Библиографическое описание:

Меликулова Ф. А. Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 100-102.

В настоящее время бурного научно-технического прогресса, когда за период жизни одного поколения наука развивается больше, чем за всю историю человечества, традиционная система обучения изжила себя. Создание системы на идее развивающего личностно-ориентированного обучения обусловило иной подход к учебному процессу. Преподаватель вынужден пересмотреть свое отношение к обучаемому предмету. Он перестает быть главным в учебном процессе. В современном образовании личность учащихся является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.

В национальной модели образования Республики Узбекистан «Личность» стоит на первом месте. Значит вся система образования, в том числе и сам процесс обучения, должны быть ориентированы на личность.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр учебного процесса личность учащегося, обеспечение достаточных и хороших условий развития его личных качеств, полную реализацию потенциальных способностей. Приоритетными качествами личности являются высокие этические ценности. Педагогический стиль педагогов состоит в следующем: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не управлять, а соуправлять; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Организация личностного деятельностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах имеет свои особенности.

Личностно-ориентированная учеба – это комплексное и исходящее из активности учащихся обучение, в ходе которого оговоренные между преподавателем и учащимися продукты действия управляют организацией учебного процесса. Речь идет не о дидактической модели, а лишь о дидактико-методической концепции. Другие термины – это педагогически-дидактическая концепция, организация учебы и обучения или учебная архитектура. Деятельностно-ориентированное обучение, как правило, исходит из конкретной ситуации к заданию (1 шаг), чтобы таким образом сначала учиться на конкретном примере, чтобы затем (2 шаг) вывести из этого общую закономерность или объяснить общий принцип. Противоположная концепция представляет собой учебу по инструкциям, сначала объясняется принцип, закономерность или взаимосвязь, чтобы затем возможно представить еще один пример для тренировки.

В принципе, при личностно-организованной учебе учащиеся самостоятельно структурируют и упорядочивают учебный материал, при самоуправляемой учебе учащиеся могут принимать участие в принятии решения о заданиях или методах. Таким образом, учащиеся должны быть подготовлены к жизни и будущей профессиональной деятельности. Подобного рода дидактические концепции, использующие подход, дающий учащимся и другим обучаемым возможность шаг за шагом выполнять самостоятельную работу под собственную ответственность, позволяют учащимся полностью или частично самостоятельно организовывать учебный процесс. При полном самоопределении учащийся сам ставит перед собой учебные цели и осуществляет учебные действия, чтобы достичь учебных целей. Какие учебные действия, где, когда и в какой последовательности выполняет учащийся, определяет он сам. Если учащиеся сами дают урок для других участников или определяют цели обучения, то тогда говорят об учебе через обучение развитие методической компетенции.

Самодеятельность (проявление личной инициативы) как педагогический термин представляет собой деятельность по собственной инициативе и со своей целевой установкой. Это действие может возникнуть спонтанно у учащихся, или же может быть спровоцировано преподавателем. В том случае, если применяется самодеятельность, то это вынуждает учащихся самостоятельно размышлять, и эти размышления затем ведут к различным попыткам решения. Благодаря такому положению вещей ускоряется осознание проблемы и, тем самым, достигается самостоятельность мышления, действия и суждения. В качестве самой важной предпосылки для достижения самодеятельности (инициативности) считается внутреннее участие в решаемых проблемах и предоставлении средств труда.

При всех разногласиях в дискуссиях о понятии «ориентирование на действие при обучении и учебе» бесспорна одна мысль: вышестоящая цель профессионального образования – это профессиональная компетенция действия. Формирование и развитие компетенции действия, такая организация учебы и обучения, в которой учебные процессы ориентированы на важные для профессии рабочие процессы.

Учебный процесс ориентирования на действие это:

  • профессиональное обучение на предприятиях в условиях «полного действия», которое включает самостоятельное планирование, проведение и контроль или оценку профессиональной работы (→ ориентирование на действие как объявление цели профессионального образования);

  • обучение в колледже, в котором учеба строится на основе обстоятельств дела, содержания и проблем, которые имеют соответствие в мире опыта учащихся или предсказуемо могут быть получены (→ ориентирование на действие как принцип обучения);

  • как психологически обоснованное структурирование всех учебных процессов, чаще всего на основе когнитивно-психологических теорий, теорий регуляции действия, или на основе прагматической связи обеих разновидностей теорий (абстрактная конструкция, абстрактное мышление или мысленное представление себе чужих действий);

  • как организация учебных процессов, в которых учащиеся учатся, по возможности, через самостоятельное действие, однако как минимум через активное действие, во всяком случае не через абстрактное, т.е. мысленное представление себе чужих действий (учеба через изучение случая, через проект, эксперимент);

  • как учеба на конкретных действиях, результат которых определяется не на основании обеспеченного познания (направления естественных наук), а выполнения конкретного действия (выполнить проверку работоспособности электрической схемы, чтобы проверить ее правильность);

  • как планирование и организация учебных процессов с целью развить у учащихся способность из полученных знаний (в самом широком значении) делать общее выводы (→ развитие личности, формирование общечеловеческих ценностей);

  • как развитие и передача скрытого (неосознанного) знания (→ поиск ошибки, как основа для устранения ошибок);

  • ориентирование на действие, как признак необходимой предпринимателю самостоятельности (мышление и действие с позиции предприятия, а также как наемного работника);

  • как подготавливающее развитие компетенций для выполнения непредсказуемых профессиональных, общественных и индивидуальных требований (→дальновидные, компетентные действия).

Надлежащие общие типовые условия для реализации принципа ориентирования на действие при обучении специальных дисциплин вытекают из измененного понимания роли преподавателя и учащегося, как определяющего знание признака новой учебной культуры. Эта новая учебная культура, которая основывается на идее обучения на протяжение всей жизни, способствует активности и конструктивности учебы так же как и самоуправление и кооперация, олицетворяет собой основополагающее переориентирование понимания учебы и обучения. Самостоятельно организованная учеба представляет собой основную модель новой учебной культуры.

«Самостоятельно организационная» – это такой вид учебной формы, который, в отличие от традиционных методов, предоставляет учащимся более высокую степень самоопределения.

Новая учебная культура означает прощание с концепцией передачи только знаний и переход к самоуправляемой учебе.

Врезка1Врезка2


Врезка3Врезка4


Врезка5Врезка6



Врезка8Врезка7






Организация, ориентированная на учебу и обучение учащихся, делает ставку на учебный процесс и на учебные действия и является

  • деятельностно-ориентированной

  • самоуправляемой

  • способствующей активности/действиям признаки

  • развивающей компетенцию

  • подкрепляемой техническими средствами обучения

Их реализация предполагает изменение в понимании ролей и новую учебную культуру.


Отличительные признаки человеческого действия

Действие целенаправленное и осознанное, т.е., результат действия уже мысленно предопределен.


Врезка9Врезка10Врезка11


Врезка12



Деятельность человека состоит из иерархически-последовательно расположенных элементов действия. При регуляции действия из цели и частных целей формируется «психическая структура» действия, которая управляет «конкретными действиями».

(Врезка13представление → знание о выполнении действий видимым внешним осуществлением действий).

Действия могут осуществляться абстрактно/мысленно как абстрактное/ мысленное пробное действие и проверяться их последствия (напр., мысленный или умозрительный эксперимент).

Чтобы организовать учебный процесс, основанный на систематике действия, преподавателю нужна хорошая методическая подготовка.


Литература:
  1. Jantsch, E.: Die Selbstorganisation des Universums. München. 1992

  2. Cramer, F.: Chaos und Ordnung. Frankfurt a. M.; Leipzig, 1993

  3. Ваквиту К.(WACKWITU). Шаги для самостоятельного получения специальной информации. 2003.

  4. Д.Джалолова. Развитие самостоятельной и творческой деятельности учащихся по специальным дисциплинам. Дисс.канд.наук. Ташкент. 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle