Автор: Никитин Александр Сергеевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Библиографическое описание:

Никитин А. С. Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Баскетбол» // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 175-177.

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их развития, и в связи с этим, тщательной организации учебно-воспитательной работы [2]. Баскетбол отличается многообразием применяемых в учебно-тренировочном процессе средств и методов и является одним из средств физического развития и воспитания молодежи [3]. Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания [6].

Поэтому возникла проблема обеспечения содержания занятий по баскетболу на основе образовательной программы. В частности, появилась необходимость в создании программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности. В соответствии с законом «Об образовании» любая образовательная деятельность по учебным предметам вообще и физической культуре в частности должна осуществляться на основе образовательных программ, которые либо рекомендованы соответствующими организациями (Управление образования, Министерство образования), либо разработаны специалистами образовательного учреждения. Мы разработали свой вариант такой программы.

Обеспечение содержания занятий через реализацию школьной программы затруднено, поскольку речь идет о дополнительном образовании, углубленном изучении раздела «баскетбол», да и контингент занимающихся разновозрастный. Обеспечить содержание занятий на основе программы ДЮСШ не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцировано по годам обучения и уровню спортивного мастерства.

Программа «Баскетбол» является модифицированной и разработана на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования, представляя собой результат модификации программ для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) [5], программы по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений [1]. Предлагаемая программа содержит пояснительную записку, основные положения теоретической подготовки, физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, контрольные тесты.

В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, учреждений дополнительного образования, программ общеобразовательных учреждений «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов» (рекомендованы Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации,1996 год) и основопо­лагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, ре­зультаты научных исследований и передовой спортивной практики [5].

Основная цель программы - создание условий для полноценного физического развития и укрепление здоровья школьников посредством приобщения их к регулярным занятиям баскетболом.

Исходя из заданной цели, были сформированы следующие задачи:

1. Образовательные (формирование и развитие потребности воспитанников в систематических занятиях физической культурой и спортом, в здоровом образе жизни; ознакомление учащихся с видом спорта баскетбол, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований).

2. Развивающие (укрепление опорно-двигательного аппарата детей; обеспечение разностороннего физического развития учащихся, укрепление здоровья, закаливание организма; развитие физических качеств, индивидуальных способностей).

3. Воспитательные (формирование дружного, сплоченного коллектива, способного решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; выработка устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом; пропаганда здорового образа жизни).

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к ведению здорового образа жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Новизна и оригинальность в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься баскетболом, предъявляя посильные требования в процессе обучения.

В учебно-воспитательном процессе, протекающем в соответствии с представленной нами программой, применяются следующие методы работы: репродуктивный, практический, словесные методы, методы наглядности и методы упражнений [4,5].

Репродуктивный метод. Использование данного метода обеспечивает прочное усвоение знаний детьми путем многократного повторения знаний, обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время.

Практический метод. В данном методе преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. При использовании практического метода у детей формируется умение осознавать цель работы, анализировать задачу и условия ее решения, делать анализ, выводы.

Словесные методы. В усвоении обучающимися систематических знаний и двигательных навыков большое значение имеет устное изложение материала в виде рассказа, лекция, объяснений, бесед и кратких замечаний. При изучении нового приема (действия) педагог объясняет сущность его выполнения, придерживаясь следующего плана; называет прием, действие, объясняет его, сообщает об особенностях выполнения и применения.

Методы наглядности. К этой группе методов относится показ изучаемого в натуре или изображение на схеме, видеофильме, фотографии. Изучаемый прием показывает педагог или один из обучающихся. Важно, чтобы он был образцовый.

Методы упражнений. С помощью словесных методов и методов наглядности лишь создается представление об изучаемом материале, да и то не совсем полное. Чтобы полностью овладеть техникой и тактикой, необходимо применять методы упражнений, то есть организованно повторять определенные приемы и действия. Приемы разучиваются в целом, по частям и в условиях соревнования.

Отдельные технические приемы целесообразно изучать в целостном виде, ибо при расчленение на мелкие части овладение ими усложняется. При устранении ошибок внимание детей обращается на недостатки в ходе целостного выполнения.

Программа рассчитана на 5-летний срок обучения и апробирована на протяжении трех лет, что позволило не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, но и получить высокие спортивные результаты. Команда объединения «Баскетбол» ЦДТ «Олимп» является призером соревнований по баскетболу среди команд Приволжского района г. Казани и победителем соревнований по баскетболу на Кубок Олимпа. Педагогическая целесообразность 5-летней программы по баскетболу, как и во многих других видах спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. 5-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и уровню физической подготовленности.

Таблица 1

Учебно-тематический план изучения материала по баскетболу, 4 часа в неделю (144 часа в год)

п/п

Раздел программы

1 г.о.

(часы)

2 г.о.

(часы)

3 г.о.

(часы)

4 г.о.

(часы)

5 г.о.

(часы)

Тео

рия

Пр-ка

Все

го

Тео

рия

Пр-ка

Все

го

Тео

рия

Пр-ка

Все

го

Тео

рия

Пр-ка

Все

го

Тео

рия

Пр-ка

Все

го

1

Теоретическая
подготовка

8


8

6


6

6


6

4


4

4


4

2

Общая физическая подготовка

5

15

20

4

16

20

4

10

14

2

8

10


8

8

3

Специальная физическая подготовка

5

15

20

5

15

20

5

15

20

2

16

18

2

14

16

4

Техническая подготовка

5

20

25

6

20

26

6

20

26

2

22

24

2

20

22

5

Тактическая
подготовка

5

15

20

6

18

24

6

20

26

8

20

28

10

20

30

6

Игровая подготовка

5

25

30

4

20

24

6

20

26

6

22

28

6

24

30

7

Судейская практика

5


5

5

5

10

4

6

10

4

10

14

4

10

14

8

Контрольные, календарные игры

2

14

16

2

12

14

2

14

16

2

16

18

2

18

20

ВСЕГО

40

104

144

38

106

144

39

105

144

30

114

144

30

114

144


Реализация в совокупности разделов программы, представленных в учебном плане (таблица 1), в течение 5 лет обучения, позволяет нам предопределить планируемый результат: сохранность контингента воспитанников - 87%; освоение технико-тактических действий баскетболиста - 87% обучающихся; выполнение контрольных нормативов - 75% воспитанников; привлечение 30% воспитанников к работе по проведению традиционных мероприятий; участие 70% воспитанников в спортивно-массовых мероприятиях; овладение навыками инструкторско-судейской практики - 60% воспитанников УТГ; поступление 10% спортсменов в учреждения физкультурно-спортивной направленности; рост динамики спортивных личных достижений в выбранном виде спорта у 75% детей.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: спортивные праздники, конкурсы; матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста; соревнования школьного, районного и городского масштабов; контрольные тесты и упражнения; тестирование. Итогом обучения в объединении является присвоение обучающимся сертификатов инструктора по баскетболу или справок о прохождении 5-летнего курса обучения.

Таким образом, учитывая все особенности разработанной нами образовательной программы по предмету «Баскетбол», можно утверждать, что она является эффективной для решения поставленной цели и способствует достижению планируемых результатов обучающимися.


Литература:

  1. Абзалов Р.А. Программа по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учебных заведений.- Казань: Просвещение, 1996.- 54 с.

  2. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций).- Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002.- 206 с.

  3. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский - 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 336 с.

  4. Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры.- М.: Физкультура и Спорт, 1997.- 480 с.

  5. Портнов Ю.М., Луничкин В.Г., Башкирова В.Г., Духовный М.И. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР // Советский спорт.- 2004.- 100 с.

  6. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В; Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 520 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle