных ресурсов в ученических производственных бригадах.

6.

Рефераты, доклады и самостоятельные работы по экологии.

Участие в школьных и городских субботниках.

7.

КВН на экологические темы.


8.

Экологическая деятельность учащихся на пришкольном участке.


9.

Недели экологии.



Опыт и исследования показывают, что деятельность учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы по своему характеру и содержанию может быть разнообразной.

При подготовке к экскурсии в процессе беседы с учащимися учитель сообщает краткую информацию следующего содержания:

  • Ни в одной из областей деятельности человека связь между населением и окружающей средой не проявляется более отчетливо, чем в области потребления энергии;

  • К 2025 году глобальное потребление энергетических ресурсов увеличится на 40% по сравнению с показателями 1980 года;

  • На долю возобновляемых источников энергии приходится всего 21% от общего объема потребляемой энергии в мире.

  • Солнечная, ветровая, геотермальная энергия, а также альтернативные источники топлива, типа этанола, находят пока ограниченное применение.

Из этого следует, сто электрическая энергия на сегодняшний день является приоритетной и относительно экологически чистой. Поэтому так остро стоит вопрос о ее рациональном расходовании.

Учащимся предлагается записать ключевые понятия и вопросы, которые они могут задать в ходе экскурсии:

  • Универсальность электроэнергии. Сферы ее использования (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное хозяйство и др.);

  • Преимущество использования электрической энергии по сравнению с другими видами энергии и ее недостатки;

  • Производство и использование электроэнергии:

  • Электростанция и окружающая среда. Электростанция и источники топлива.

По итогам экскурсии были сделаны выводы.

Электроэнергия имеет ряд преимуществ перед другими источниками энергии, а именно:

  • ископаемое топливо (уголь, нефть, газ) относится к невосполняемым природным ресурсам. Его использование оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:

во-первых, в результате сжигания угля и природного газа происходит выброс в атмосферу огромного количества углекислого газа, одного из парниковых газов, ответственных за глобальное потепление;

во-вторых, автомобильный бензин, используемый во многих развивающихся странах, содержит токсичные вещества;

в-третьих, уголь, сжигаемый в устаревших печах, загрязняет сажей и золой воздушную среду многих городов и регионов и увеличивает количество респираторных заболеваний.

Проблемы в электроэнергетике: электро-энергия вырабатывается на тепловых, атомных гидроэлектростанциях, то есть находится в полной зависимости от других ресурсов. Поэтому вопрос о ее экономном потреблении связан со сбережением всего комплекса природных ресурсов.

Далее беседа переходит в практическую плоскость: учитель предлагает сформулировать рекомендации или советы о том, как можно экономить энергозатраты в мастерских, где проходит трудовое обучение: (например, «выключать неработающие станки», «следить за режимом их работы (не перегревать)», «соблюдать правила техники безопасности» и др.).

Выше нами подчеркивалось, что необходимо соблюдать преемственность в содержании, целях, задачах и педагогических технологиях классной и внеклассной деятельности.

В этом направлении после проведенного цикла уроков, связанных с изготовлением поделок из дерева (в рамках программы), было проведено внеклассное мероприятие в форме дискуссии (ролевой игры) по теме «За и против». Кратко охарактеризуем основные этапы и содержание этого занятия. Девиз: «Зеленые насаждения – это «лёгкие» нашей планеты».

Цель и задачи:

  • Обучить навыкам коллективного анализа возникающих проблем и принятия решений;

  • Развивать умение анализировать информацию и рассматривать проблему с разных сторон, оценивать последствия действий;

  • Способствовать приобретению умения публично выражать и отстаивать свою точку зрения;

  • Привлечь внимание к проблеме бережного отношения и сохранности зеленых насаждений, стимулировать поиски и пользование материалами о значении лесов для человека и природы.

Методы:

Работа в группах

Ролевая игра

Мозговой штурм

Комментирование и обобщение

Необходимые материалы: Листы бумаги.

Таблички с названием групп (экологи, дизайнеры, жители махалли, эксперты, представители хокимията). Плакаты: ЗА, ПРОТИВ. Карточки с записью проблемных вопросов. План – схема строительства.

Ход урока.

  1. Информация учителя, в которой он объявляет о том, что сегодня учащимся предстоит участвовать в серьезном разговоре по поводу одного строительства. Для начала представим, что мы не школьники, а взрослые ответственные люди, поделим класс на группы, и каждая группа будет высказывать свое мнение по поводу решения поставленного вопроса.

  2. Постановка проблемы: Как вы относитесь к тому, что новое жилье строится за счет сокращения (или вырубки) зеленого массива?

Как можно разумно решить эту проблему?

Подскажите, кто может быть заинтересован в этом строительстве, а кто будет против?

Процесс игры – дискуссии.

  1. Класс делится на группы (по 3-5 человек), им раздаются карточки и информация с кратким описанием основной линии поведения и доводами для отстаивания своей точки зрения. (Например: Мы поддерживаем строительство, так как здесь приобретут квартиры молодые семьи. Мы против строительства, потому что изменится микроклимат в нашей махалле. В условиях Ташкента каждое дерево представляет собой большую ценность).

  2. Подготовка выступлений (не более 10 минут).

  3. Презентация (в пределах 5 минут). Никто не перебивает выступающих. Они могут записать основные позиции на листах бумаги (да –нет, за – против) и развесить их на доске или стойках.

  4. «Представителям хокимията» предстоит выслушать аргументы всех групп, задать дополнительные вопросы, сделать свои заключения о целесообразности данного плана.

  5. Независимым «экспертам» нужно оценить весь процесс обсуждения и сделать прогноз на будущее, какие могут быть последствия принятия решения.

Для более свободного общения можно использовать «Древо мудрости». Учитель или ученики пишут записки, в которых задают сложные вопросы по теме, заворачивают записки и прикрепляют к «дереву» (скрепкой). Дерево может быть нарисовано на бумаге, а можно использовать комнатный цветок, но вешать записки следует аккуратно. Далее учащиеся (по желанию) забирают записку и стараются ответить на вопросы. В случае необходимости приходят на помощь представители других групп.

Экологическое образование во внеклассное время позволяет повысить активность и самостоятельность учащихся, прививать им интерес к проблемам взаимосвязи общества и природы, техники, экологической трудовой деятельности, выявлять и развивать творческие способности и наклонности учащихся в разных отраслях науки и техники, формировать у школьников целостное представление о природе и обществе.

В современных условиях экологическое образование переросло рамки экологической культуры и стало основным компонентом социальной культуры ХХI века. Современному образованию важно достойно принять вызов времени, требующий глубинного объединения естественных и гуманитарных научных знаний для того, чтобы воспитать человека, способного заботиться о будущем человечества.


Литература:

  1. Ходжабоев А.Р., Рашидов Х.Ф., Муранов Б.И., Абдукуддусов О.А., Чориев Э.Т. Концепция по трудовому обучению общеобразовательных школ Республики Узбекистан. -Т.:

  2. Бекназаров Р.У., Новиков В.А. Охрана природи -Т.: Укитувчи, 1995.

  3. Миланова Е.В., Рябчикова А.М. Использование природных ресурсов и охрана природи. -М.: Высшая школа, 1996.

  4. Миронов А.В. Содержание экологическиго образования будушего учителя. -Киев: КГУ, 1990

  5. Новыков Ю.Н., Бекназаров Р.У. Охрана окружаюшей среды -Т.: Ибн Сино, 1992.

  6. Соловьев С.С. Тенденции развития экологического воспитания школьников в процесс внеурочной деятельности. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М.: 1987.

  7. Пустовайт Н.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -К.: 1988.

  8. Турдикулов Э.А. Экологическое образование учашихся в процесс изучения фанов естественно-научного цикла. Автореф. дисс. док. пед.наук. -М.: 1982.

  9. Андревская З.Я. Формирование ответственного отношения к природоохранительной деятельности у учащихся IV-VII классов. Автореферат дисс. канд.пед.наук. -Челябнск, 1977 г.

  10. Пустовайт Н.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -К.: 1988.

Основные термины: внешкольной работы, экологической культуры, трудовому обучению, Экологическое образование, экологическое образование, Экологическое воспитание школьников, трудового обучения, обучения сельскохозяйственному труду, процессе обучения сельскохозяйственному, формы внеклассной, Экологическое образование учащихся, внешкольной работы экологической, экологическое воспитание, экологического воспитания, внешкольной работы экологического, экологической деятельности, Формирование экологической культуры, понятия экологической культуры, содержание экологической культуры, экологического образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle