Библиографическое описание:

Васильева Е. Н. Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей школе для повышения мотивации к изучению иностранного языка // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 67-70.

В соответствии с переходом на новый уровень базового высшего образования – бакалавриат, были обозначены новые требования по дисциплине «Иностранные языки» для выпускников высшей школы. В соответствии с международными стандартными требованиями образования бакалавр должен иметь высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне.

Основными задачами обучения иностранному языку бакалавров любых специальностей являются приобретение студентами коммуникативной компетенции, что позволяет им использовать иностранный язык практически как в профессиональной деятельности, так и для целей самообразования. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Сопутствующими задачами обучения иностранному языку на современном этапе являются формирование навыков самостоятельной работы в рамках данной специальности и развитие творческого потенциала обучаемых. В связи с этим, в последнее время все большее распространение получает ориентация на личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении иностранному языку и все чаще критикуют традиционный подход к обучению иностранному языку.

Структурно-ориентированный метод направлен на формирование определенных навыков произношения, отбор лексического материала, грамматического оформления высказывания и коммуникативно-ориентированный метод направлен на формирование умений адекватно выражать мысли на конкретном языке.
Основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность. Участники общения должны научиться решать реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Как известно, при традиционном методе обучения иностранному языку большое внимание уделяется обучению его составляющим – грамматическому, лексическому и фонетическому компонентам языка. Большое место занимает выполнение упражнений некоммуникативного характера – упражнений на трансформацию, замещение и подстановку языковых единиц и перевод.
Важно отметить, что язык не является статическим явлением. Язык это живой, постоянно изменяющийся и развивающийся феномен. Задача преподавателя – научить обучаемого оперировать единицами языка самостоятельно.
Таким образом, основной целью данной статьи является намерение показать приоритетную роль нетрадиционных методов коммуникативного общения на занятиях иностранного языка в высшей школе, а также методов, которые дают лучший результат, будут наиболее приемлемыми и действенными, что является достаточно актуальным на современном этапе.
Сегодня особое внимание уделяется повышению эффективности учебного процесса, поэтому выбор правильного метода обучения является важным компонентом учебного процесса. В современных условиях для преподавателей предоставлено свободное право выбора методов и приёмов обучения, поэтому преподаватель должен грамотно подходить к этой задаче. Также немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и интересов обучающихся. Именно преподаватель должен выбрать те методы обучения, которые наилучшим образом соответствуют не только его внутренним потребностям, но и учитывают особенности каждого обучаемого, его интересы, способности.
Очень важным моментом является создание каждому из студентов положительные условия для активного и свободного участия в коммуникативной деятельности, ситуации успеха и возможности пережить радость от достигнутого результата и тем самым способствовать дальнейшему продвижению обучающихся в их учебно-познавательной коммуникативной деятельности.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться преподавателем как специальная задача. Как правило, эти мотивы связаны с познавательными интересами обучающихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
Но главная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего обучающихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы занятий, которые будут стимулировать их деятельность. Для плодотворной и эффективной деятельности обучающихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.
Исследования педагогов-новаторов Полат Е.С. и Пассова Е.И. показали, что нетрадиционные формы проведения занятий поддерживают интерес обучающихся к предмету и повышают мотивацию обучения. Нетрадиционный подход к занятиям позволяет побудить обучающихся к активизации умственной деятельности, самостоятельности, скрытым возможностям обучающихся, а это даёт возможность более тесного общения преподавателя со студентами. Такие занятия не требуют изменения программы, они являются логическим завершением той или иной темы. Подобные занятия воспитывают чувство коллективизма и ответственности за свои действия. Нетрадиционные занятия побуждают обучающихся к учебе. Но для удачного проведения нетрадиционного занятия по иностранному языку нужно учитывать следующие принципы:
  • Начинать работу необходимо с предварительной подготовки. Готовятся сами обучающиеся, выполняют предварительные инструкции преподавателя. Подбирается необходимое оборудование.

  • Обязательно включать всех обучающихся в работу. Обеспечивать деловую, рабочую атмосферу.

  • Учитывать уровень подготовленности каждого обучающегося.

  • Оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и интерес обучающихся, их активность, взаимопомощь, которую они проявляют на занятии.

  • Предусматривать минимальное участие преподавателя на занятие.

Нетрадиционные формы занятий по иностранному языку реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы занятий по иностранному языку осуществляются при обязательном участии всех студентов, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

Различают следующие нетрадиционные занятия:

  1. Занятие - диспут (дебаты). Такое занятие характеризуется активным обсуждением спорных вопросов. Ведение дебатов на иностранном языке оказывают помощь в устной практике, сознательном использовании иностранного языка в практических целях. Дебаты формируют следующие навыки:

    • Умение логически и критически мыслить.

    • Умение организовывать свои мысли.

    • Владение устной речью.

    • Риторические умения.

    • Способность работать в группе.

    • Умение держаться на публике.

  2. Занятие – игра. Игра – один из наиболее важных методов и стимулов обучения. Факторы, сопровождающие игру (интерес, чувство удовлетворения, радости) облегчают обучение. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения обучающихся на иностранном языке. В высшей школе целесообразно использование в основном ролевых игр.

  3. Занятие – экскурсия (путешествие) имеет несколько вариантов проведения. Обычно перед проведением такого занятия обучающиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает задания или вопросы, на которые нужно ответить. Каждая группа идёт своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

  4. Занятие – проблема. Для занятия выбирается актуальная ситуация и анализируется с учащимися. Для проблемного метода характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, а предлагаются инструкции. Смысл заключается в стимулировании поисковой деятельности. Для реализации проблемного метода необходимо:

  • Отбор актуальных проблем.

  • Определение особенностей проблемного метода обучения.

  • Личностный подход и мастерство преподавателя.

Для создания проблемной ситуации нужно использовать следующие приёмы:

  • Преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.

  • Преподаватель излагает различные точки зрения на этот вопрос.

  • Преподаватель побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы.

  • Преподаватель ставит конкретные вопросы.

Проблемный метод обучения развивает творческую активность обучающихся, способствует развитию самостоятельности обучающихся, включению их в поисковую деятельность. Он открывает возможности творческого сотрудничества преподавателя и студента, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.

    1. 5. Занятие – проект. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. Работая над проектом нужно соблюдать следующие условия:

  • Тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания обучающихся.

  • Обучающихся необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов из истории и жизни людей разных национальностей.

  • Ориентировать обучающихся по возможности на использование аутентичных текстов.

  • Использовать разнообразное оформление проекта.

  • Тематика должна быть близка и интересна обучающимся.

  • Обучающиеся должны использовать факты из смежных областей знаний.

Работа над проектом представляет собой целостную и последовательную систему, осуществляемую поэтапно:

  1. Планирование. На этом этапе обучающимся предоставляется проблема в скрытом виде, которую нужно сформулировать. Главная задача преподавателя - представить так ситуацию, чтобы обучающиеся самостоятельно отнеслись к решению проблемы.

  2. Выполнение. На этом этапе реализуются языковые и речевые умения обучающихся. Здесь совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы для самостоятельных высказываний студентов. Задача преподавателя – мотивировать говорение обучающихся на иностранном языке и контролировать поэтапную деятельность студентов.

  3. Презентация. Каждая группа защищает свой проект по ранее подготовленному плану. Преподавателю необходимо предотвратить появление ошибок в речи. В день защиты проекта преподаватель должен прокомментировать высказывания студентов, обсудить и оценить ответы.

  4. Контроль. Задача преподавателя – грамотно оценить проект в целом, творческий подход и чёткую презентацию.

Е.С. Полат разработал по виду деятельности следующую типологию проектов:

  • Исследовательские проекты, которые характеризуются продуманной структурой, обозначением целей. Такие проекты имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

  • Ролево-игровые проекты. Проект характеризуется достаточно высокой степенью творчества. Для развития творческой активности в учебный процесс включаются задания, способствующие эмоциональному переживанию фактов иноязычной культуры. В данном случае имеется в виду игровой ролевой проект. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные определённым характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в их начале, а могут появляться лишь к его окончанию.

Основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

    • Игровые и учебные цели, которые предусматривают поэтапное овладение обучающимися определённым уровнем межкультурной коммуникации.

    • Содержание ролевой игры, отражающее взаимодействия и взаимоотношения, которые базируются на текущем учебном материале социально-бытовых тем, которые приобретают определённую сюжетную организацию и развитие.

    • Коммуникативные условия, прежде всего игровые учебно-коммуникативные ситуации, создаваемые самими обучающимися под руководством преподавателя.

    • Реквизит, т.е. любые предметы, которые включаются в ролевую игру и приобретают сообщающее значение.

  1. Информационные проекты, которые направлены на сбор о каком-то событии или явлении. Такие проекты имеют сходную структуру с исследовательскими проектами.

  2. Практико-ориентировочные проекты имеют чётко обозначенный результат деятельности, который ориентирован на социальные интересы участников проекта. Такой проект требует определённого сценария с чётко распределёнными обязанностями всех членов групп.

По признаку предметно – содержательной области проекта Полат выделяет:

    • Монопроекты в рамках одного предмета.

    • Межпредметные проекты. Иностранный язык взаимосвязан с другими предметами, что содействует расширению кругозора обучающихся, обогащает их знаниями по географии, истории, искусству, литературе, знакомит с культурой своей страны и стран изучаемого языка. Всё это можно осуществить при условии использования межпредметных проектов. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, а также достаточно объёмные и продолжительные. Такие проекты требуют подготовленности преподавателей и совместной работы творческих групп обучающихся.

По характеру координации различают:

  • Проекты с открытой, явной координацией. Преподаватель направляет работу обучающихся, помогает и организует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

  • Проекты со скрытой координацией. Преподаватель непосредственно участвует в проекте.

6. Круглый стол представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается по проблеме от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими и др. Участие в круглом столе требует от обучающихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. Поэтому «круглый стол» следует применять по окончании работы над определенной темой или несколькими смежными темами.

7. Занятие-эссе. Данный метод предполагает выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному тексту. Обучающиеся должны уметь в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения. Такая форма занятия развивает логические, аналитическое мышление обучающихся и умение мыслить на иностранном языке.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что наиболее продуктивными и актуальными методами обучения иностранному языку на данный момент являются коммуникативная и проблемная методики. В связи с этим были предложены основные формы и приёмы обучения иностранному языку, которые наиболее активизируют коммуникативную и познавательную деятельности.

Хочется заметить, что нетрадиционные методы как раз стимулируют обучающихся к проявлению речевой активности и в этом их привлекательность и приоритетная значимость.

Немалое внимание было уделено мотивационному аспекту обучения. Основными методами стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности являются создание положительных эмоций, создание ситуации общения, занимательность, новизна содержания, актуальность, учеб­ные дискуссии, ролевые игры.


Литература:
  1. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ. – 2002. - №3. - С.9-13.
  2. Зимняя И.А.Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1978.
  3. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - СПб: КАРО, Мн.: «Четыре четверти». – 2005.
  4. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // ИЯШ. – 2000. - №4. - С.10-12. - №5. - С.17-22.
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // ИЯШ. - 2000. - №2. - С.3- 10. , №3.
  7. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ. - 2002. - №3. - С.41-46.
  8. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ. - 2002. - №3. - С.46-48.
  9. О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/04.doc.
  10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.edu.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle